Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





пьесы Петра Гладилина «Другой человек»



 

Дорогие коллеги, следующий семинар состоится по расписанию, 11 мая, в понедельник, в 19: 00, в зуме.

 

Подключиться к конференции Zoom

https: //us02web. zoom. us/j/82667224046

Идентификатор конференции: 826 6722 4046

 

Тема: ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ В ДРАМЕ:

пьесы Петра Гладилина «Другой человек»

и Юрия Клавдиева «Я, пулеметчик».

Вопросы и задания к пьесе Петра Гладилина «Другой человек»:

1. Какие особенности пьесы во время чтения показались особенно странными и вызвали у вас недоумение?

2. Какую функцию в драматургической композиции выполняет предисловие «От автора»? Как в нем связаны три истории о памяти и забвении, и как эти истории соотносятся с основными событиями пьесы (хорошо бы их выделить)?

3. Как в пьесе перекликаются ситуация кризиса идентичности персонажей и мотивы памяти/забвения?

4. Найдите эпизоды, где автор обращает особое внимание на имагинативный статус своих персонажей. Как их воображение влияет на процессы самоидентификации и идентификации другого?

5. Как в пьесе происходит «перетекание» слов и воспоминаний от одного персонажа к другому? Зачем автор создает образы гротескных субъектов, как бы существующих «на переходе границ» своих и чужих слов и воспоминаний?

6. Зачем автор в исходной ситуации дает следующее примечание: «Все числительные могут меняться в зависимости от возраста актрисы и актера»? Имеет ли эта авторская рекомендация отношение к рецептивной позиции читателя? Если имеет, то можно ли считать всю пьесу своеобразным драматургическим экспериментом не только с идентичностями вероятностных актеров, но и с идентичностями читателя?

7. Сколько смысловых частей в этой одноактной пьесе? По какому принципу их можно выделить и определить связь между основными событиями (перипетиями) в драматургическом действии?

8. Категория другого/другости, как вы заметили, является весьма значимой для сюжета произведения. Как она освещается в развитии конфликта, и какое значение в этом освещении имеет воображение и память персонажей?

9. Как бы вы определили основное сюжетное противоречие – конфликт – пьесы, используя понятия другой, кризис идентичности, память/забвение, воображение?

 

Вопросы и задания к пьесе Юрия Клавдиева «Я, пулеметчик»:

1. Что в пьесе представляется особенно странным и непонятным?

2. Какую функцию в драматургической композиции выполняют ремарки (в частности, обозначение пауз)? Как благодаря им автор создает композиционный декупаж, т. е. монтирует из сценических фрагментов одноактную пьесу, акцентируя внимание читателя на связи между ними? Как в каждом из фрагментов соотносятся кругозор главного героя и его окружение?

3. Какое значение в пьесе имеет выбор «типовых персонажей» (юноши-гангстера и деда-ветерана-«первопредка»)? Сколько раз и по какому принципу их голоса сменяют друг друга?

4. Как в пьесе происходит «перетекание» слов и воспоминаний от одного персонажа к другому? Зачем автор создает образы гротескных субъектов, как бы существующих «на переходе границ» своих и чужих слов и воспоминаний? Можно ли определить композиционно-речевую форму художественного целого всего произведения как монодраму, если в ней присутствуют два голоса? Кстати, в каком хронотопе – реальном или воображаемом – звучит голос деда?

5. Как в пьесе перекликаются ситуация кризиса идентичности и мотивы памяти/ воображения?

6. Найдите эпизоды, где автор обращает особое внимание на имагинативный статус юноши. Как воображение и память – индивидуальная и коллективная – влияют на процесс его самоидентификации?

 

Итоговые вопросы:

1. Категория другого/другости в пьесе Клавдиева, как и в пьесе, Гладилина, является значимой для развития конфликта. Как она проявляется в каждом из произведений, и какое значение в этом освещении имеет воображение и память персонажей?

2. В чем сходство и принципиальное различие конфликтов рассмотренных произведений? Как понятия другой, кризис идентичности, память/забвение, воображение/воображаемый мир помогают их точнее определить и, тем самым, глубже понять позиции авторов?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.