|
|||
Зорин СС. Визуальная экокультура музеев . Усадьба АбрамцевоЗорин СС Визуальная экокультура музеев Усадьба Абрамцево
Среди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов Архангельского, Кускова и Останкина Абрамцево с его скромным домом не представляет с точки зрения архитектуры интереса, являясь обычным образцом мелкопоместных дворянских усадеб того времени. Значение Абрамцева заключается в том, что ему выпала завидная участь — дважды на протяжении XIX века усадьба была одним из центров русской культурной жизни. Эту прогулку можно назвать " По следам Бабы-Яги". Казалось бы, при чём тут Баба-Яга? А вот при чём. Во-первых, в Абрамцево жило столько знаменитых великих людей, что написать " По следам" кого-то одного из них было бы несправедливо по отношению к остальным. Во-вторых, все домики в округе о ней напоминают. И в-третьих, недалеко от входа в усадьбу мы видим такой вот замечательный памятник. Усадьба в разное время принадлежала двум известным владельцам – писателю Сергею Аксакову, которого мы знаем по сказке «Аленький цветочек», и известному русскому промышленнику, предпринимателю, меценату, строителю Ярославской железной дороги и покровителю искусств Савве Мамонтову. Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 г., когда его приобретает писатель С. Аксаков. «Раем земным» называл Аксаков свое любимое Абрамцево. Красота, богатство здешней природы поражала его до глубины души: «Вода в реке Воря свежая, глубина одинаковая, дно – паркет из мелкого песку. Уженье и бранье белых грибов – все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
С. Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, М. С. Щепкин, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, М. П. Погодин, Н. М. Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет. Многие из них подолгу жили в усадьбе. Этот период истории усадьбы можно назвать литературным периодом. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника», «Аленький цветочек», а Гоголь писал второй том «Мертвых душ». А первую свою книжку Аксаков выпустил в возрасте 56 лет, это уникальный случай в русской литературе. Называлась эта книга «Заметки об ужении рыбы».
Купив Абрамцево, Аксаков пишет Гоголю: " Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас! " Он просто боготворил писателя, и Гоголь этим беззастенчиво пользовался - подолгу жил тут, но капризничал, обижался, всех поучал и постоянно был всем недоволен.
" Вот, наконец, за все терпенье Судьба вознаградила нас: Мы, наконец, нашли именье По вкусу нашему, как раз. Прекрасно местоположенье, Гора над быстрою рекой, Заслонено от глаз селенье Зеленой рощею густой. Там есть и парк, и пропасть тени, И всякой множество воды; Там пруд — не лужа по колени, И дом годится хоть куды. " (С. Аксаков об Абрамцево) Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов, промышленник-миллионер. И наступает " художественный" период в жизни усадьбы, в отличии от " литературного", аксаковского. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты — В. Д. Поленов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова.
Мамонтов был очень творческий, незаурядный человек. Он изучал технику классического пения в миланском театре Ла Скала, учился живописи, играл на драматической сцене, прекрасно делал керамику и майолику, но в историю русской культуры он вошёл главным образом как меценат. Его называли " Савва великолепный, покровитель искусства". Его заслуги потребовали бы отдельной темы. Ну например, " Мамонтовская частная опера", в которой обрёл славу Фёдор Иванович Шаляпин. Благодаря Савве стал популярен Модест Петрович Мусоргский. Мамонтов во всем поддерживал Римского-Корсакова. Это его заслуги перед музыкой.
Что касается живописи, то здесь, в Абрамцево, собирался так называемый " Мамонтовский кружок". Большинство знаменитых художников здесь подолгу жили и работали, хозяин создавал им для этого все условия. Кстати, о названии усадьбы. Большинство специалистов склоняются к тому, что «Абрамцево» произошло от слова «обрамк». Это слово обозначает крутой овраг, расположенный рядом с прудом, рекой. Но московский говор акающий и поэтому, со временем, Обрамцево стало называться Абрамцево. Вот с этого балкончика мы видим овраг, спускающийся к реке Воре.
В усадьбе бережно сохраняется изразцовая скамья, сделанная по эскизам Врубеля. Сесть на неё нельзя, пришлось фотографировать через стекло. Сам Врубель окончил свои дни в клинике для душевнобольных. В общем, такая мысль сама напрашивается, если рассматривать его произведения. Мамонтов очень переживал из-за кончины друга. Вот это здание со странным названием " Баня-Теремок" было построено архитектором Иваном Ропетом. Изначально избушка действительно планировалась как баня, но вышла настолько изысканной и красивой, что ей сразу присвоили высокое звание " Теремок". Баня-Теремок стала служить гостевым флигелем для многих известных художников. Например, здесь подолгу гостил живописец Валентин Серов. Много знаменитых полотен написал здесь Серов. Например, картину " Девочка с персиками". Это портрет дочери Саввы Мамонтова Веры, которую все ласково называли Верушкой. Не только Верушка Мамонтова оказалась увековечена на холсте. Её брат Андрей запечатлён Виктором Васнецовым в роли Алёши Поповича на знаменитой картине " Три богатыря". Сама картина висит тут неподалёку в местном ресторане. Виктор Васнецов создал в Абрамцево много замечательных произведений, и не только картин. Он владел разными искусствами, и построил недалеко вот такую " Избушку на курьих ножках". Удивительно, что за столько лет избушка совершенно не развалилась, и стоит такая же крепкая, как прежде, и её не коснулась рука вандалов. Возможно, это объясняется покровительством Бабы-Яги, которой эта избушка посвящена. Строилась она, разумеется, просто для развлечения абрамцевских детей, но в результате оказалась произведением искусства, и знаменита далеко за пределами усадьбы. Впоследствии Васнецов часто обращался в живописи к сказочным сюжетам, его картины служат иллюстрациями ко многим детским книжкам, и постоянно мы видим вот такое оформление избушки - голова лошади и летучая мышь.
В связи с отсутствием в данный момент местной Бабы-Яги для фото на память я использую свою собственную. Рядом с избушкой установлена скифская Каменная баба, привезённая Саввой Мамонтовым с одного из курганов в Харьковской губернии. Там он строил Донецкую железную дорогу. Ну а мы через чащу леса спускаемся вниз, к реке Воре и Нижнему пруду (есть ещё Верхний пруд рядом с Большим усадебным домом). Видимо, красота абрамцевской природы в большой мере способствовали тому, что С. Аксаков наконец на старости лет взялся за перо. Здесь как-то всё к этому вдохновляет. Множество маленьких островков соединены аккуратными деревянными мостиками, и иногда кажется, что ты заблудился, и уже не понимаешь, куда какой мостик тебя приведёт. Или вот, Василий Поленов, " На лодке. Усадьба Абрамцево". Лес тут внизу совершенно берендеевский. Я думаю, именно этот лес и навевал обитателям усадьбы всевозможные сказочные сюжеты. Затрудняюсь точно сказать, кто именно из них встречался в этом лесу с Бабой-Ягой, но похоже Гоголь и Врубель встречались, и не раз. А вот наверху лес уже совсем шишкинский. Сплошные сосны, которые пропускают солнечный свет, всё какое-то изумрудное, в воздухе запах хвои. А поскольку лес шишкинский, мы решили далеко в него не углубляться, мало ли кого на этих тропинках можно повстречать. Фото не моё. Мы возвращаемся к усадьбе и через небольшое поле видим ещё группу домов. Дальше уже начинается деревня. Один из домиков - Поленовская дача. Деревянный дом был построен в 1882 году местной артелью. Предполагалось, что в доме будут жить В. Д. Поленов со своей супругой, Н. В. Якунчиковой, которые обвенчались в 1882 году в Абрамцевской церкви. Дом использовался в качестве мастерской Поленова, здесь проводились домашние спектакли. В начале ХХ века Поленовская дача стала сдаваться в наем. В 1915-1916 гг, во время Первой мировой войны, здесь размещался лазарет для слепых. После революции, когда на территории Абрамцево располагался дом отдыха и санаторий, здесь была столовая. Сейчас на даче Поленова проводятся различные выставки. Внутри Поленовской дачи есть постоянная экспозиция. Портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых работы Ильи Репина. На этой скатерти под портретами собраны автографы всех знаменитых гостей усадьбы. Всего здесь 143 подписи. " Папа" и " Мама" это хозяева усадьбы супруги Мамонтовы. Здесь же мы видим картину В. Васнецова «Аленушка», которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Воодушевила художника на написание картины простая крестьянская девушка, поразившая его воображение. Её Васнецов увидел в усадьбе Ахтырка, в нескольких километрах от Абрамцево, где он рисовал пейзажи. Кстати, фотографировать здесь просто так нельзя, надо заплатить за это удовольствие довольно большую сумму. Но я объяснил охраннику, что снимать я не умею, а фотоаппарат у меня на шее висит просто так, в качестве украшения. И ничего, сошло, пропустили без разговоров.
Возле Поленовской дачи установлен памятник белому грибу. Я точно не знаю, откуда он появился, но подозреваю, что гриб посвящён Н. В. Гоголю. В Абрамцево ещё много старинных деревянных домиков, но все описывать нет смысла. Вот например " Домик управляющего". Жизнь богатейшего человека, промышленника и мецената Саввы Мамонтова окончилась довольно печально. В 1900 году он потерял почти всё своё состояние. Нет, он не разорился на помощи бедным художникам, просто его кинули партнёры по бизнесу, которые оказались подлыми людьми. Но Савва не унывал. Он продолжал жить в Абрамцево, занимаясь керамикой и майоликой, его работы даже получали призы на международных выставках. Умер он в 1918 году, а в 1920 году в усадьбе открыли музей, который действует и поныне. Когда думаешь о судьбе такого человека, невольно приходит в голову фраза из Библии: " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". Богатый ты или нищий, занимайся тем, для чего ты родился, и всё будет не зря. А вот старейший обитатель усадьбы - дуб, которому около 300 лет, и который видел всех хозяев и посетителей Абрамцево. Верхний пруд, по сравнению с Нижним, очень маленький, зато до него от Главного дома усадьбы два шага. На территории заповедника есть Церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь уникальна тем, что была построена дружной абрамцевской семьёй творцов. Проектировал её Васнецов, Врубель изготовил для неё камин, сам Савва Мамонтов резал интерьеры по камню, его супруга была генератором идей. А внутри находится уникальный иконостас. Вот он. Основную икону Спаса Нерукотворного справа написал Репин. Богоматерь в центре работы Васнецова, Благовещенье слева - Поленова. А во дворе храма находится фамильное кладбище Мамонтовых. В середине могила Верушки (Девочки с персиками), которая умерла совсем молодой. А справа покоится сам Савва Мамонтов и его супруга Елизавета. Мы вышли с территории усадьбы и напротив увидели ресторан " Галерея". Это самый дорогой и бестолковый ресторан из всех, что я посещал. Официанты тупые, повар ничего не умеет, цены космические. Зато на стенах висят знаменитые картины, которые создавались в усадьбе напротив. Подлинники это или копии, я сказать затрудняюсь. Из всего, что мы в ресторане отведали, внимание заслуживает только " сало по украински". Да и то только потому, что делают его не здесь.
Усадьба Абрамцево получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель С. Т. Аксаков (c 1843 г. ), промышленник С. И. Мамонтов (с 1870 г. ). У Аксаковых бывали писатели И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин, Н. В. Гоголь, С. П. Швырёв, поэт Ф. И. Тютчев, актёр М. С. Щепкин, историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин, фольклорист А. Гильфердинг, славянофилы А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский и другие известные современники. Абрамцево не раз посещал и подолгу жил в специально отведённой для него комнате Н. В. Гоголь (1849, 1851). Здесь в августе 1849 года он читал главы второй части «Мёртвых душ». При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок), И. С. Ефимов, музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские. После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей. Первым хранителем была дочь С. И. Мамонтова Александра Саввична. На площади в 50 га, занимаемой музеем-заповедником в настоящее время, находятся памятники архитектуры XVIII—XIX веков и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов. Экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева. Абрамцево - это царство красоты, уюта и душевного тепла. Гуляя по парку, хочется зайти в каждый его уголок, рассмотреть каждую деталь и никуда, совершенно никуда не торопиться. 1 из 2
Усадьба Абрамцево, главный дом. Московская область. Её владелец, купец и предприниматель, меценат и покровитель искусства, Савва Иванович Мамонтов, своими делами сделал так, что Абрамцево навсегда превратилось в одну из самых знаменитых усадеб. Про это место написано очень много и пересказывать в миллионный раз просто не интересно.
Только очутившись на территории усадьбы и увидев главный дом, сразу ловишь себя на мысли - как же прекрасно он перекликается с окружающим пейзажем! Усадьба Абрамцево, главный дом. Московская область. Абрамцевские постройки - это особенный мир. Это иллюстрации с сказкам, которые не только заботливо собраны, записаны и переданы потомкам, но и воплощены для наглядности и больших впечатлений. Выполненные, чтобы было местечко, куда можно приехать и потрогать, пощупать, ощутить Мир Сказки. 1 из 2
Усадьба Абрамцево. Даже глядя на наличники простого деревенского дома, уже не можешь не восхититься работой мастера, его талантом и тем, что он оставил после себя. " А ведь без этого вполне же можно обойтись! Дом стоит, крыша не течёт, ветер в комнату не задувает". Что же говорить о деталях подобных теремов? Усадьба Абрамцево. Крыша слилась с природой и окружающей средой, и " рука человека" в таком виде практически не ощущается. Нет " инородного тела" в пейзаже или оно сведено к минимуму. И снова эти покоряющие взгляд, глаз и сердце детали! А кто там сидит наверху? Приблизим. 1 из 2 Однозначно надо приехать в Абрамцево зимой и посмотреть, как будет всё это выглядеть под покровом снега! 1 из 2
Пока же в парке правит осень, а цветы похожи на её свиту, которая сопровождает барыню в выезде. Или это глашатаи, объявляющие всем о том, что царица Осень изволила прибыть. Усадьба Абрамцево.
В Абрамцево находится прекраснейшая усадебная церковь, которая однозначно заслуживает отдельной статьи. 1 из 2
Это " Избушка на курьих ножках". Выполнено так, что место реально кажется резиденцией Бабы Яги. Вот-вот она выйдет и своим трескучим голосом спросит, что же надобно путнику в её вотчине. Детали добавляют зловещей атмосферы. Или таинственной? Точно не знаю, но при их виде ощущаешь себя не в Подмосковье, а где-то в северной глубинке.
Баба у избушки и правда есть. Вот только не Яга, а каменная. Это степной идол, которого привёз в Абрамцево Савва Мамонтов из южных губерний, где он занимался строительством железных дорог. Вторая баба стоит чуть в стороне, но тоже на территории усадьбы. 1 из 2
" Скамья Врубеля" спрятана " под саркофагом". 1 из 2
Творчество это художника мало кого оставляет равнодушным. Вспомнить хотя бы его " Демона сидящего"! Так же и скамья переносит на фантастическую планету. Ох, жаль, не было у меня с собой ничего из фолка, что можно было бы включить и дополнить осмотр музыкой. Продолжая тему фантастики, так жалко, что огромные старые деревья не могут разговаривать! Вот представьте себе сеансы этого дуба, когда ветеран рассказывает что-нибудь из своей молодости. Он погружает слушателей, которые сели вокруг него, как внуки вокруг читающего увлекательную литературу деда, в " дела давно минувших дней". Таким образом он бы являлся неким мостом между современностью и прошлым. Такой мост - некая особенная ниточка, которая связывает мгновения, между которыми с каждой секундой всё растёт и растёт пропасть. А может быть именно подобная нить и называется памятью?
Кажется, из этого домика вот-вот выйдет Красная Шапочка и оправится в опасное путешествие к бабушке. 1 из 2
В мыслях и раздумьях я сделал большой круг по парку и снова оказался у главного абрамцевского дома. С другой стороны он украшен террасой, которая просто создана для того, чтобы на ней по вечерам пить заваренный с луговыми травами чай да намазывать на свежеиспечённый ароматный хлеб варенье из вкуснейших местных лесных ягод. И может быть, дорогу к ним, самым спелым и вкусным, как раз и указала Баба Яга из той избушки, что мы смотрели чуть выше?: ) Дорога в Абрамцево - отдельная достопримечательность, к тому же в такое красивое время года, как сейчас. Всего 60 км от Москвы, и вы в том мире, приехав в который и познакомившись с ним поближе, открыв его для себя, почувствовав и осознав, вы может быть уже никогда и не скажете, что осень - уныла пора!
https: //raven-yellow. livejournal. com/63370. html https: //zen. yandex. ru/media/id/5e52a45be977e25b8eec5de4/abramcevo-odna-iz-samyh-uiutnyh-i-krasivyh-podmoskovnyh-usadeb-oscusceniia-vpechatleniia-mysli-5f8753aeaa68813be1bf273a
|
|||
|