Таблица «Отграничение умственной отсталости от сходных состояний»
Таблица «Отграничение умственной отсталости от сходных состояний»
Состояние
| Сходство
| Отличие
| ЗПР
| У всех детей с ЗПР и УО не сформирована готовность к школьному обучению. Сходны некоторые причины возникновения ЗПР и УО: интоксикации, инфекции, болезни, алкоголизм и наркомания родителей, патологии беременности, родовые травмы. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности. При работе с детьми и с ЗПР и с УО нужно опираться на «зону ближайшего развития». Задействовать компенсаторную возможность организма. И в том, и в другом случае необходима ранняя диагностика и коррекция. И при ЗПР и при УО дети нуждаются в медикаментозной поддержке, только на разном уровне
| - Обратимое состояние
- Парциальность
- Развитие мозаичное (скачками)
- Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщения
- Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамика
- Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, внимание
- Игровая деятельность способствует к развитию
- Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекции
- Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении задания
- Овладевают навыками изобразительного искусства
- Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенка
- Нет грубых проявлений в неврологическом статусе
| Нарушение слуха (глухота)
| Снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние.
Дети с дефектами слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых.
Такие дети (слабослышащие, слабовидящие) при отсутствии своевременного корригирующего обучения могут не только производить впечатление умственно отсталых, но и фактически отставать по умственному развитию от сверстников. Но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости.
| Если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п. ), то они их выполняют.
Незначительный дефект слуха позволяет самостоятельно ребёнку овладеть речью, общаться с помощью речи.
Наглядно – действенное, наглядно – образное мышление развиваются без отклонений.
Слабослышащий ребенок отличается от умственно отсталого также более высоким уровнем развития личности, который проявляется в большей адекватности понимания жизненных ситуаций, в осознании своих трудностей, в умении критически отнестись к себе и окружающим. В отличие от олигофренов, слабослышащий ребенок относительно легко усваивает счетные операции и пользуется переносом усвоенных знаний.
|
РАС
|
Группа аутистического дизонтогенеза - Уровень оценки интенсивности средовых воздействий
Возможные степени умственной отсталости - F72-F73
| Отсутствие или слабая выраженность комплекса оживления, отсутствие ответа на улыбку, слабая реакции на человека вообще, не выделяют мать и других близких, недифференцированность выражения желаний и неудовольствия, отсутствие речи, трудность формирования навыков самообслуживания, «полевое» поведение.
| При УО меньше степень отрешенности от окружающего, лучше устанавливается зрительный контакт, более выражены витальные потребности, не столь резкая реакция на изменение обстановки. Значительно хуже при УО ориентировка в пространстве, различны особенности моторики (суетливая бесцельная расторможенность или адинамия при УО и пластичность, причудливость спонтанных движений, диссоциация между спонтанной и произвольной двигатель-ной активностью при РАС).
| Уровень аффективных стереотипов
F72-F71
| Нарушение адекватности взаимодействия с окружающим, трудности привлечения внимания к нужному предмету или явлению, сложность обучения бытовым (а часто и гигиеническим) навыкам, самообслуживанию, однообразие, манипулятивность игры, нарушение и задержка в речевом и моторном развитии.
| При РАС отмечаются более стойкие и разнообразные стереотипии, в речи - своеобразие просодики, неологизмы, отставленные и смягченные эхолалии, иногда интерес к знаку. При РАС степень нарушений контакта со средой меньше, привязанность к матери часто носит характер симбиоза. Страхи при УО относительно понятны, более адекватны и не столь стойки. В динамике развития при РАС могут быть внешне немотивированные периоды регресса.
| Уровень аффективной экспансии
F70 с негрубым лобным синдромом
| Формальность в контакте, холодность и безразличие к окружающим, отсутствие сострадания и сопереживания, хорошая механическая память, изобилие штампов в речи и др.
| Разный уровень интеллекта и обучаемости (особенно наглядно проявляется в условиях диагностического обучения).
| Уровень базальной аффективной коммуникации F70, субклинические формы, интеллектуальная норма
| Пассивность, недостаточная инициативность, невыраженность интересов, слабость реакции на окружающее, задержка развития тонкой (иногда и речевой, и общей) моторики.
| При РАС характерны чуткость реакций на окружающее, сензитивность, особенно в отношение других людей, закрытость внутреннего мира, часто наличие скрытых интеллектуальных интересов, зависимость интеллектуальной продуктивности и поведения от внешних условий.
| Уровень символических регуляций Субклинические формы, интеллектуальная норма
| Кроме некоторой замедленности реакций (в части случаев), общего практически нет.
| Различия прежде всего касаются уровня интеллекта и его влияния на развитие других функций
| Алалия
| - Позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам;
- похожий лепет;
- очень малый запас слов; - испытывают трудности при понимании прочитанного связного текста, в том числе и условий задачи;
- трудности при выполнении в уме счетных операций, усвоении разрядов цифр
- замедленные темпы психического развития.
| - У детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. --- Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой;
- дети с МА заинтересованы в обучении, получение новых знаний, дети с УО не проявляют интереса;
- дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО плохо принимают помощь;
- дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО малокритичны к своим ошибкам и неудачам;
- у детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети выполняют аналогичные действия на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанно не формируется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий;
- дети с МА лучше понимают речь, дети с УО с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т. д.;
- у детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении;
- у детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов;
у детей с МА степень обучаемости выше;
- у детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный; - у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.
|
|