Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Бегство от свободы»



Какова цель книги?

Эрих Фромм в своей книге " Искусство любить" пишет, что " если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.
Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый – овладение теорией; второй – овладение практикой. Стать мастером в любом искусстве – овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство".
Э. Фромм пять элементов любви:
1. Давание. " Любовь значит, прежде всего, давать, а не брать. В этом элементе проявляется выражение собственной жизненной способности, что побуждает другого человека тоже стать дающим, разделяя друг с другом радость, которую внесли в жизнь"
2. Забота и заинтересованность. " Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Сущность любви - это труд... каждый любит то, для чего он трудится, и каждый трудится для того, что он любит".
3. Ответственность. " Быть " ответственным" значит быть в состоянии готовности " отвечать".
4. Уважение. " Способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность".
5. Знание. " Я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении - единственный путь полного знания - это акт любви".
Э. Фромм считает, что " Подлинная любовь это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание".
Созидательность - это потребность видеть наглядные результаты своей деятельности и способность их достигать, невзирая на возможные трудности.
Забота - целенаправленное содействие чьему-либо благу.
Э. Фромм пишет, что " любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить; но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. Это относится и к любви к животным и цветам. Если какая-то женщина скажет нам, что любит цветы, а мы увидим, что она забывает их поливать, мы не поверим в ее любовь к цветам. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Сущность любви –это труд для кого-то и содействие его росту, что любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится, и каждый трудится для того, что он любит.
Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности отвечать». Любящий человек чувствует себя ответственным. Жизнь его брата это не только дело самого брата, но и его дело. Он чувствует ответственность за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Эта ответственность в случае матери и ребенка побуждает ее к заботе, главным образом, о его физических потребностях. В любви между взрослыми людьми она касается, главным образом, психических потребностей другого человека.
Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Э. Фромм пишет, что забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности отвечать».

Что отличает человека от животного?

Именно с анализа «человеческой ситуации» начинает излагать Фромм проблему человеческой природы. С его точки зрения, генетической предпосылкой появления человека был возникший на определенной стадии эволюции природы процесс ослабления биологической приспособляемости животного к окружающей среде. Факт появления человека, по его мнению, является следствием негативного процесса естественной эволюции. Чем менее совершенным становится биологический аппарат инстинктивного приспособления животного к миру, тем более развиваются его мозг и способность к мышлению, к сознательной ориентации в мире.
По мнению Фромма, эволюционное учение Ч. Дарвина — серьезный вклад в изучение понятия «человеческая природа»; оно позволило описать специфическую природу человека с позиций анатомии, нейрофизиологии и психологии. Представителями эволюционного направления Фромм помимо Ч. Дарвина считает К. Маркса, Р. Бурке, Т. де Шардена и себя.

Определяя особенности человеческой ситуации, Фромм противопоставляет ей условия жизнедеятельности животного. Хотя животные ведут жестокую борьбу за выживание, они живут в гармонии с природой. Действия животного в той или иной ситуации задаются механизмом наследственных инстинктов. У животного отсутствует самосознание, его не мучают вопросы о смысле жизни, правде, добре и зле, справедливости. Бытие животного всегда тождественно природе и никогда не трансцендентно ей.
Человек никогда не освободится от двойственности своего существования: он не может освободиться ни от своего тела, ни от души. В отличие от инстинкта разум не является жестко детерминированным механизмом, он базируется на иных принципах, чем изначально предопределенные инстинктивные реакции, рациональное поведение может изменяться, гибко следовать за изменением ситуации. Но разум рождает противоречия, которые имеют и отрицательную сторону. «Самосознание, разум и воображение разрушали " гармонию», свойственную животному существованию. Их появление превратило человека в аномалию, причуду мироздания. Человек — часть природы, он подчинен ее физическим законам и не может изменить их, но тем не менее он выше остальной природы»3. Человек является частью целого и в то же время отделен от него. Природа — дом человека. Но обладание самосознанием делает его бездомным. Брошенный в случайное время и в случайное место в этот мир, он выталкивается из него опять же случайно. «Обладая самосознанием, он осознает собственное бессилие и ограниченность своего существования. Он предвидит собственный конец — смерть».

Образ человеческой ситуации повторяется у Фромма из книги в книгу. Человек осознает свою конечность —это отличает его от животного, но в то же время он остается частью природы. Проблема в том, что сознание, отделяющее человека от остальной природы, выступает элементом физического существования человека, включено в процесс жизни. Фромм как философ привычно отделяет сознание от природы, рассматривая его в качестве внеприродного феномена. Фромм как психолог рассматривает сознание, самосознание, предвидение в качестве реального механизма выживания.

В чем состоит противоречивый характер свободы?

Процесс развития свободы человека имеет диалектический характер. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой, активизации мыслительной функции, укрепления человеческой солидарности. Но с другой стороны, развитие индивидуализации приводит к усилению изоляции, неуверенности; а следовательно, становится более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни. Одновременно растет и чувство бессилия и ничтожности человека.
Что общего между авторитарной психологией и садомазохизмом? Что объединяет садизм и мазохизм?

Авторитаризм - это отступление: полный отказ человека от завоеванной ранее свободы в попытке преодолеть изоляцию и сбросить сковывающие его узы, устранив тем самым разрыв, который возник между его личным «я» и окружающим миром. Это вынужденное бегство, впрочем, как и любое другое бегство от нависшей угрозы, которая вызывает панический страх, и в то же время оно связано с более или менее полным отказом от индивидуальности и целостности человеческого «я». Подобное решение как бы отодвигает тревогу на второй план, избавляет от паники и делает жизнь вполне сносной, но, с другой стороны, оно не решает самой проблемы, не углубляется, в ее суть, и за него потом приходится расплачиваться тем, что вся жизнь человека превращается в одну сплошную вынужденную суету.
Ярко выраженные формы этого механизма можно видеть в стремлении человека к подчинению и покорности или же другими словами – в мазохистских и садистских наклонностях.
Вполне возможно и логически оправданно предложение называть общую цель, которая лежит в основе садизма и мазохизма симбиозом. В психологическом смысле этого слова, симбиоз есть своеобразный союз, то есть взаимовлияние и взаимозависимость, одной личности с другой (или же с силой, внешней по отношению к индивидууму), в котором каждая из сторон лишается своей индивидуальности, своего «я». Садист и мазохист одинаково остро нуждаются каждый в своем объекте. И в том и другом случае теряется собственное «я». Формула приблизительно такова: в первом случае я растворяюсь во внешней силе, я больше не существую; во втором – меня становится больше за счет включения в себя другого индивидуума, приобретая определенную уверенность при этом, которой у меня не было ранее. Но и в первом, и во втором случаях основную роль играет неспособность вынести одиночество своего собственного «я».

Каковы психологические причины успеха нацистской идеологии в Германии?

С точки зрения психологического анализа жажда власти есть проявление не силы, а, наоборот, слабости. Стремление к власти ярко свидетельствует о неспособности личности выстоять в одиночку и жить, опираясь на свои собственные силы, то есть оно является отчаянной попыткой найти замену, дополнительную силу, когда собственных сил не хватает.
... Так как понятие «садистско-мазохистский» имеет отношение к извращениям и неврозам, мы предпочитаем употреблять по отношению к характеру термин не «садомазохистский», а «авторитарный», особенно в тех случаях, когда речь идет не о невротиках, а о вполне здоровых людях. Это определение вполне оправданно и логично, так как личность садомазохистского характера всегда определяется особым отношением к власти. Такой человек высказывает свое восхищение властью и стремится обрести подчинение, но вместе с этим он желает сам стать этой властью и господствовать над другими....
личность Гитлера, его теории и учения, да и вся нацистская система в целом, есть крайнее проявление того типа характера, который мы ранее уже назвали «авторитарным»; так что Гитлер смог привлечь на свою сторону ту часть населения, которой были свойственны черты именно такого типа характера.
Разумеется, именно вожди имеют все права наслаждаться плодами власти, которую они сосредоточили в своих руках, НО и массы не лишены не которого садистского удовольствия. Сначала расовые и политические меньшинства в Германии, а позже и целые народности, которые «верхушка» признает слабыми и неразвитыми, – вот те самые объекты. отданные на растерзание немецкому народу, чтобы тот удовлетворил свои садистские наклонности... Отчаяние, которое охватывает автоматизированных людей, является своеобразной пищей для политических целей фашистских лидеров.

Какие механизмы бегства от свободы осуществляются в современном обществе?

Индивидуум теряет самого себя; общепринятая мораль навязывает ему определенный тип личности, и он его с готовностью принимает, превращаясь при этом в " одного из» и становясь точно таким же, как и все остальные, и таким, каким они хотят его видеть.
... Как только человек отказывается от самого себя и превращается в робота, он перестает испытывать чувство тревоги и одиночества, подобно миллионам других таких же людей-машин. Цена такому изменению – утрата своего «я».
Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят индивидуума в крайне неустойчивое положение. Неважно, что он сам не знает, кто он есть на самом деле зато другие будут знать, ценить и любить. Но это случится лишь при условии, что он будет вести себя в соответствии с их ожиданиями;
уверенность в себе, «чувство собственного достоинства» превращаются лишь в отражение того, что думают о человеке другие. У него нет никакой уверенности в собственной ценности, не зависящей от его популярности и рыночного успеха. Если не него есть спрос, то он считает себя «кем-то»; если же он не популярен, он и в собственных глазах попросту никто. Эта зависимость самоуважения от успеха предлагаемой «личности» объясняет, почему для современного человека популярность стала настолько важной. От нее зависит не только успех в практических делах, но и способность человека сохранить самоуважение; без нее человек скатывается в пропасть неполноценности.

Какую угрозу для общества таит в себе психология соглашательства и автоматики?

Обратимся к еще одному механизму, чрезвычайно важному в социальном плане. Этот механизм представляется большинству здоровых людей в современном обществе неким спасительным решением. Одним словом, индивидуум теряет самого себя; общепринятая мораль навязывает ему определенный тип личности, и он его с готовностью принимает, превращаясь при этом в «одного из» и становясь точно таким же, как и все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Стираются грани между собственным, личным «я» и окружающим миром, а вместе с тем испаряется и страх перед одиночеством и бессилием. Но это опасно для общества тем, что если мы не будем принимать в расчет всю палитру переживании среднего автоматизированного человека, мы будем не в состоянии осознать ту опасность, которая угрожает нашей культуре: готовность принять любую идеологию и любого вождя за обещание волнующей жизни, за предложение политической структуры и символов, дающих жизни индивидуума какую-то видимость смысла и порядка. Отчаяние, которое охватывает автоматизированных людей, является своеобразной пищей для политических целей фашистских лидеров.

Что такое «спонтанная деятельность»? Что необходимо осуществить человеку для ее реализации?

Спонтанная деятельность – это не принудительная деятельность, навязанная человеку его собственным бессилием и чувством одиночества; это не бездумная деятельность автомата, обусловленная некритически м восприятием действительности, существующей вне его. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности; само слово «спонтанный» произошло от латинского слова «sponte», что значит «само собой», «по собственному побуждению».

Каковы же общие условия для этого? Нерациональное бесплановое общество должно быть заменено обществом с плановой экономикой, которая позволит объединять и концентрировать усилия всего общества. Общество должно овладеть социальными процессами так же рационально, как овладело процессами природными. Главное условие (для этого – уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике без какой-либо ответственности перед массой людей, чьи судьбы зависят от их решений. Мы можем назвать такой общественный строй демократическим социализмом.

Индивидуум может брать на себя ответственность за свой труд и при менять свою творческую мысль лишь в условиях плановой экономики, при которых вся нация овладела экономическими и социальными смыслами. Важно, чтобы индивидууму была предоставлена возможность подлинной активности, что бы единство цели общества и индивидуума превратилось из

лозунга в реальность, чтобы индивидуум активно при менял в работе свое способности, что бы он мог ощутить ответственность за свой труд, потому что этот труд имеет смысл и цель в плане его человеческих задач. Мы должны заменить манипулирование людьми активным и разумным сотрудничеством.

Экономика, основанная на плановом подходе в масштабах достаточно крупной промышленной системы, требует значительной централизации, а следовательно, и бюрократического аппарата, который бы управлял всей этой машиной. Но для того, чтобы каждый индивидуум и каждая общественная ячейка получили доступ к контролю и управлению системой, необходим процесс, обратный централизации. Если момент планирования в высших эшелонах власти не будет поддержан инициативой снизу, если поток общественной жизни не будет расти, то плановая экономика в конце концов окажется всего лишь новой формой манипулирования народом.

Понятно, что противоречие между плановой экономической системой и активной индивидуальной деятельностью каждого человека является одним из основных моментов, которые представляют некоторое трудности для организации условий подлинной демократии.

Вот в этом-то и состоит основная проблема нашего общества – как совместить централизацию с децентрализацией. Пожалуй, можно сказать, что эта задача не такая уж и сложная, как и все те, решение которых привело человечество к полному господству над природой. Но тем не менее, решить ее мы сможем лишь в том случае, если мы сами осознаем необходимость этого решения, если мы уверуем в людей, в их способность заботиться о своих подлинных человеческих интересах.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.