Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВАХТЕ О ВАХТЕ



 


Среди многочисленных морских терминов нерусского происхождения есть один, очень тесно связанный со всей повседневной и боевой жизнью корабля, — вахта.

Это слово произошло, как уже говорилось, от немецкого Wacht — караул, стража.

Вахта — это еще и особый вид дежурства на кораблях военно-морского и коммерческого флота, которое несется постоянно при нахождении корабля в море на ходу и при стоян­ке на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах.

На ходу нормальная продолжительность вахты — четыре часа, но в зависимости от обстановки (например, высокие или очень низкие температуры) продолжительность вахты решением командира корабля может быть сокращена.

Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной.

При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несет ее в три смены.

До конца XVII века матросские сутки были разделены на восьмичасовые смены, что крайне утомляло и осложняло жизнь экипажа. Считается, что первым этот порядок из­менил английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разде­лил всю команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. По расписанию, пер­вая вахта имела нечетные номера и работала во время аврала на правом борту судна, вто­рая вахта — на левом. При необходимости выполнять какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвах­тенная смена.

Теперь становятся понятными команды, подаваемые в старые времена на парусных кораблях: «Первая (вторая) на вахту! », «Обе вахты на вахту! » Суточное время дели­лось так: четыре часа смены на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: первая (с 20. 00 до 24. 00), средняя, (с 00. 00 до 04. 00), утренняя (с 04. 00 до 08. 00). При таком распорядке получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая — только четыре. Однако и днем после дежур­ства матросы первой вахты не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было весьма утомительно, и, чтобы как-то повы­сить работоспособность и дать отдых лич­ному составу, придумали делить сутки не на шесть частей, а на семь. Для этого вахту с 16. 00 до 20. 00 разделили на две двухча­совые полувахты, благодаря чему каждую ночь часы смены сдвигались, и матросы не находились в одно и то же время на палу­бе. Англичане называли двухчасовые полу­вахты «вахтой с обрезанным хвостом».

Со временем в других флотах стали вводить английский порядок несения де­журства, а полувахты стали называть хит­рой вахтой. Однако система с полувахта­ми прижилась не везде: как говорится, «на каждом флоте свои порядки в почете». Так, у русских моряков дневная вахта длилась с 12. 00 до 18. 00, то есть шесть часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20. 00, и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным ан­глийским вахтам. Однако со временем, учитывая опыт Северной войны, необхо­димость повышения бдительности при длительном пребывании кораблей в море и неотлучное нахождение личного соста­ва на боевых постах, в Российском флоте вахту стали нести в три смены. Уже в Мор­ском уставе Петра I, изданном в 1720 году, «главнейшим делом» командиров кораб­лей определялось расписать «всю коман­ду на три равные части по вахтам, а вах­ты по парусам, орудиям и т. п. ». В плава­ниях нормальной продолжительностью дежурств считались четыре часа, но в за­висимости от обстановки, климатических условий решением командира она могла меняться от двух до пяти часов.

За многовековую историю мореплава­ния для каждой вахты матросы разных стран придумали свои названия. Кроме тех, которые уже были упомянуты, суще­ствовали и другие. Многие из них забы­ты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.

При трехсменной вахте первая стояла днем с 08. 00 до 12. 00 и ночью с 20. 00 до 24. 00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли выполнение обязанностей моло­дым малоопытным морякам под контро­лем бывалых офицеров и старшин. Отсю­да у наших моряков появилось название детская вахта.

Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12. 00 до 16. 00, ночью с 00. 00 до 04. 00. В дневное время морякам приходилось нести дежур­ство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией име­новали послеобеденное стоячее лежание. Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишились адмиральского часа — этого узаконенного еще Петром I обеденного перерыва, начинавшегося с раздачи водки (звучала команда «Свистать к вину и на обед») и заканчивавшегося послеобеденным часовым сном. Со време­нем водку давать перестали, но «адмираль­ский час» строго соблюдается и в наши дни. «Ночная вахта с 12 ночи до 4 утра считается самой скучной и несносной, потому что все судно после дневных тру­дов вкушает самый сладкий сон, а вах­тенные принуждены проводить это вре­мя без сна, может быть, под дождем, под­вергаясь то сильному холоду на севере, то удушливому зною в тропиках» — так писал офицер Максимов, участник кругос­ветного плавания на клипере «Стрелок». Это время дежурства англичане называли вахтой склеивающихся, глаз, а также длинной (она кажется длиннее других) или кладбищенской (тишина! страшно! опасно! ). Немецкие, шведские, голланд­ские матросы именовали ее плоскостопой (не присядешь, иначе заснешь). И почти во всех флотах мира и по сей день эта вахта называется собачьей вахтой (Dog wacht), или просто собакой. Само название красноречиво говорит, что это за смена.

Название следующей вахты, с 04. 00 до 08. 00, имеет более благозвучное звуча­ние — Диана. Так в честь богини Луны из римской мифологии назвали ее итальянские моряки. Вторая половина этой вахты, с 16. 00 до 20. 00, когда-то называлась анг­лийской собакой, но с введением трех­сменной вахты она стала любимой и удоб­ной для моряков. Отстоял матрос утрен­нюю половину, а впереди почти целый день свободный — можно успеть и отдох­нуть, и личными делами заняться. Может быть, потому она и называется королевс­кой, или — проще — хорошей вахтой. Кроме этих названий, на флотах бытовали и другие. Так, вахту, назначаемую в туман, для усиления бдительности называли ту­манной Сон шутники прозвали конечной вахтой. Названия или прозвища вахт по­являются и исчезают в зависимости от ус­ловий работы и быта моряков. Может быть, когда-нибудь исчезнут и сами вахты; все дежурство будут нести электронные роботы. Но будем надеяться, что память о них останется на страницах истории мо­реплавания.

https: //flot. com/publications/books/shelf/russianfleet/25. htm

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.