|
|||
ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, 2 страницаБОГ ЖЕ БЛАГОЙ, ВИДЯ ТЕРПЕНИЕ И СМИРЕНИЕ ОТРОКА, СМЯГЧИЛ ЖЕСТОКОЕ СЕРДЦЕ ОТЦА ЕГО И ОБРАТИЛ ЕГО НА МИЛОСТЬ К СЫНУ. ТОГДА КАК РАЗ СКАЗАЛИ ЕМУ ОТРОКИ, ЧТО УЖЕ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ НЕ ПРИНИМАЕТ ОН ПИЩИ И ОДЕЖДУ НЕ ХОЧЕТ ОДЕВАТЬ. УСЛЫШАВ ОБ ЭТОМ, СЖАЛИЛСЯ ОТЕЦ ЕГО, СТРАШАСЬ, КАК БЫ ОН НЕ УМЕР ОТ ГОЛОДА И ХОЛОДА. ПРИЗВАЛ ЕГО К СЕБЕ И, ОБЛОБЫЗАВ, РАЗРЕШИЛ ЕМУ ПОКИНУТЬ ДОМ. И БЫЛО ТОГДА НЕЧТО ДИВНОЕ, И ПЛАЧ СТОЯЛ СЛОВНО ПО МЕРТВОМ. СЛУГИ И СЛУЖАНКИ ОПЛАКИВАЛИ ГОСПОДИНА СВОЕГО КАК УХОДЯЩЕГО ОТ НИХ, С ПЛАЧЕМ ШЛА СЛЕДОМ ЖЕНА, ИБО ЛИШАЛАСЬ МУЖА, ОТЕЦ И МАТЬ РЫДАЛИ О СВОЕМ СЫНЕ, ИБО УХОДИЛ ОТ НИХ, И ТАК С ГРОМКИМИ СТЕНАНИЯМИ ПРОВОЖАЛИ ЕГО. ТОГДА ВОИН ХРИСТОВ ВЫШЕЛ ИЗ ДОМА СВОЕГО, СЛОВНО ПТИЦА ВЫРВАВШАЯСЯ ИЗ СЕТИ ИЛИ СЕРНА ИЗ ЗАПАДНИ, И ЧУТЬ ЛИ НЕ БЕГОМ ДОСТИГ ПЕЩЕРЫ. УВИДЕВ ЕГО, ОТЦЫ ТЕ ВОЗРАДОВАЛИСЬ ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ И, ВСТАВ, ПРОСЛАВИЛИ БОГА, УСЛЫШАВШЕГО ИХ МОЛИТВУ. И С ЭТОГО ВРЕМЕНИ МНОГИЕ ПРИХОДИЛИ В ПЕЩЕРУ ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ОТЦОВ ТЕХ, А ДРУГИЕ ПО БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ СТАНОВИЛИСЬ ЧЕРНЕЦАМИ. ТОГДА ВЕЛИКИЙ НИКОН И ДРУГОЙ ЧЕРНЕЦ ИЗ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО МИНЫ, В ПРОШЛОМ БОЯРИН, ПОСОВЕЩАВШИСЬ, УШЛИ ИЗ ПЕЩЕРЫ, ЖЕЛАЯ ПОСЕЛИТЬСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГИХ. И ПРИШЛИ НА БЕРЕГ МОРЯ, И ТАМ РАЗЛУЧИЛИСЬ, КАК ПРЕЖДЕ АПОСТОЛЫ ПАВЕЛ И ВАРНАВА РАЗОШЛИСЬ ПРОПОВЕДОВАТЬ СЛОВО ХРИСТОВО, КАК ПИШЕТСЯ ОБ ЭТОМ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛЬСКИХ. БОЯРИН ОТПРАВИЛСЯ К КОНСТАНТИНОПОЛЮ, И ПО ПУТИ ВСТРЕТИЛСЯ ЕМУ ОСТРОВ СРЕДИ МОРЯ, НА КОТОРОМ ОН И ПОСЕЛИЛСЯ. ПРОЖИЛ ТАМ ЛЕТ НЕМАЛО, ПЕРЕНОСЯ ХОЛОД И ГОЛОДАЯ, И ПОЧИЛ ТАМ ЖЕ С МИРОМ. СЕЙ ЖЕ ОСТРОВ И ДОНЫНЕ НАЗЫВАЮТ БОЯРОВ. ВЕЛИКИЙ ЖЕ НИКОН ОТПРАВИЛСЯ В ОСТРОВ ТМУТОРОКАНСКИЙ, И ТАМ НАШЕЛ МЕСТО СВОБОДНОЕ ВБЛИЗИ ГОРОДА, И ОБОСНОВАЛСЯ ЗДЕСЬ. И ПО БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ ПРОСЛАВИЛОСЬ МЕСТО ТО, ПОСТРОИЛ ОН ТАМ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ОСНОВАЛ МОНАСТЫРЬ СЛАВНЫЙ, КОТОРЫЙ СУЩЕСТВУЕТ И ДОНЫНЕ, ПОЧИТАЯ ЗА ОБРАЗЕЦ СЕБЕ ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОСЛЕ ЭТОГО И ЕФРЕМ СКОПЕЦ ОТПРАВИЛСЯ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ПОСЕЛИЛСЯ ТАМ В ОДНОМ ИЗ МОНАСТЫРЕЙ. ВПОСЛЕДСТВИИ БЫЛ ОН ВОЗВРАЩЕН В СТРАНУ НАШУ И ПОСТАВЛЕН МИТРОПОЛИТОМ В ГОРОДЕ ПЕРЕЯСЛАВЛЕ. ВОТ УЖЕ МНОГО СКАЗАЛИ МЫ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ОДНАКО СЕЙЧАС ВЕРНЕМСЯ К ПРЕЖНЕМУ РАССКАЗУ — О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО ПОСЛЕ УХОДА ТЕХ ОТЦОВ. ТОГДА БЛАЖЕННЫЙ ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИЙ ПО ПОВЕЛЕНИЮ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ БЫЛ ПОСТАВЛЕН СВЯЩЕННИКОМ И ВО ВСЕ ДНИ СО ВСЯЧЕСКИМ СМИРЕНИЕМ СОВЕРШАЛ БОЖЕСТВЕННУЮ СЛУЖБУ, ИБО БЫЛ КРОТОК И ТИХ, НЕ ИЗОЩРЕН УМОМ, НО ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ ИСПОЛНЕН. И БРАТИЮ ВСЮ ЛЮБИЛ ЧИСТОЙ ЛЮБОВЬЮ; СОБРАЛОСЬ УЖЕ В ТО ВРЕМЯ ДО ПЯТНАДЦАТИ МОНАХОВ. ПРЕПОДОБНЫЙ ЖЕ АНТОНИЙ ПРИВЫК ОДИН ЖИТЬ, ИБО НЕ ЛЮБИЛ ВСЯЧЕСКИХ ССОР И РАЗГОВОРОВ, И ЗАТВОРИЛСЯ В ОДНОЙ ИЗ КЕЛИЙ ПЕЩЕРЫ, А ИГУМЕНОМ ПОСТАВИЛ ВМЕСТО СЕБЯ БЛАЖЕННОГО ВАРЛААМА, СЫНА БОЯРИНА ИОАННА. ОТТУДА ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕСЕЛИЛСЯ АНТОНИЙ НА ДРУГОЙ ХОЛМ И, ВЫКОПАВ ПЕЩЕРУ, ЖИЛ В НЕЙ, НИКУДА НЕ ВЫХОДЯ, И ПОНЫНЕ ТАМ ПОКОИТСЯ ЕГО ЧЕСТНОЕ ТЕЛО. ТОГДА ЖЕ БЛАЖЕННЫЙ ВАРЛААМ ПОСТРОИЛ НАД ПЕЩЕРОЙ НЕБОЛЬШУЮ ЦЕРКВУШКУ ВО ИМЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ЧТОБЫ БРАТИЯ СОБИРАЛАСЬ В НЕЙ ДЛЯ МОЛИТВЫ. ЭТО МЕСТО УЖЕ ВСЕМ ИЗВЕСТНО, А ДО ТЕХ ПОР МНОГИЕ О НЕМ И НЕ ВЕДАЛИ.
А КАКОВА БЫЛА СПЕРВА ИХ ЖИЗНЬ В ПЕЩЕРЕ, И СКОЛЬКО СКОРБИ И ПЕЧАЛИ ИСПЫТАЛИ ОНИ ИЗ-ЗА ВСЯКИХ НЕВЗГОД В ТОМ МЕСТЕ — ЭТО ОДНОМУ БОГУ ВЕДОМО, А УСТАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ НЕВОЗМОЖНО И РАССКАЗАТЬ. К ТОМУ ЖЕ И ЕДА ИХ БЫЛА — ОДИН РЖАНОЙ ХЛЕБ И ВОДА. В СУББОТУ ЖЕ И В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЕЛИ ЧЕЧЕВИЦУ, НО ЗАЧАСТУЮ И В ЭТИ ДНИ НЕ БЫЛО ЧЕЧЕВИЦЫ, И ТОГДА ЕЛИ ОДНИ ВАРЕНЫЕ ОВОЩИ. ПРИ ЭТОМ И ТРУДИЛИСЬ НЕПРЕСТАННО: ОДНИ ОБУВЬ ПЛЕЛИ ИЛИ ШИЛИ КЛОБУКИ, И ИНЫМ РЕМЕСЛОМ ЗАНИМАЛИСЬ, И НОСИЛИ СДЕЛАННОЕ В ГОРОД, ПРОДАВАЛИ, И НА ВЫРУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПОКУПАЛИ ЗЕРНО, И ЕГО ДЕЛИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ НОЧЬЮ СВОЮ ДОЛЮ ПОМОЛОЛ ДЛЯ ПЕЧЕНИЯ ХЛЕБА. ПОТОМ СЛУЖИЛИ ЗАУТРЕНЮ, А ЗАТЕМ СНОВА ПРИНИМАЛИСЬ ЗА СВОЕ ДЕЛО. ДРУГИЕ ЖЕ В ОГОРОДЕ КОПАЛИСЬ, ВЫРАЩИВАЯ ОВОЩИ, ПОКА НЕ НАСТАВАЛ ЧАС НОВОЙ МОЛИТВЫ, И ТАК ВСЕ ВМЕСТЕ СХОДИЛИСЬ В ЦЕРКОВЬ, ОТПЕВАЛИ ПОЛОЖЕННЫЕ ЧАСЫ И СОВЕРШАЛИ СВЯТУЮ СЛУЖБУ, А ЗАТЕМ, ПОЕВ НЕМНОГО ХЛЕБА, СНОВА ОБРАЩАЛИСЬ КАЖДЫЙ К СВОЕМУ ДЕЛУ. И ТАК ТРУДИЛИСЬ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ В НЕУГАСИМОЙ ЛЮБВИ К БОГУ. ОТЕЦ ЖЕ НАШ ФЕОДОСИИ СМИРЕНИЕМ И ПОСЛУШАНИЕМ ВСЕХ ПРЕВОСХОДИЛ, И ТРУДОЛЮБИЕМ, И ПОДВИЖНИЧЕСТВОМ, И ДЕЛАМИ, ИБО ТЕЛОМ БЫЛ МОГУЧ И КРЕПОК И С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВСЕМ ПОМОГАЛ, ВОДУ НОСЯ И ДРОВА ИЗ ЛЕСА НА СВОИХ ПЛЕЧАХ, А НОЧИ ВСЕ БОДРСТВОВАЛ, СЛАВЯ В МОЛИТВАХ БОГА. КОГДА ЖЕ БРАТИЯ ПОЧИВАЛА, БЛАЖЕННЫЙ, ВЗЯВ ВЫДЕЛЕННУЮ КАЖДОМУ ЧАСТЬ ЗЕРНА, МОЛОЛ ЗА НИХ И ОТНОСИЛ НА ТО МЕСТО, ОТКУДА ВЗЯЛ. ИНОГДА ЖЕ, КОГДА БЫЛО ОСОБЕННО МНОГО ОВОДОВ И КОМАРОВ, НОЧЬЮ САДИЛСЯ НА СКЛОНЕ ВОЗЛЕ ПЕЩЕРЫ И, ОБНАЖИВ СВОЕ ТЕЛО ДО ПОЯСА, СИДЕЛ, ПРЯДЯ ШЕРСТЬ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ ОБУВИ И РАСПЕВАЯ ДАВИДОВЫ ПСАЛМЫ. ОВОДЫ И КОМАРЫ ПОКРЫВАЛИ ВСЕ ЕГО ТЕЛО, И КУСАЛИ ЕГО, И ПИЛИ ЕГО КРОВЬ. ОТЕЦ ЖЕ НАШ ПРЕБЫВАЛ НЕДВИЖИМ, НЕ ВСТАВАЯ СО СВОЕГО МЕСТА, ПОКА НЕ НАСТУПАЛ ЧАС ЗАУТРЕНИ, И ТОГДА РАНЬШЕ ВСЕХ ПРИХОДИЛ В ЦЕРКОВЬ. И, СТАВ НА СВОЕМ МЕСТЕ, НЕ ДВИГАЛСЯ И НЕ ПРЕДАВАЛСЯ ПРАЗДНЫМ МЫСЛЯМ, СОВЕРШАЯ БОЖЕСТВЕННОЕ СЛАВОСЛОВИЕ, И ТАКЖЕ САМЫМ ПОСЛЕДНИМ ВЫХОДИЛ ИЗ ХРАМА. И ЗА ЭТО ВСЕ ЛЮБИЛИ ЕГО И ЧТИЛИ, КАК ОТЦА, И НЕ МОГЛИ НАДИВИТЬСЯ СМИРЕНИЮ ЕГО И ПОКОРНОСТИ. ВСКОРЕ ПОСЛЕ ЭТОГО БОЖЕСТВЕННЫЙ ВАРЛААМ, ИГУМЕН БРАТИИ ТОЙ, ОБИТАВШЕЙ В ПЕЩЕРЕ, ПО КНЯЖЕСКОМУ ПОВЕЛЕНИЮ БЫЛ ПОСТАВЛЕН ИГУМЕНОМ В МОНАСТЫРЕ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ДМИТРИЯ. ТОГДА ЖЕ МОНАХИ, ЖИВШИЕ В ПЕЩЕРЕ, СОБРАЛИСЬ И ПО ВСЕОБЩЕМУ РЕШЕНИЮ ВОЗВЕСТИЛИ ПРЕПОДОБНОМУ АНТОНИЮ, ЧТО ОНИ ПОСТАВИЛИ СЕБЕ ИГУМЕНОМ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, ИБО ОН И ЖИЗНЬ МОНАСТЫРСКУЮ УСТАВИЛ ПО ЧИНУ И БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ ЗНАЛ, КАК НИКТО ДРУГОЙ. ОТЕЦ ЖЕ НАШ ФЕОДОСИИ, ХОТЯ И СТАЛ СТАРШИМ НАД ВСЕМИ, НЕ ИЗМЕНИЛ СВОЕГО ОБЫЧНОГО СМИРЕНИЯ, ПОМНЯ О СЛОВАХ ГОСПОДНИХ, ВЕЩАЮЩИХ: «ЕСЛИ КТО ИЗ ВАС ХОЧЕТ БЫТЬ НАСТАВНИКОМ ДРУГИМ, ТО ПУСТЬ БУДЕТ СКРОМНЕЕ ВСЕХ И ВСЕМ СЛУГА». ПОЭТОМУ И ОН ОСТАВАЛСЯ СМИРЕННЫМ, СЛОВНО БЫЛ МЛАДШЕ ВСЕХ И ВСЕМ УСЛУЖАЛ, И ДЛЯ ВСЕХ БЫЛ ОБРАЗЦОМ, И НА ВСЯКОЕ ДЕЛО ВЫХОДИЛ ПЕРВЫМ, И НА СВЯТУЮ ЛИТУРГИЮ. И С ТОЙ ПОРЫ СТАЛО ПРОЦВЕТАТЬ И УМНОЖАТЬСЯ ЧЕРНОРИЗЦАМИ МЕСТО ТО ПО МОЛИТВАМ ПРАВЕДНИКА. ВЕДЬ ГОВОРИТСЯ: «ПРАВЕДНИК, СЛОВНО ПАЛЬМА, ПРОЦВЕТЕТ И ВОЗРАСТЕТ, СЛОВНО КЕДР ЛИВАНСКИЙ». И С ТОЙ ПОРЫ УМНОЖАЛОСЬ ЧИСЛО БРАТИИ И ПРОЦВЕТАЛО МЕСТО ТО ДОБРОНРАВИЕМ ИХ, И МОЛИТВАМИ ИХ, И ВСЯЧЕСКИМ БЛАГОЧЕСТИЕМ. И МНОГИЕ ВЕЛЬМОЖИ ПРИХОДИЛИ В МОНАСТЫРЬ ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ И ОТДАВАЛИ ЕМУ КАКУЮ-ТО ДОЛЮ СВОИХ БОГАТСТВ. ПРЕПОДОБНЫЙ ЖЕ ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИИ — ПОИСТИНЕ ОН ЗЕМНОЙ АНГЕЛ И НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ВИДЯ, ЧТО МЕСТО, ГДЕ ЖИЛИ ОНИ, И ПЕЧАЛЬНО, И ТЕСНО, И ВСЕМ СКУДНО, И ВОЗРОСШЕЙ ЧИСЛОМ БРАТИИ УЖЕ ТРУДНО БЫЛО ВМЕЩАТЬСЯ В ЦЕРКВИ, НИКОГДА ИЗ-ЗА ЭТОГО НЕ ПЕЧАЛИЛСЯ И НЕ ПРЕДАВАЛСЯ СКОРБИ, НО ВСЯКИЙ ДЕНЬ БРАТИЮ УТЕШАЛ И ПОУЧАЛ, ЧТОБЫ НЕ ЗАБОТИЛИСЬ ОНИ О ЗЕМНОМ, НО НАПОМИНАЛ ИМ ГОСПОДНИ СЛОВА, ГОВОРЯ: «НЕ ДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ПЬЕМ, ИЛИ ЧТО ЕДИМ, ИЛИ ВО ЧТО ОДЕТЫ: ИБО ЗНАЕТ ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ, В ЧЕМ НУЖДАЕТЕСЬ ВЫ; НО ИЩИТЕ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, А ВСЕ ПРОЧЕЕ ПРИДЕТ К ВАМ». БЛАЖЕННЫЙ ТАК ДУМАЛ, А БОГ ЩЕДРО ДАВАЛ ЕМУ ВСЕ, В ЧЕМ БЫЛА НУЖДА. В ТО ВРЕМЯ ВЕЛИКИЙ ФЕОДОСИИ ПРИСМОТРЕЛ СВОБОДНОЕ МЕСТО НЕВДАЛЕКЕ ОТ ПЕЩЕРЫ, И РАССЧИТАЛ, ЧТО ДОСТАТОЧНО ОНО ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ МОНАСТЫРЯ, И СОБРАЛ СРЕДСТВА ПО БЛАГОДАТИ БОЖЕСТВЕННОЙ, И, УКРЕПИВШИСЬ ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ И ДУХОМ СВЯТЫМ ИСПОЛНИВШИСЬ, НАЧАЛ ГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕСЕЛЕНИЮ НА ТО МЕСТО. И С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ В НЕДОЛГОЕ ВРЕМЯ ПОСТРОИЛ НА ТОМ МЕСТЕ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ И ПРЕСЛАВНОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ, И ОКРУЖИЛ СТЕНОЙ МЕСТО ТО, И ПОСТРОИЛ МНОЖЕСТВО КЕЛИЙ, И ПЕРЕСЕЛИЛСЯ ТУДА ИЗ ПЕЩЕРЫ С БРАТНЕЙ В ГОД 6570 (1062). И С ТОГО ВРЕМЕНИ ПО БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ ВОЗВЫСИЛОСЬ ТО МЕСТО, И СУЩЕСТВУЕТ МОНАСТЫРЬ СЛАВНЫЙ, КОТОРЫЙ И ДОНЫНЕ НАЗЫВАЕМ МЫ ПЕЧЕРСКИМ И КОТОРЫЙ УСТРОЕН ОТЦОМ НАШИМ ФЕОДОСИЕМ. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СПУСТЯ ПОСЛАЛ ФЕОДОСИЙ ОДНОГО ИЗ БРАТИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ, К ЕФРЕМУ СКОПЦУ, ЧТОБЫ ТОТ ПЕРЕПИСАЛ ДЛЯ НЕГО УСТАВ СТУДИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ И ПРИСЛАЛ БЫ ЕМУ. ОН ЖЕ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ ВЫПОЛНИЛ ВОЛЮ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО, И ВЕСЬ УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ ПЕРЕПИСАЛ, И ПОСЛАЛ ЕГО К БЛАЖЕННОМУ ОТЦУ НАШЕМУ ФЕОДОСИЮ. ПОЛУЧИВ ЕГО, ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИЙ ПОВЕЛЕЛ ПРОЧЕСТЬ ЕГО ПЕРЕД ВСЕЙ БРАТИЕЙ И С ТЕХ ПОР УСТРОИЛ ВСЕ В СВОЕМ МОНАСТЫРЕ ПО УСТАВУ МОНАСТЫРЯ СТУДИЙСКОГО, ПРАВИЛА ТЕ И ДОНЫНЕ УЧЕНИКИ ФЕОДОСИЕВЫ БЛЮДУТ. ЕСЛИ ЖЕ КТО ПРИХОДИЛ К НЕМУ, ЧТОБЫ СТАТЬ МОНАХОМ, НЕ ПРОГОНЯЛ НИ БЕДНЯКА, НИ БОГАТОГО, НО ВСЯКОГО ПРИНИМАЛ СО ВСЕМ РАДУШИЕМ, ИБО САМ НА СЕБЕ ВСЕ ЭТО ИСПЫТАЛ, КАК ПОВЕДАЛИ МЫ ОБ ЭТОМ ВЫШЕ: КОГДА ПРИШЕЛ ОН ИЗ ГОРОДА СВОЕГО, ЖЕЛАЯ ПОСТРИЧЬСЯ В МОНАХИ, И ОБХОДИЛ ОДИН ЗА ДРУГИМ ВСЕ МОНАСТЫРИ, НЕ ХОТЕЛИ ЕГО ПРИНИМАТЬ — БОГОМ ТАК БЫЛО ЗАДУМАНО ДЛЯ ЕГО ИСКУШЕНИЯ. И ВОТ, ВСПОМИНАЯ ВСЕ ЭТО, КАК ТРУДНО МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ СТАТЬ МОНАХОМ, БЛАЖЕННЫЙ ВСЕГДА С РАДОСТЬЮ ПРИНИМАЛ ПРИХОДИВШИХ К НЕМУ. НО НЕ СРАЗУ ТАКОГО ПОСТРИГАЛ, А ДАВАЛ ЕМУ ПОЖИТЬ, НЕ СНИМАЯ С СЕБЯ МИРСКОЙ ОДЕЖДЫ, ПОКА НЕ ПРИВЫКАЛ ТОТ К УСТАВУ МОНАСТЫРСКОМУ, И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ОБЛЕКАЛ ЕГО В МОНАШЕСКОЕ ОДЕЯНИЕ; И ТАКЖЕ ИСПЫТЫВАЛ ЕГО ВО ВСЕХ СЛУЖБАХ, И ЛИШЬ ПОСЛЕ ЭТОГО ПОСТРИГАЛ И ОБЛАЧАЛ В МАНТИЮ: КОГДА СТАНЕТ ТОТ ИСКУШЕННЫМ ЧЕРНЕЦОМ, БЕЗУПРЕЧНЫМ В ЖИТИИ СВОЕМ, ТОГДА И УДОСТОИТСЯ ПРИНЯТИЯ МОНАШЕСКОГО ЧИНА. НА ВСЕ ДНИ СВЯТОГО МЯСОПУСТА ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИЙ УХОДИЛ В СВЯТУЮ ПЕЩЕРУ СВОЮ, ГДЕ И БЫЛО ПОТОМ ПОГРЕБЕНО ЕГО ЧЕСТНОЕ ТЕЛО. ТУТ ЗАТВОРЯЛСЯ ОН ОДИН ВПЛОТЬ ДО ВЕРБНОЙ НЕДЕЛИ, А В ПЯТНИЦУ ТОЙ НЕДЕЛИ, В ЧАС ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ, ПРИХОДИЛ К БРАТИИ, И, ОСТАНОВИВШИСЬ В ДВЕРЯХ ЦЕРКОВНЫХ, ПОУЧАЛ ВСЕХ, И УТЕШАЛ В ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ ИХ И В ПОСТЕ. О СЕБЕ ЖЕ ГОВОРИЛ, КАК О НЕДОСТОЙНОМ, ЧТО НИ В ОДНУ ИЗ НЕДЕЛЬ НЕ СМОГ ОН СРАВНЯТЬСЯ С НИМИ В ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ. И МНОГО РАЗ ЗЛЫЕ ДУХИ ДОСАЖДАЛИ ЕМУ, ЯВЛЯЯСЬ В ВИДЕНИЯХ В ТОЙ ПЕЩЕРЕ, А ПОРОЙ И РАНЫ ЕМУ НАНОСИЛИ, КАК ПИШУТ И О СВЯТОМ И ВЕЛИКОМ АНТОНИИ. НО ЯВИЛСЯ К ФЕОДОСИЮ ТОТ, И ВЕЛЕЛ ЕМУ ДЕРЗАТЬ, И НЕВИДИМО С НЕБЕС ДАРОВАЛ ЕМУ СИЛУ ДЛЯ ПОБЕДЫ НАД НИМИ. КТО НЕ ПОДИВИТСЯ БЛАЖЕННОМУ, КАК ОН, ОСТАВАЯСЬ ОДИН В ТАКОЙ ТЕМНОЙ ПЕЩЕРЕ, НЕ УСТРАШИЛСЯ МНОЖЕСТВА ПОЛЧИЩ НЕВИДИМЫХ БЕСОВ, НО ВЫСТОЯЛ В БОРЬБЕ С НИМИ, КАК МОГУЧИЙ ХРАБРЕЦ, МОЛЯСЬ БОГУ И ПРИЗЫВАЯ СЕБЕ НА ПОМОЩЬ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. И ТАК ПОБЕДИЛ ИХ СИЛОЙ ХРИСТОВОЙ, ЧТО НЕ СМЕЛИ ОНИ И ПРИБЛИЖАТЬСЯ К НЕМУ И ЛИШЬ ИЗДАЛИ ЯВЛЯЛИСЬ ЕМУ В ВИДЕНИЯХ. ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО ПЕНИЯ САДИЛСЯ ОН ПОДРЕМАТЬ, ИБО НИКОГДА НЕ ЛОЖИЛСЯ, А ЕСЛИ ХОТЕЛ ПОСПАТЬ, ТО САДИЛСЯ НА СТУЛЬЦЕ И, ПОДРЕМАВ ТАК НЕМНОГО, СНОВА ВСТАВАЛ НА НОЧНОЕ ПЕНИЕ И КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ. КОГДА ЖЕ САДИЛСЯ ОН, КАК МЫ ГОВОРИЛИ, ТО ТУТ ЖЕ СЛЫШАЛ В ПЕЩЕРЕ ШУМ ОТ ТОПОТА МНОЖЕСТВА БЕСОВ, КАК БУДТО ОДНИ ИЗ НИХ ЕХАЛИ НА КОЛЕСНИЦАХ, ДРУГИЕ БИЛИ В БУБНЫ, ИНЫЕ ДУДЕЛИ В СОПЕЛИ, И ТАК ВСЕ КРИЧАЛИ, ЧТО ДАЖЕ ПЕЩЕРА ТРЯСЛАСЬ ОТ СТРАШНОГО ГОМОНА ЗЛЫХ ДУХОВ. ОТЕЦ ЖЕ НАШ ФЕОДОСИЙ, ВСЕ ЭТО СЛЫША, НЕ ПАДАЛ ДУХОМ, НЕ УЖАСАЛСЯ СЕРДЦЕМ, НО, ОГРАДИВ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ, ВСТАВАЛ И НАЧИНАЛ РАСПЕВАТЬ ПСАЛМЫ ДАВИДОВЫ. И ТОТЧАС ЖЕ СТРАШНЫЙ ШУМ ЭТОТ ЗАТИХАЛ. НО КАК ТОЛЬКО, ПОМОЛИВШИСЬ, ОН САДИЛСЯ, СНОВА, КАК И ПРЕЖДЕ, РАЗДАВАЛИСЬ КРИКИ БЕСЧИСЛЕННЫХ БЕСОВ. ТОГДА СНОВА ВСТАВАЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ И СНОВА НАЧИНАЛ РАСПЕВАТЬ ПСАЛМЫ, И ТОТЧАС ЖЕ СМОЛКАЛ ЭТОТ ШУМ. ВОТ ТАК МНОГО ДНЕЙ И НОЧЕЙ ВРЕДИЛИ ЕМУ ЗЛЫЕ ДУХИ, ЧТОБЫ НЕ ДАТЬ НИ МИНУТЫ СНА, ПОКА НЕ ОДОЛЕЛ ОН ИХ С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ И НЕ ПРИОБРЕЛ ОТ БОГА ВЛАСТЬ НАД НИМИ, ТАК ЧТО С ТЕХ ПОР НЕ СМЕЛИ ОНИ ДАЖЕ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ТОМУ МЕСТУ, ГДЕ БЛАЖЕННЫЙ ТВОРИЛ МОЛИТВУ.
А ЕЩЕ ПАКОСТИЛИ БЕСЫ В ДОМЕ, ГДЕ БРАТИЯ ХЛЕБЫ ПЕКЛА: ТО МУКУ РАССЫПАЛИ, ТО РАЗЛИВАЛИ ЗАКВАСКУ ДЛЯ ПЕЧЕНИЯ ХЛЕБА, И МНОГО РАЗНЫХ ИНЫХ ПАКОСТЕЙ ТВОРИЛИ. ТОГДА ПРИШЕЛ СТАРШИЙ НАД ПЕКАРЯМИ И РАССКАЗАЛ БЛАЖЕННОМУ ФЕОДОСИЮ О ПРОДЕЛКАХ НЕЧИСТЫХ БЕСОВ. ОН ЖЕ, НАДЕЯСЬ, ЧТО ПРИОБРЕЛ ОТ БОГА ВЛАСТЬ НАД НИМИ, ОТПРАВИЛСЯ ВЕЧЕРОМ В ТОТ ДОМ И, ЗАПЕРШИСЬ, ОСТАЛСЯ ТАМ ДО ЗАУТРЕНИ, ТВОРЯ МОЛИТВЫ. И С ТОГО ЧАСА НЕ ПОЯВЛЯЛИСЬ НА ТОМ МЕСТЕ БЕСЫ И НЕ ОЗОРНИЧАЛИ, СТРАШАСЬ ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО И ЕГО МОЛИТВЫ.
ВЕЛИКИЙ ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИИ ИМЕЛ ОБЫКНОВЕНИЕ КАЖДУЮ НОЧЬ ОБХОДИТЬ ВСЕ МОНАШЕСКИЕ КЕЛЬИ, ЖЕЛАЯ УЗНАТЬ, КАК ПРОВОДЯТ МОНАХИ ВРЕМЯ. ЕСЛИ СЛЫШАЛ, КАК КТО-ТО МОЛИТСЯ, ТО И САМ, ОСТАНОВИВШИСЬ, СЛАВИЛ О НЕМ БОГА, А ЕСЛИ, НАПРОТИВ, СЛЫШАЛ, ЧТО ГДЕ-ТО БЕСЕДУЮТ, СОБРАВШИСЬ ВДВОЕМ ИЛИ ВТРОЕМ В КЕЛЬЕ, ТО ОН ТОГДА, СТУКНУВ В ИХ ДВЕРЬ И ДАВ ЗНАТЬ О СВОЕМ ПРИХОДЕ, ПРОХОДИЛ МИМО. А НА ДРУГОЙ ДЕНЬ, ПРИЗВАВ ИХ К СЕБЕ, НЕ НАЧИНАЛ ТУТ ЖЕ ОБЛИЧАТЬ, А ЗАВОДИЛ РАЗГОВОР ИЗДАЛЕКА, ПРИТЧАМИ И НАМЕКАМИ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ, КАКОВА ИХ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К БОГУ. ЕСЛИ БРАТ БЫЛ ЧИСТ СЕРДЦЕМ И ИСКРЕНЕН В ЛЮБВИ СВОЕЙ К БОГУ, ТО ТАКОЙ, СКОРО ОСОЗНАВ СВОЮ ВИНУ, ПАДАЛ НИЦ, И КЛАНЯЯСЬ, ПРОСИЛ ПРОЩЕНИЯ. А БЫВАЛО, ЧТО У ИНОГО БРАТА СЕРДЦЕ ОМРАЧЕНО НАВАЖДЕНИЕМ БЕСОВСКИМ, И ТАКОЙ СТОИТ И ДУМАЕТ, ЧТО ГОВОРЯТ О ДРУГОМ, И НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ, ПОКА БЛАЖЕННЫЙ НЕ ОБЛИЧИТ ЕГО И НЕ ОТПУСТИТ, УКРЕПИВ ЕГО ЕПИТИМЬЕЙ. ВОТ ТАК ПОСТОЯННО УЧИЛ ОН МОЛИТЬСЯ БОГУ, И НЕ БЕСЕДОВАТЬ НИ С КЕМ ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ, И НЕ БРОДИТЬ ИЗ КЕЛЬИ В КЕЛЬЮ, А В СВОЕЙ КЕЛЬЕ МОЛИТЬСЯ БОГУ, А ЕСЛИ КТО МОЖЕТ — ЗАНИМАТЬСЯ ПОСТОЯННО КАКИМ-ЛИБО РЕМЕСЛОМ, РАСПЕВАЯ ПРИ ЭТОМ ПСАЛМЫ ДАВИДОВЫ... ПОЭТОМУ, УСЛЫШАВ О СЛАВНОМ ИХ ЖИТИИ, КНЯЗЬЯ И БОЯРЕ ПРИХОДИЛИ К ВЕЛИКОМУ ФЕОДОСИЮ, ИСПОВЕДОВАЛИСЬ ЕМУ В ГРЕХАХ И УХОДИЛИ ОТ НЕГО С ВЕЛИКОЙ ДЛЯ СЕБЯ ПОЛЬЗОЙ, А ТАКЖЕ ПРИНОСИЛИ ЕМУ ЧТО-ЛИБО ОТ СВОИХ БОГАТСТВ, ДАРЯ НА УТЕШЕНИЕ БРАТИИ И НА УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ. ДРУГИЕ ДАЖЕ СЕЛА СВОИ ДАРИЛИ МОНАСТЫРЮ. НО ОСОБЕННО ЛЮБИЛ БЛАЖЕННОГО ХРИСТОЛЮБИВЫЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ, СИДЕВШИЙ ТОГДА НА СТОЛЕ ОТЦА СВОЕГО, И ЧАСТО ПРИЗЫВАЛ ОН К СЕБЕ ФЕОДОСИЯ, А НЕРЕДКО И САМ ПРИХОДИЛ К НЕМУ И, НАСЫТИВШИСЬ ДУХОВНОЙ БЕСЕДОЙ С НИМ, ВОЗВРАЩАЛСЯ ВОСВОЯСИ. С ТЕХ ПОР ПРОСЛАВИЛ БОГ МЕСТО ТО, УМНОЖАЯ ВСЕ БЛАГОЕ В НЕМ ПО МОЛИТВАМ СВОЕГО УГОДНИКА. ОТЕЦ ЖЕ НАШ ФЕОДОСИИ ПОВЕЛЕЛ ПРИВРАТНИКУ, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ОБЕДА НЕ ОТВОРЯЛ БЫ НИКОМУ ВОРОТ И НИКТО БЫ НЕ ВХОДИЛ В МОНАСТЫРЬ ДО САМОЙ ВЕЧЕРНИ, ТАК КАК В ПОЛУДЕННЫЕ ЧАСЫ БРАТИЯ ОТДЫХАЕТ ДЛЯ НОЧНЫХ МОЛИТВ И УТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ.
И ВОТ КАК-ТО В ПОЛУДЕННОЕ ВРЕМЯ ПРИШЕЛ ПО ОБЫКНОВЕНИЮ ХРИСТОЛЮБЕЦ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ С НЕСКОЛЬКИМИ ОТРОКАМИ: КОГДА СОБИРАЛСЯ ЕХАТЬ К БЛАЖЕННОМУ, ТО РАСПУСКАЛ ПО ДОМАМ ВСЕХ БОЯР СВОИХ И ОТПРАВЛЯЛСЯ К НЕМУ С ПЯТЬЮ ИЛИ ШЕСТЬЮ ОТРОКАМИ. И ВОТ, КАК Я СКАЗАЛ, ПРИЕХАЛ ОН И СОШЕЛ С КОНЯ, ИБО НИКОГДА НЕ ВЪЕЗЖАЛ ВЕРХОМ НА ДВОР МОНАСТЫРСКИЙ, И, ПОДОЙДЯ К ВОРОТАМ, ПРИКАЗАЛ ОТКРЫТЬ ИХ, НАМЕРЕВАЯСЬ ВОЙТИ. ПРИВРАТНИК ЖЕ ОТВЕЧАЛ ЕМУ, ЧТО ЕСТЬ ПОВЕЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ОТЦА НЕ ОТВОРЯТЬ ВОРОТ НИКОМУ, ПОКА НЕ НАСТУПИТ ЧАС ВЕЧЕРНИ. ТОГДА ХРИСТОЛЮБЕЦ СНОВА ОБРАТИЛСЯ К НЕМУ, ЧТОБЫ ТОТ ПОНЯЛ, С КЕМ ГОВОРИТ. И СКАЗАЛ: «ЭТО ЖЕ Я, И ОТКРОЙ МНЕ ОДНОМУ ВОРОТА». ТОТ ЖЕ, НЕ ЗНАЯ, ЧТО ПЕРЕД НИМ КНЯЗЬ, ОТВЕЧАЛ ЕМУ ТАК: «СКАЗАЛ ТЕБЕ: ПОВЕЛЕНО МНЕ ИГУМЕНОМ, ЧТО ЕСЛИ И САМ КНЯЗЬ ПРИДЕТ — НЕ ОТВОРЯЙ ВОРОТ; И ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, ТО ПОДОЖДИ НЕМНОГО, ПОКА НЕ НАСТУПИТ ЧАС ВЕЧЕРНИ». ТОТ В ОТВЕТ: «Я ЖЕ КНЯЗЬ, НЕУЖЕЛИ И МНЕ НЕ ОТКРОЕШЬ? » ТОГДА ПРИВРАТНИК ВЫГЛЯНУЛ И, УЗНАВ КНЯЗЯ, ИСПУГАЛСЯ, НО НЕ ОТКРЫЛ ВОРОТ, А ПОБЕЖАЛ ПРЕДУПРЕДИТЬ БЛАЖЕННОГО, КНЯЗЬ ЖЕ В ТО ВРЕМЯ СТОЯЛ ПЕРЕД ВОРОТАМИ И ОЖИДАЛ, УПОДОБИВШИСЬ СВЯТОМУ ВЕРХОВНОМУ АПОСТОЛУ ПЕТРУ: КОГДА ИЗВЕЛ ЕГО АНГЕЛ ИЗ ТЕМНИЦЫ, И ПРИШЕЛ ОН К ДОМУ СВОЕМУ, ГДЕ НАХОДИЛИСЬ УЧЕНИКИ ЕГО, И ПОСТУЧАЛСЯ В ВОРОТА, РАБЫНЯ, ВЫГЛЯНУВ, УВИДЕЛА СТОЯЩЕГО ПЕРЕД НЕЮ ПЕТРА И ОТ РАДОСТИ НЕ ОТВОРИЛА ВОРОТ, НО ПОБЕЖАЛА СООБЩИТЬ УЧЕНИКАМ О ЕГО ПРИХОДЕ. ТАК ЖЕ И ПРИВРАТНИК ОТ СТРАХА НЕ ОТКРЫЛ ВОРОТ, А ПОБЕЖАЛ И СООБЩИЛ БЛАЖЕННОМУ О ХРИСТОЛЮБЦЕ; БЛАЖЕННЫЙ ТОТЧАС ЖЕ ВЫШЕЛ И, УВИДЕВ КНЯЗЯ, ПОКЛОНИЛСЯ ЕМУ, И ТОГДА ОБРАТИЛСЯ К НЕМУ ХРИСТОЛЮБЕЦ: «ТАКОВ ЛИ, ОТЧЕ, ЗАПРЕТ ТВОЙ, КАК СКАЗАЛ ЭТОТ ЧЕРНОРИЗЕЦ: ЕСЛИ И КНЯЗЬ ПРИДЕТ — НЕ ПУСКАТЬ ЕГО? » БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ ОТВЕЧАЛ: «ПОТОМУ ГОВОРЯТ, ДОБРЫЙ НАШ ВЛАДЫКА, ОБ ЭТОМ ПОВЕЛЕНИИ МОЕМ, ЧТОБЫ В ПОЛУДЕННОЕ ВРЕМЯ НЕ ВЫХОДИЛИ БРАТЬЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ, НО ПОЧИВАЛИ БЫ В ЭТИ ЧАСЫ РАДИ НОЧНЫХ МОЛИТВ. НО ТВОЯ БОГОМ ПОДВИГАЕМАЯ ЗАБОТА О СВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЕ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЕ — БЛАГО ЕСТЬ, И ТВОЕЙ ДУШЕ НА ПОЛЬЗУ. И МЫ ВСЕГДА ОЧЕНЬ РАДЫ ПРИХОДУ ТВОЕМУ». И ПОСЛЕ ЭТОГО ПОШЛИ ОНИ В ЦЕРКОВЬ И, ПОМОЛИВШИСЬ, СЕЛИ. И ТАК ХРИСТОЛЮБИВЫЙ КНЯЗЬ НАСЛАДИЛСЯ МЕДОТОЧИВЫМИ РЕЧАМИ, ПРОИСТЕКАВШИМИ ИЗ УСТ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, И ВЕЛИКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИОБРЕЛ ОТ БЕСЕДЫ С НИМ, И ОТПРАВИЛСЯ В ДОМ СВОЙ, СЛАВЯ БОГА. И С ТОГО ДНЯ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЮБИЛ ЕГО И ПОЧИТАЛ ЕГО, СЛОВНО ОДНОГО ИЗ СВЯТЫХ ОТЦОВ ДРЕВНОСТИ, И ВСЕГДА СЛУШАЛСЯ ЕГО И ИСПОЛНЯЛ ВСЕ, ЧТО ПОВЕЛЕВАЛ ЕМУ ВЕЛИКИЙ ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИЙ. БОЖЕСТВЕННЫЙ ЖЕ ВАРЛААМ, СЫН ИОАННА БОЯРИНА, ИГУМЕН МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ДМИТРИЯ, ПОСТРОЕННОГО ХРИСТОЛЮБИВЫМ КНЯЗЕМ ИЗЯСЛАВОМ, ОТПРАВИЛСЯ В СВЯТОЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМ. И, ОБОЙДЯ ТАМ ВСЕ СВЯТЫЕ МЕСТА, ВОЗВРАТИЛСЯ В СВОЙ МОНАСТЫРЬ, А НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СПУСТЯ ОТПРАВИЛСЯ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ, И ТАМ ТАКЖЕ ОБОШЕЛ ВСЕ МОНАСТЫРИ, И, НАКУПИВ ВСЕГО, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ СВОЕГО МОНАСТЫРЯ, НА КОНЯХ ДВИНУЛСЯ В СВОЮ СТРАНУ. ПО ПУТИ, УЖЕ В ПРЕДЕЛАХ ЗЕМЛИ СВОЕЙ, ОН ТЯЖЕЛО ЗАБОЛЕЛ. И, ДОБРАВШИСЬ ДО ГОРОДА ВЛАДИМИРА, ОСТАНОВИЛСЯ В ПРИГОРОДНОМ МОНАСТЫРЕ, ИМЕНУЕМОМ СВЯТАЯ ГОРА, И ТУТ ПОЧИЛ С МИРОМ, ПРИДЯ К КОНЦУ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ. И ЗАВЕЩАЛ СВОИМ СПУТНИКАМ, ЧТОБЫ ТЕЛО ЕГО ПЕРЕВЕЗЛИ В МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО И БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ И ТАМ БЫ ПОЛОЖИЛИ, И ВСЕ ТО, ЧТО НАКУПИЛ ОН В КОНСТАНТИНОПОЛЕ — ИКОНЫ И ДРУГУЮ НЕОБХОДИМУЮ УТВАРЬ, — ПОВЕЛЕЛ ОТПРАВИТЬ ТУДА ЖЕ, КУДА И ЕГО САМОГО, И ВСЕ, КАК ЗАПОВЕДАЛ ОН, ПЕРЕДАТЬ БЛАЖЕННОМУ. СПУТНИКИ ТЕЛО ЕГО ДОСТАВИЛИ В МОНАСТЫРЬ БЛАЖЕННОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, И ПОЛОЖЕНО БЫЛО ОНО В ЦЕРКВИ, ПО ПРАВОЙ СТОРОНЕ, ГДЕ И ДОНЫНЕ НАХОДИТСЯ ЕГО ГРОБНИЦА. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ХРИСТОЛЮБИВЫЙ КНЯЗЬ ИЗБРАЛ В МОНАСТЫРЕ ВЕЛИКОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ ОДНОГО ИЗ БРАТИИ, ОСОБЕННО ПРОСЛАВЛЕННОГО СВОЕЙ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ, ПО ИМЕНИ ИСАЙЮ, И ТОГО ПОСТАВИЛ ИГУМЕНОМ В СВОЕМ МОНАСТЫРЕ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ДМИТРИЯ; ОН ВПОСЛЕДСТВИИ ЗА ДОСТОИНСТВА СВОИ БЫЛ ПОСТАВЛЕН ЕПИСКОПОМ ГОРОДА РОСТОВА. КОГДА УМЕР РОСТИСЛАВ, КНЯЗЬ ОСТРОВА ТОГО, ЖИТЕЛИ ЕГО УМОЛИЛИ ВЕЛИКОГО НИКОНА ОТПРАВИТЬСЯ К КНЯЗЮ СВЯТОСЛАВУ И ПРОСИТЬ ЕГО, ЧТОБЫ ОН ОТПУСТИЛ СВОЕГО СЫНА К НИМ И ТОТ БЫ ЗАНЯЛ КНЯЖЕСКИЙ СТОЛ. ПРИДЯ ОТТУДА, НИКОН ПОСЕТИЛ МОНАСТЫРЬ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, И КОГДА ВСТРЕТИЛИСЬ ОНИ, ТО, ОБА УПАВ НА КОЛЕНИ, ПОКЛОНИЛИСЬ ДРУГ ДРУГУ ДО ЗЕМЛИ, ПОТОМ ОБНЯЛИСЬ И ДОЛГО ПЛАКАЛИ, ИБО ДАВНО УЖЕ ОНИ НЕ ВИДАЛИСЬ.
И ПОТОМ СТАЛ УМОЛЯТЬ НИКОНА СВЯТОЙ ФЕОДОСИЙ, ЧТОБЫ НЕ ПОКИДАЛ ЕГО, ПОКА ОНИ ОБА ЖИВЫ. ТОГДА ВЕЛИКИЙ НИКОН ПООБЕЩАЛ ЕМУ, СКАЗАВ: «ТОЛЬКО ДОЙДУ ТУДА, И В МОНАСТЫРЕ СВОЕМ ВСЕ УСТРОЮ, И ТОТЧАС ЖЕ ВОЗВРАЩУСЬ НАЗАД»; ТАК И СДЕЛАЛ ОН: ДОЕХАЛ С КНЯЗЕМ ГЛЕБОМ ДО ОСТРОВА ТОГО, И, КОГДА КНЯЗЬ СЕЛ НА СТОЛЕ КНЯЖЕСКОМ В ТОМ ГОРОДЕ, НИКОН ВЕРНУЛСЯ НАЗАД. ПРИШЕЛ ОН СНОВА В МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ И ВСЕ, ЧТО БЫЛО У НЕГО, ОТДАЛ БЛАЖЕННОМУ, А САМ СО ВСЕЙ РАДОСТЬЮ ПОДЧИНЯЛСЯ ЕМУ; ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ЕГО И БОГОВДОХНОВЕННЫЙ ФЕОДОСИЙ, ПОЧИТАЯ СЛОВНО ОТЦА. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ УХОДИЛ КУДА ИЗ МОНАСТЫРЯ, ТО ПОРУЧАЛ БРАТЬЕВ НИКОНУ — ЧТОБЫ ЗАБОТИЛСЯ О НИХ И ПОУЧАЛ ИХ, ИБО БЫЛ ОН СРЕДИ НИХ САМЫЙ СТАРШИЙ. И КОГДА САМ ПОУЧАЛ БРАТИЮ В ЦЕРКВИ ДУХОВНЫМИ СЛОВАМИ, ТО ПРОСИЛ ВЕЛИКОГО НИКОНА ПРОЧЕСТЬ ЧТО-ЛИБО ИЗ КНИГ В НАСТАВЛЕНИЕ БРАТИИ; ТАКЖЕ ПОРУЧАЛ ЭТО И ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ НАШЕМУ СТЕФАНУ, БЫВШЕМУ ТОГДА ЭКЗАРХОМ, А ПОЗДНЕЕ СТАВШЕМУ ИГУМЕНОМ ТОГО МОНАСТЫРЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ БЛАЖЕННОГО ФЕОДОСИЯ, А ЗАТЕМ — ЕПИСКОПОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛЕ.
ВОТ Я И ОБ ЭТИХ ПОВЕДАЛ, ТЕПЕРЬ ЖЕ НАПОСЛЕДОК ПОВЕДУ РЕЧЬ ОБ ОДНОМ ЛИШЬ БЛАЖЕННОМ ОТЦЕ ФЕОДОСИИ, О ДОСТОЙНЫХ ЕГО ДЕЛАХ, ПО БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ ПОВЕСТВУЯ О СВЕТЛОМ И ПРОСВЕЩЕННОМ ОТЦЕ НАШЕМ ФЕОДОСИИ. БЫЛ ЖЕ ОН ПОИСТИНЕ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, СВЕТИЛО, ВСЕМУ МИРУ ВИДИМОЕ И ВСЕМ ОСВЕЩАЮЩЕЕ ПУТЬ ЧЕРНОРИЗЦАМ: СМИРЕНИЕМ, И РАЗУМОМ, И ПОКОРНОСТЬЮ, И ПРОЧИМ ПОДВИЖНИЧЕСТВОМ; ВСЕ ДНИ ТРУДЯСЬ, НЕ ДАВАЯ НИ РУКАМ, НИ НОГАМ СВОИМ ПОКОЯ. ЧАСТО ХОДИЛ ОН В ПЕКАРНЮ, С РАДОСТЬЮ ПОМОГАЯ ПЕКАРЯМ МЕСИТЬ ТЕСТО И ВЫПЕКАТЬ ХЛЕБЫ. ОН ВЕДЬ БЫЛ, КАК Я ГОВОРИЛ ПРЕЖДЕ, ТЕЛОМ КРЕПОК И СИЛЕН. А СТРАЖДУЩИХ ВСЕХ НАСТАВЛЯЛ, УКРЕПЛЯЛ И УТЕШАЛ, ЧТОБЫ НЕ ЗНАЛИ УСТАЛОСТИ В СВОИХ ТРУДАХ.
ОДНАЖДЫ, КОГДА ГОТОВИЛИСЬ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, НЕ ХВАТИЛО ВОДЫ, А КЕЛАРЕМ БЫЛ ТОГДА УЖЕ УПОМЯНУТЫЙ ФЕДОР, КОТОРЫЙ МНОГОЕ ПОВЕДАЛ МНЕ О ПРЕСЛАВНОМ ЭТОМ МУЖЕ. И ВОТ ПОШЕЛ ТОТ ФЕДОР К БЛАЖЕННОМУ ОТЦУ НАШЕМУ ФЕОДОСИЮ И СКАЗАЛ, ЧТО НЕКОМУ НАНОСИТЬ ВОДЫ. А БЛАЖЕННЫЙ ПОСПЕШНО ВСТАЛ И НАЧАЛ НОСИТЬ ИЗ КОЛОДЦА ВОДУ. ТУТ УВИДЕЛ ЕГО, НОСЯЩЕГО ВОДУ, ОДИН ИЗ БРАТИИ И ПОСПЕШИЛ ПОВЕДАТЬ ОБ ЭТОМ НЕСКОЛЬКИМ МОНАХАМ, И ТЕ, С ГОТОВНОСТЬЮ ПРИБЕЖАВ, НАНОСИЛИ ВОДЫ С ИЗБЫТКОМ. А В ДРУГОЙ РАЗ НЕ ОКАЗАЛОСЬ НАКОЛОТЫХ ДРОВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ, И КЕЛАРЬ ФЕДОР, ПРИДЯ К БЛАЖЕННОМУ ФЕОДОСИЮ, ПОПРОСИЛ ЕГО: «ПРИКАЖИ, ЧТОБЫ КТО-ЛИБО ИЗ СВОБОДНЫХ МОНАХОВ ПОШЕЛ И ПРИГОТОВИЛ БЫ ДРОВ СКОЛЬКО ПОТРЕБУЕТСЯ». БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ ОТВЕЧАЛ ЕМУ: «ТАК ВОТ Я СВОБОДЕН И ПОЙДУ». ЗАТЕМ ПОВЕЛЕЛ ОН БРАТИИ ИДТИ НА ТРАПЕЗУ, ИБО НАСТАЛ ЧАС ОБЕДА, А САМ, ВЗЯВ ТОПОР, НАЧАЛ КОЛОТЬ ДРОВА. И ВОТ, ОТОБЕДАВ, ВЫШЛИ МОНАХИ И УВИДЕЛИ, ЧТО ПРЕПОДОБНЫЙ ИХ ИГУМЕН КОЛЕТ ДРОВА И ТАК ТРУДИТСЯ. И ВЗЯЛСЯ КАЖДЫЙ ЗА СВОЙ ТОПОР, И СТОЛЬКО ОНИ НАКОЛОЛИ ДРОВ, ЧТО ХВАТИЛО ИХ НА МНОГО ДНЕЙ.
ТАКОВО БЫЛО УСЕРДИЕ К БОГУ ДУХОВНОГО ОТЦА НАШЕГО, БЛАЖЕННОГО ФЕОДОСИЯ, ИБО ОТЛИЧАЛСЯ ОН СМИРЕНИЕМ И НЕОБЫКНОВЕННОЙ КРОТОСТЬЮ, ВО ВСЕМ ПОДРАЖАЯ ХРИСТУ, ИСТИННОМУ БОГУ, ВЕЩАВШЕМУ: «УЧИТЕСЬ У МЕНЯ, КАК КРОТОК Я И СМИРЕН СЕРДЦЕМ». ПОЭТОМУ, ВЗИРАЯ НА ПОДВИЖНИЧЕСТВО ТАКОЕ, СМИРЯЛСЯ ФЕОДОСИЙ, НЕДОСТОЙНЕЙШИМ ИЗО ВСЕХ СЕБЯ СТАВЯ, И СЛУЖА ВСЕМ, И ЯВЛЯЯСЬ ДЛЯ ВСЕХ ОБРАЗЦОМ. НА РАБОТУ ОН ВЫХОДИЛ ПРЕЖДЕ ВСЕХ, И В ЦЕРКОВЬ ЯВЛЯЛСЯ РАНЬШЕ ДРУГИХ, И ПОСЛЕДНИМ ИЗ НЕЕ ВЫХОДИЛ. СИДИТ, БЫВАЛО, ВЕЛИКИЙ НИКОН И ПИШЕТ КНИГИ, А БЛАЖЕННЫЙ, ПРИСЕВ С КРАЮ, ПРЯДЕТ НИТКИ ДЛЯ ИХ ПЕРЕПЛЕТАНИЯ. ВОТ КАКОВЫ БЫЛИ СМИРЕНИЕ И ПРОСТОТА ЭТОГО МУЖА. И НИКТО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ, ЧТОБЫ ОН ПРИЛЕГ ИЛИ ЧТОБЫ ВОДОЙ ОМЫЛ СВОЕ ТЕЛО — РАЗВЕ ТОЛЬКО РУКИ И МЫЛ. А ОДЕЖДОЙ ЕМУ СЛУЖИЛА ВЛАСЯНИЦА ИЗ КОЛЮЧЕЙ ШЕРСТИ, СВЕРХУ ЖЕ НОСИЛ ДРУГУЮ СВИТУ. ДА И ТА БЫЛА ВЕТХА, И ОДЕВАЛ ОН ЕЕ ЛИШЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ВИДЕЛИ ОДЕТОЙ НА НЕМ ВЛАСЯНИЦЫ. И МНОГИЕ НЕРАЗУМНЫЕ ИЗДЕВАЛИСЬ НАД ЭТОЙ УБОГОЙ ОДЕЖДОЙ, ПОПРЕКАЯ ЕГО. А БЛАЖЕННЫЙ С РАДОСТЬЮ ВЫСЛУШИВАЛ ИХ УКОРЫ, ПОСТОЯННО ПОМНЯ СЛОВО БОЖЬЕ, КОТОРЫМ УТЕШАЛ И ПОДБАДРИВАЛ СЕБЯ: «БЛАЖЕННЫ ВЫ, — ГОВОРИТСЯ, — КОГДА ПОРИЦАЮТ ВАС, КОГДА ПОНОСЯТ ВАС СЛОВОМ ГРУБЫМ, КЛЕВЕЩА НА ВАС ЗА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ КО МНЕ. ВОЗРАДУЙТЕСЬ И ВОЗВЕСЕЛИТЕСЬ В ТОТ ДЕНЬ, ИБО ЖДЕТ ВАС ЗА ЭТО НАГРАДА ВЕЛИКАЯ НА НЕБЕСАХ». ВСПОМИНАЯ ЭТИ СЛОВА И УТЕШАЯСЬ ИМИ, СНОСИЛ БЛАЖЕННЫЙ ВСЕ УПРЕКИ И ОСКОРБЛЕНИЯ. КАК-ТО ОДНАЖДЫ ОТПРАВИЛСЯ ВЕЛИКИЙ ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИИ ПО КАКОМУ-ТО ДЕЛУ К ХРИСТОЛЮБИВОМУ КНЯЗЮ ИЗЯСЛАВУ, НАХОДИВШЕМУСЯ ДАЛЕКО ОТ ГОРОДА. ПРИШЕЛ И ЗАДЕРЖАЛСЯ ПО ДЕЛАМ ДО ПОЗДНЕГО ВЕЧЕРА. И ПРИКАЗАЛ ХРИСТОЛЮБЕЦ, ЧТОБЫ СМОГ ФЕОДОСИЙ ПОСПАТЬ НОЧЬ, ДОВЕЗТИ ЕГО ДО МОНАСТЫРЯ НА ТЕЛЕГЕ. И УЖЕ В ПУТИ ВОЗНИЦА, ВИДЯ, КАК ОН ОДЕТ, РЕШИЛ, ЧТО ЭТО ПРОСТОЙ МОНАХ, И СКАЗАЛ ЕМУ: «ЧЕРНОРИЗЕЦ! ВОТ ТЫ ВСЯКИЙ ДЕНЬ БЕЗ ДЕЛА, А Я УСТАЛ. НЕ МОГУ НА КОНЕ СИДЕТЬ, НО СДЕЛАЕМ ТАК: Я ЛЯГУ В ТЕЛЕГУ, А ТЫ МОЖЕШЬ И НА ЛОШАДИ ЕХАТЬ». БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ ФЕОДОСИИ СМИРЕННО ПОДНЯЛСЯ И СЕЛ НА КОНЯ, А ТОТ ЛЕГ В ТЕЛЕГУ, И ПРОДОЛЖАЛ ФЕОДОСИЙ СВОЙ ПУТЬ, РАДУЯСЬ И СЛАВЯ БОГА. КОГДА ЖЕ ОДОЛЕВАЛА ЕГО ДРЕМОТА, ТО СХОДИЛ С КОНЯ И ШЕЛ РЯДОМ С НИМ, ПОКА НЕ УСТАВАЛ, А ЗАТЕМ ВНОВЬ САДИЛСЯ ВЕРХОМ. СТАЛО РАССВЕТАТЬ, И НАЧАЛИ ИМ ВСТРЕЧАТЬСЯ В ПУТИ ВЕЛЬМОЖИ, ЕДУЩИЕ К КНЯЗЮ, И ИЗДАЛИ УЗНАВ БЛАЖЕННОГО, СОЙДЯ С КОНЯ, КЛАНЯЛИСЬ ОНИ БЛАЖЕННОМУ ОТЦУ НАШЕМУ ФЕОДОСИЮ. ТОГДА ОН СКАЗАЛ ОТРОКУ: «ВОТ УЖЕ РАССВЕЛО, ЧАДО! САДИСЬ НА СВОЕГО КОНЯ». ТОТ ЖЕ, ВИДЯ, КАК ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ ФЕОДОСИЮ, ПРИШЕЛ В УЖАС И В СТРАХЕ ВСКОЧИЛ И СЕЛ НА КОНЯ. ТАК И ПРОДОЛЖАЛИ ОНИ ПУТЬ, А ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ СИДЕЛ В ТЕЛЕГЕ. И ВСЕ БОЯРЕ, ВСТРЕЧАЯ ИХ, КЛАНЯЛИСЬ ЕМУ. ТАК ДОЕХАЛ ОН ДО МОНАСТЫРЯ, И ВОТ ВЫШЛА НАВСТРЕЧУ ВСЯ БРАТИЯ, КЛАНЯЯСЬ ЕМУ ДО ЗЕМЛИ. ОТРОК ЖЕ ТОТ ИСПУГАЛСЯ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, ДУМАЯ ПРО СЕБЯ: КТО ЖЕ ЭТО, ЧТО ВСЕ ТАК КЛАНЯЮТСЯ ЕМУ? А ФЕОДОСИЙ, ВЗЯВ ЕГО ЗА РУКУ, ВВЕЛ В ТРАПЕЗНУЮ И ВЕЛЕЛ ДОСЫТА НАКОРМИТЬ И НАПОИТЬ И, ДАВ ЕМУ ДЕНЕГ, ОТПУСТИЛ. ВСЕ ЭТО РАССКАЗАЛ БРАТИИ САМ ВОЗНИЦА, А БЛАЖЕННЫЙ НИКОМУ НЕ ОБМОЛВИЛСЯ О СЛУЧИВШЕМСЯ, НО ВСЕ ТАКЖЕ ПОСТОЯННО УЧИЛ БРАТИЮ НЕ ЗАЗНАВАТЬСЯ, А БЫТЬ СМИРЕННЫМИ МОНАХАМИ, И САМИХ СЕБЯ СЧИТАТЬ НЕДОСТОЙНЕЙШИМИ ИЗ ВСЕХ, И НЕ БЫТЬ ТЩЕСЛАВНЫМИ, НО БЫТЬ ПОКОРНЫМИ ВО ВСЕМ. «И КОГДА ХОДИТЕ, — ГОВОРИЛ ОН ИМ, — РУКИ ДЕРЖИТЕ СКРЕСТИВ НА ГРУДИ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ ПРЕВЗОЙДЕТ ВАС В СМИРЕНИИ ВАШЕМ, И КЛАНЯЙТЕСЬ ДРУГ ДРУГУ, КАК ПОДОБАЕТ МОНАХАМ, И НЕ ХОДИТЕ ИЗ КЕЛЬИ В КЕЛЬЮ, НО ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС МОЛИТСЯ В СВОЕЙ КЕЛЬЕ». ВОТ ТАКИМИ И ИНЫМИ СЛОВАМИ ПОУЧАЛ ОН ИХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ БЕСПРЕСТАННО, И ЕСЛИ СНОВА СЛЫШАЛ, ЧТО КТО-ЛИБО СТРАДАЕТ ОТ НАВАЖДЕНИЯ БЕСОВСКОГО, ТО ПРИЗЫВАЛ ЕГО К СЕБЕ, И — ТАК КАК САМ ИСПЫТАЛ ВСЕ ИСКУШЕНИЯ — ПОУЧАЛ ЕГО, И УБЕЖДАЛ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДЬЯВОЛЬСКИМ КОЗНЯМ, НИ В ЧЕМ ИМ НЕ УСТУПАЯ, НЕ ОСЛАБЕТЬ ОТ ВИДЕНИЙ И БЕСОВСКИХ НАПАСТЕЙ, И НЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОЕЙ КЕЛЬИ, НО ОГРАЖДАТЬ СЕБЯ ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ, И ПРИЗЫВАТЬ БОГА, ЧТОБЫ ПОМОГ ОН ОДОЛЕТЬ ЗЛОГО БЕСА. И ГОВОРИЛ ИМ: «ВСЕ ЭТО И СО МНОЙ БЫВАЛО ПРЕЖДЕ. ВОТ КАК-ТО НОЧЬЮ РАСПЕВАЛ Я В КЕЛЬЕ ПОЛОЖЕННЫЕ ПСАЛМЫ, И ВДРУГ ВСТАЛ ПЕРЕДО МНОЙ ЧЕРНЫЙ ПЕС, ТАК ЧТО НЕ МОГ Я И ПОКЛОНИТЬСЯ. И ДОЛГО ОН ТАК СТОЯЛ, НО КАК ТОЛЬКО, ИМ ПОДСТРЕКАЕМЫЙ, ХОТЕЛ Я ЕГО УДАРИТЬ — ТУТ ЖЕ СТАЛ НЕВИДИМ. ТОГДА ОХВАТИЛ МЕНЯ СТРАХ И ТРЕПЕТ, ТАК ЧТО ХОТЕЛ Я УЖЕ БЕЖАТЬ ОТТУДА, ЕСЛИ БЫ ГОСПОДЬ НЕ ПОМОГ МНЕ. И ВОТ, НЕМНОГО ОПРАВИВШИСЬ ОТ СТРАХА, НАЧАЛ Я ПРИЛЕЖНО МОЛИТЬСЯ, ЧАСТО ПРЕКЛОНЯЯ КОЛЕНИ, И ПОСТЕПЕННО ОСТАВИЛ МЕНЯ СТРАХ, ТАК ЧТО С ТЕХ ПОР ПЕРЕСТАЛ Я БОЯТЬСЯ БЕСОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЯВЛЯЛИСЬ ОНИ ПЕРЕДО МНОЮ». К СКАЗАННЫМ СЛОВАМ ДОБАВЛЯЛ ОН И МНОГИЕ ДРУГИЕ, УКРЕПЛЯЯ БРАТИЮ В БОРЬБЕ СО ЗЛЫМИ ДУХАМИ. И ТАК ОТПУСКАЛ ИХ, РАДОСТНО СЛАВЯЩИХ БОГА ЗА ТАКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ДОБЛЕСТНОГО НАСТАВНИКА И УЧИТЕЛЯ ИХ. А ВОТ ЧТО ПОВЕДАЛ МНЕ ОДИН ИЗ МОНАХОВ, ПО ИМЕНИ ИЛАРИОН, РАССКАЗЫВАЯ, КАК МНОГО ЗЛА ПРИЧИНЯЛИ ЕМУ В КЕЛЬЕ ЗЛЫЕ БЕСЫ. КАК ТОЛЬКО ЛОЖИЛСЯ ОН НА СВОЕЙ ПОСТЕЛИ, ПОЯВЛЯЛОСЬ МНОЖЕСТВО БЕСОВ И, СХВАТИВ ЕГО ЗА ВОЛОСЫ, ТАЩИЛИ И ТОЛКАЛИ, А ДРУГИЕ, ПРИПОДНЯВ СТЕНУ, КРИЧАЛИ: «СЮДА ВОЛОКИТЕ, ПРИДАВИМ ЕГО СТЕНОЮ! » И ТВОРИЛИ ТАКОЕ С НИМ КАЖДУЮ НОЧЬ, И, УЖЕ НЕ В СИЛАХ ТЕРПЕТЬ, ПОШЕЛ ОН К ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ ФЕОДОСИЮ И ПОВЕДАЛ ЕМУ О ПАКОСТЯХ БЕСОВ. И ХОТЕЛ ИЗ ЭТОГО МЕСТА ПЕРЕЙТИ В ДРУГУЮ КЕЛЬЮ. НО БЛАЖЕННЫЙ СТАЛ УПРАШИВАТЬ ЕГО, ГОВОРЯ: «НЕТ, БРАТ, НЕ ПОКИДАЙ ЭТОГО МЕСТА, А НЕ ТО СТАНУТ ПОХВАЛЯТЬСЯ ЗЛЫЕ ДУХИ, ЧТО ПОБЕДИЛИ ТЕБЯ, И ПРИЧИНИЛИ ТЕБЕ ГОРЕ, И С ТЕХ ПОР НАЧНУТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗЛА ТЕБЕ ПРИЧИНЯТЬ, ИБО ПОЛУЧАТ ВЛАСТЬ НАД ТОБОЮ. НО МОЛИСЬ ТЫ БОГУ В КЕЛЬЕ СВОЕЙ, И БОГ, ВИДЯ ТВОЕ ТЕРПЕНИЕ, ДАРУЕТ ТЕБЕ НАД НИМИ ПОБЕДУ, ТАК ЧТО НЕ ПОСМЕЮТ И ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ТЕБЕ». ТОТ ЖЕ СНОВА ОБРАТИЛСЯ К НЕМУ: «МОЛЮ ТЕБЯ, ОТЧЕ, НЕ МОГУ БОЛЬШЕ НАХОДИТЬСЯ В КЕЛЬЕ ИЗ-ЗА МНОЖЕСТВА ЖИВУЩИХ В НЕЙ БЕСОВ». ТОГДА БЛАЖЕННЫЙ, ПЕРЕКРЕСТИВ ЕГО, СНОВА СКАЗАЛ: «ИДИ И ОСТАВАЙСЯ В КЕЛЬЕ СВОЕЙ, И ОТНЫНЕ НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРИЧИНЯТ ТЕБЕ НИКАКОГО ЗЛА КОВАРНЫЕ БЕСЫ, НО И НЕ УВИДИШЬ ИХ БОЛЕЕ». ОН ПОВЕРИЛ, И, ПОКЛОНИВШИСЬ СВЯТОМУ, ПОШЕЛ В СВОЮ КЕЛЬЮ, И ЛЕГ, И ВЫСПАЛСЯ СЛАДКО. И С ТЕХ ПОР КОВАРНЫЕ БЕСЫ НЕ СМЕЛИ БОЛЬШЕ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ТОМУ МЕСТУ, ИБО БЫЛИ ОТОГНАНЫ МОЛИТВАМИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ И ОБРАТИЛИСЬ В БЕГСТВО. И ВОТ ЕЩЕ ЧТО РАССКАЗАЛ МНЕ ТОТ ЖЕ ЧЕРНЕЦ ИЛАРИОН. БЫЛ ОН ИСКУСНЫМ КНИГОПИСЦЕМ И ДНИ И НОЧИ ПЕРЕПИСЫВАЛ КНИГИ В КЕЛЬЕ У БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, А ТОТ ТИХО РАСПЕВАЛ ПСАЛМЫ И ПРЯЛ ШЕРСТЬ ИЛИ ИНЫМ ЧЕМ ЗАНИМАЛСЯ. ТАК ЖЕ ВОТ В ОДИН ИЗ ВЕЧЕРОВ ЗАНЯТЫ ОНИ БЫЛИ КАЖДЫЙ СВОИМ ДЕЛОМ, И ТУТ ВОШЕЛ ЭКОНОМ И СКАЗАЛ БЛАЖЕННОМУ, ЧТО ЗАВТРА НЕ НА ЧТО КУПИТЬ НИ ЕДЫ ДЛЯ БРАТИИ, НИ ЧЕГО-ЛИБО ИНОГО, ИМ ПОТРЕБНОГО. БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ ОТВЕЧАЛ ЕМУ: «СЕЙЧАС, ВИДИШЬ, УЖЕ ВЕЧЕР, А ДО УТРА ДАЛЕКО. ПОЭТОМУ ИДИ, ПОТЕРПИ НЕМНОГО, МОЛЯСЬ БОГУ: МОЖЕТ БЫТЬ, ПОМИЛУЕТ ОН НАС И ПОЗАБОТИТСЯ О НАС, КАК ЕМУ БУДЕТ УГОДНО». ВЫСЛУШАЛ ЕГО ЭКОНОМ И УШЕЛ. А БЛАЖЕННЫЙ СНОВА ВЕРНУЛСЯ В СВОЮ КЕЛЬЮ РАСПЕВАТЬ ПО ОБЫЧАЮ ДВЕНАДЦАТЬ ПСАЛМОВ. И, ПОМОЛИВШИСЬ, СЕЛ И ПРИНЯЛСЯ ЗА СВОЕ ДЕЛО. НО ТУТ СНОВА ВОШЕЛ ЭКОНОМ И ОПЯТЬ ЗАГОВОРИЛ О ТОМ ЖЕ. ТОГДА ОТВЕЧАЛ ЕМУ БЛАЖЕННЫЙ: «СКАЗАЛ ЖЕ ТЕБЕ: ИДИ И ПОМОЛИСЬ БОГУ. А НАУТРО ПОЙДЕШЬ В ГОРОД И ПОПРОСИШЬ В ДОЛГ У ТОРГОВЦЕВ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ БРАТИИ, А ПОТОМ, КОГДА СМИЛУЕТСЯ БОГ, С ЕГО ПОМОЩЬЮ ОТДАДИМ ДОЛГ, ИБО ИСТИННЫ СЛОВА: «НЕ ЗАБОТЬСЯ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ, И БОГ НАС НЕ ОСТАВИТ». КАК ТОЛЬКО УДАЛИЛСЯ ЭКОНОМ, В СИЯНИИ ЯВИЛСЯ ОТРОК В ВОИНСКОЙ ОДЕЖДЕ, ПОКЛОНИЛСЯ ФЕОДОСИЮ, И, НИ СЛОВА НЕ ГОВОРЯ, ПОЛОЖИЛ НА СТОЛП ЗОЛОТУЮ ГРИВНУ, И ТАКЖЕ МОЛЧА ВЫШЕЛ. ТОГДА ВСТАЛ БЛАЖЕННЫЙ, И ВЗЯЛ ЗОЛОТО, И СО СЛЕЗАМИ ПОМОЛИЛСЯ ПРО СЕБЯ. ТУТ ЖЕ ПОЗВАЛ ОН ПРИВРАТНИКА И СПРОСИЛ ЕГО: «РАЗВЕ КТО-НИБУДЬ ПРИХОДИЛ ЭТОЙ НОЧЬЮ К ВОРОТАМ? » НО ТОТ ПОКЛЯЛСЯ, ЧТО ЕЩЕ ЗАСВЕТЛО ЗАПЕРТЫ БЫЛИ ВОРОТА, И С ТОЙ ПОРЫ НЕ ОТВОРЯЛ ИХ НИКОМУ, И НИКТО НЕ ПОДХОДИЛ К НИМ. ТОГДА БЛАЖЕННЫЙ ПОЗВАЛ К СЕБЕ ЭКОНОМА И ОТДАЛ ЕМУ ГРИВНУ ЗОЛОТА СО СЛОВАМИ: «ЧТО СКАЖЕШЬ, БРАТ АНАСТАСИЙ? НЕ НА ЧТО КУПИТЬ НУЖНОЕ ДЛЯ БРАТИИ? ТАК ИДИ ЖЕ И КУПИ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ БРАТИИ. А ЗАВТРА БОГ СНОВА ПОЗАБОТИТСЯ О НАС». ТОГДА ПОНЯЛ ВСЕ ЭКОНОМ И, ПАВ НИЦ, ПОКЛОНИЛСЯ ЕМУ. БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ СТАЛ ПОУЧАТЬ ЕГО, ГОВОРЯ: «НИКОГДА НЕ ПРЕДАВАЙСЯ ОТЧАЯНИЮ, НО БУДЬ КРЕПОК В ВЕРЕ, ОБРАТИСЬ С ПЕЧАЛЬЮ СВОЕЙ К БОГУ, ЧТОБЫ ОН ПОЗАБОТИЛСЯ О НАС, КАК ЕМУ БУДЕТ УГОДНО. И НЫНЕ УСТРОЙ ДЛЯ БРАТИИ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК». БОГ ЖЕ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЩЕДРО ПОДАВАЛ ЕМУ ВСЕ, ЧТО БЫЛО НУЖНО ТОМУ БОЖЕСТВЕННОМУ СТАДУ.
БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ ВСЕ НОЧИ ПРОВОДИЛ БЕЗ СНА, С ПЛАЧЕМ МОЛЯСЬ БОГУ О БРАТИИ И ЧАСТО ПРЕКЛОНЯЯ КОЛЕНИ, КАК ЭТО НЕ РАЗ СЛЫШАЛИ СЛУЖАЩИЕ В ЦЕРКВИ, В ТОТ ЧАС, КОГДА ПЕРЕД ЗАУТРЕНЕЙ ПРИХОДИЛИ ОНИ К ФЕОДОСИЮ ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ. КОГДА КТО-НИБУДЬ ИЗ НИХ ТИХО ПОДХОДИЛ К ЕГО КЕЛЬЕ, ТО СЛЫШАЛ, КАК ОН МОЛИЛСЯ, И ГОРЬКО ПЛАКАЛ, И ГОЛОВОЙ БИЛСЯ О ЗЕМЛЮ; ТОТ ЖЕ ПОСПЕШНО ОТХОДИЛ, А ФЕОДОСИЙ, УСЛЫШАВ ШАГИ, ЗАМОЛКАЛ, ДЕЛАЯ ВИД, БУДТО СПИТ. ПРИШЕДШИЙ ЖЕ СТУЧАЛСЯ И ВОСКЛИЦАЛ: «БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ! » БЛАЖЕННЫЙ В ОТВЕТ МОЛЧАЛ, И ТОМУ ПРИХОДИЛОСЬ ПО ТРИ РАЗА СТУЧАТЬ И ПРОСИТЬ: «БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ! » ТОЛЬКО ТОГДА ФЕОДОСИЙ, СЛОВНО БЫ ПРОСНУВШИСЬ, ОТВЕЧАЛ: «ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, ЧАДО», И ТУТ ЖЕ РАНЬШЕ ВСЕХ ОКАЗЫВАЛСЯ В ЦЕРКВИ. ВОТ ТАК, ГОВОРИЛИ ОНИ, ДЕЛАЛ ОН КАЖДУЮ НОЧЬ.
БЫЛ В МОНАСТЫРЕ ЕГО ОДИН ЧЕРНОРИЗЕЦ, СВЯЩЕННИК САНОМ, ПО ИМЕНИ ДАМИАН, КОТОРЫЙ РЕВНОСТНО ПОДРАЖАЛ ЖИТИЮ И СМИРЕНИЮ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА СВОЕГО ФЕОДОСИЯ. МНОГИЕ РАССКАЗЫВАЛИ О ВЕЛИКОМ ЕГО СМИРЕНИИ, И О ЖИТИИ ЕГО, И ПОКОРНОСТИ, И О ТОМ, КАК ОН ВСЕХ СЛУШАЛСЯ. ОСОБЕННО ТЕ, КТО БЫВАЛ В ЕГО КЕЛЬЕ ВИДЕЛИ КРОТОСТЬ ЕГО И КАК ОН БОДРСТВОВАЛ ЦЕЛЫЕ НОЧИ, КАК С ПРНЛЕЖАНИЕМ ЧИТАЛ СВЯТЫЕ КНИГИ И ЧАСТО ПРИНИМАЛСЯ МОЛИТЬСЯ; И МНОГОЕ ЕЩЕ ПОВЕДАЛИ ОНИ О МУЖЕ ТОМ. КОГДА ЖЕ ЗАБОЛЕЛ ОН И НАСТАЛ ЕГО СМЕРТНЫЙ ЧАС, ТО ОБРАТИЛСЯ К БОГУ, СО СЛЕЗАМИ ГОВОРЯ ТАК: «ГОСПОДИ МОЙ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ! СПОДОБЬ МЕНЯ ПРИОБЩИТЬСЯ К СЛАВЕ СВЯТЫХ ТВОИХ И ВМЕСТЕ С НИМИ ВОЙТИ В ЦАРСТВО ТВОЕ, И НЕ РАЗЛУЧИ МЕНЯ, МОЛЮ ТЕБЯ, ВЛАДЫКА, С ОТЦОМ И НАСТАВНИКОМ МОИМ ПРЕПОДОБНЫМ ФЕОДОСИЕМ, НО ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРИМИ МЕНЯ НА ТОМ СВЕТЕ, КОТОРЫЙ УГОТОВАЛ ТЫ ДЛЯ ПРАВЕДНИКОВ». ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ ЕГО МОЛИТВЫ ВДРУГ ВНЕЗАПНО ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД ЛОЖЕМ ЕГО БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОСИЙ, ПРИПАЛ К ГРУДИ ЕГО И, ЦЕЛУЯ, СКАЗАЛ ЕМУ: «О ЧАДО, ГОСПОДЬ ПОСЛАЛ МЕНЯ НЫНЕ ПОВЕДАТЬ ТЕБЕ, ЧТО ВСЕ, О ЧЕМ ТЫ МОЛИЛСЯ БОГУ, ТАК И БУДЕТ ИСПОЛНЕНО ПО ПРОСЬБЕ ТВОЕЙ, И СО СВЯТЫМИ ПРИНЯТ БУДЕШЬ, И ВМЕСТЕ С НИМИ ЯВИШЬСЯ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОГО ВЛАДЫКИ. КОГДА ЖЕ ГОСПОДЬ БОГ ПОВЕЛИТ МНЕ ПОКИНУТЬ ЭТОТ СВЕТ И ПРИЙТИ К ТЕБЕ, ТОГДА УЖЕ НЕ РАЗЛУЧИМСЯ, НО ВМЕСТЕ ПРЕБУДЕМ НА ТОМ СВЕТЕ». И, СКАЗАВ ЭТО, ВДРУГ ИСЧЕЗ. ТОГДА ДАМИАН ПОНЯЛ, ЧТО ЭТО БЫЛО ЯВЛЕНИЕ ОТ БОГА, ИБО НЕ ВИДЕЛ, НИ КАК ТОТ ВЫХОДИЛ В ДВЕРЬ, НИ КАК ВХОДИЛ, И НА КАКОМ МЕСТЕ ПОЯВИЛСЯ, НА ТОМ ЖЕ СНОВА И СТАЛ НЕВИДИМЫМ. ОН ЖЕ, НЕ МЕДЛЯ, ПОЗВАЛ ПРИСЛУЖИВАВШЕГО ЕМУ И ПОСЛАЛ ЕГО ЗА БЛАЖЕННЫМ ФЕОДОСИЕМ. КОГДА ТОТ ПОСПЕШНО ПРИШЕЛ, ТО ДАМИАН, С ВЕСЕЛЫМ ЛИЦОМ, ОБРАТИЛСЯ К НЕМУ И СКАЗАЛ: «ЧТО, ОТЧЕ, БУДЕТ ЛИ ТАК, КАК ТЫ, ТОЛЬКО ЧТО ПРИХОДИВ, ПООБЕЩАЛ МНЕ? » БЛАЖЕННЫЙ ЖЕ, НЕ ЗНАЯ НИ О ЧЕМ, ОТВЕЧАЛ: «НО, ЧАДО, Я НЕ ЗНАЮ, О КАКОМ ТЫ ГОВОРИШЬ ОБЕЩАНИИ». ТОГДА ТОТ РАССКАЗАЛ ЕМУ, КАК МОЛИЛСЯ И КАК ЯВИЛСЯ ЕМУ САМ ПРЕПОДОБНЫЙ. УСЛЫШАВ ОБ ЭТОМ, БОГОВДОХНОВЕННЫЙ ОТЕЦ НАШ ФЕОДОСИИ УЛЫБНУЛСЯ И, ПРОСЛЕЗИВШИСЬ, СКАЗАЛ ЕМУ: «О ЧАДО! БУДЕТ ВСЕ ТАК, КАК ОБЕЩАЛ АНГЕЛ, ЯВИВШИЙСЯ В ОБРАЗЕ МОЕМ. Я ЖЕ, ГРЕШНЫЙ, КАК МОГУ РАЗДЕЛИТЬ ТУ СЛАВУ, КОТОРАЯ УГОТОВАНА ПРАВЕДНИКАМ? » НО ДАМИАН, УСЛЫШАВ ТО ОБЕЩАНИЕ, ОБРАДОВАЛСЯ. И КОГДА СОБРАЛИСЬ К НЕМУ НЕКОТОРЫЕ ИЗ БРАТИИ, ПОЦЕЛОВАЛ ИХ ВСЕХ И ТАК В МИРЕ ПРЕДАЛ ДУШУ В РУКИ ПРИШЕДШИМ ЗА НИМ АНГЕЛАМ. ТОГДА БЛАЖЕННЫЙ ПРИКАЗАЛ УДАРИТЬ В БИЛО, ЧТОБЫ СОБРАЛАСЬ ВСЯ БРАТИЯ, И С ПОДОБАЮЩИМИ ПОЧЕСТЯМИ И С ПЕНИЕМ ПОГРЕБЛИ ЧЕСТНОЕ ЕГО ТЕЛО ТАМ, ГДЕ ПОГРЕБАЛИ И ДРУГИХ МОНАХОВ.
|
|||
|