|
|||
2. Какие вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и в какой последовательности изучают по различным программам математики начальных классов. Укажите теоретическую основу каждого приема.. Программа Демидовой
Васильева Дарья НОЛ-118 2. Какие вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и в какой последовательности изучают по различным программам математики начальных классов. Укажите теоретическую основу каждого приема. Рассмотрим случаи (выражения) сложения и вычитания: 1. Однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд (25+3 и 25-3) 2. Однозначных и двузначных чисел с переходом через разряд (37+5 и 32-7) 3. Двух двузначных чисел без перехода через разряд (64-21и 64+21) 4. Двух двузначных чисел с переходом через разряд (28+54 и 62- 36) Все эти случаи рассматривают по всем программам, но из каждого случая может быть выделен частный и поэтому уроков ознакомления с новыми случаями оказывается гораздо больше. Теоретической основой всех этих случаев является: 1. Знание разрядного состава двузначных чисел; 2. Знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки. Этот вывод отражает принцип поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100. 3. Знание таблиц сложения и вычитания в пределах 10и 20. По программе М. И. Моро (2 кл, 1ч., с. 57) предлагается такая последовательность изучения приемов + и – в пределах 100: 1. В начале темы на подготовительном этапе повторяют случаи сложения и вычитания двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100». Их т. о. - знание разрядного состава чисел, соотношения между десятками и единицами, случаи сложения и вычитания в пределах 10. Это такие случае как: 50+30=80 5д+3д=8д 50-30=20 5д-3д=2д 2. 2-ой прием дан на стр. 58 ( Моро 2 кл. ч. 2) – прием сложения двузначного числа и разрядного без перехода через разряд. Это такие случаи: 36+2= 30+ 6+ 2= 30+(6+2)=38 –в основе сочетательный закон. 36+20= 30+6+20=(30+20)+6=56 – в основе переместительный и сочетательный законы. На уроке делают вывод: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки. Этот вывод отражает принцип поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100. 3. 3ий прием дан на стр 59: вычитание из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд: 36-2= 30+(6-2)=34 36-20 = 30+6-20=(30-20)+6=16. Действия сначала моделируют на палочках, а потом учитель сообщает, что десятки удобнее вычитать из десятков, а единицы из единиц. 4. 4-ый этап: страница 60 частный случай прибавления к двузначным однозначных, когда в сумме получается круглое число: 26+4 76+24 20+(6+4)=30 70+6+24=100 Опираемся на 2-ой этап. 5. 5-ый этап: стр. 61 вычитание однозначного числа из круглого. Частный случай для 3-его этапа. 30-7=23 Мы знаем, что единицы вычитаются из единиц, но в числе 30 отдельных единиц нет(строим модель на палочках). Поэтому берем 1 пучок из 3-х, развязываем его и тогда 7 единиц вычитываем из 10 единиц. Получается 23. 30-7= 20+(10-7)=23 6. 6ой этап на стр. 62. Здесь рассмотрен случай вычитания двузначного числа из круглого вида: 60-24. 60-24=60-20-4=40-4=36 Сначала разбираем на палочках, опираясь на случай 30-7. Убираем 2 пучка по 10 палочек из 6, затем еще1 развязываем и убираем 4 палочки из 10. 7. 7-ой этап стр. 66 - это сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток. Используют прием прибавления по частям. 26+7=33 Опираемся на прием сложения двух однозначных чисел с 26+(4+3)=33 переходом через разряд. 8. 8ой этап на стр. 67. Изучают вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд. 35-7=28 Опираются на прием вычитания в пределах 20 (35-5)-2=28
9. 9ый этап в учебнике М2М, 2ч., стр. 4. Рассматривают случай сложения двузначного числа и двузначного без перехода через разряд: 45+23=68 (45+20)+3=68 10. 10ый этап в учебнике М2М, 2ч., стр. 5. Прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд: 57-26=31 (57-20) -6=31 11. 11ый этап. Далее нужно рассмотреть прием сложения двузначного числа с двузначным с переходом через десяток, но в нынешнем учебнике его вообще нет, следовательно, учитель дает его самостоятельно: 45+28=73 (45+20)+8=73 12. 12ый этап на стр. 29: прием вычитания из двузначного числа двузначного с переходом через разряд 52-24=28 (52-20)-4=28
Анализ программы М. И. Моро показал, что в течении 2 класса 1 и 2 части учебника изучают приемы сложения и вычитания в пределах 100. В данной программе представлены все 4 приема с их частными случаями. Данную тему изучают в 12 этапов. В программе М. И. Моро представлены все этапы, кроме 11 этапа.
Программа Истоминой: 1. Случаи сложения и вычитания двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100»: 1 класс 2 часть стр. 48
1 класс 1 часть стр. 50
2. частный случай прибавления к двузначным однозначных, когда в сумме получается круглое число и вычитание однозначного числа из круглого. 2 класс 1 часть стр. 22 2 класс 1 часть стр. 101 3. Рассмотрен случай вычитания двузначного числа из круглого вида 2 класс 1 часть стр. 109
4. Прием вычитания из двузначного числа двузначного с переходом через разряд: 2 класс 2 часть стр. 21
Анализ программы Н. Б. Истоминой показал, что приёмы сложение и вычитание в пределах 100 изучают в течении 1 и 2 класса 1 и 2 частях учебника. В данной программе представлены все 4 приема с их частными случаями. Данную тему изучают в 12 этапов. В программе Н. Б. Истоминой представлены не все этапы, 4 из 12 этапов.
Программа И. И. Аргинской: 1. Случаи сложения двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100»: 2 класс 1 часть стр. 34
2. 2-ой прием– прием сложения двузначного числа и разрядного без перехода через разряд. 2 класс 1 часть стр. 39 3. Случаи вычитания двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100»: 2 класс 1 часть стр. 42 4. 4ый прием - вычитание из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд:
5. 5-ый этап: вычитание однозначного числа из круглого.
6. 6-ой этап - частный случай прибавления к двузначным однозначных, когда в сумме получается круглое число:
2 класс 1 часть стр. 53 7. 7-ой этап - это сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток: 2 класс 1 часть стр. 58
8. 8ой этап - изучают вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд: 9. 9ый этап - случай сложения двузначного числа и двузначного без перехода через разряд: 2 класс 1 часть стр. 64 2 класс 1 часть стр. 66
10. 10ый этап - прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд:
11. 11ый этап - прием сложения двузначного числа с двузначным с переходом через десяток,: 2 класс 1 часть стр. 86
12. 12ый - прием вычитания из двузначного числа двузначного с переходом через разряд: 2 класс 1 часть стр. 92
Анализ программы И. И. Аргинской показал, что в течении 2 класса 1 и 2 части учебника изучают приемы сложения и вычитания в пределах 100. В данной программе представлены все 4 приема с их частными случаями. Данную тему изучают в 12 этапов. В программе И. И. Аргинской представлены все 12 этапов.
Программа Демидовой 1. 2 класс 1 часть стр. 66 Случаи сложения двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100»:
2. и 3. 2 класс 1 часть стр. 70 вычитание из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд - 1 прием.
4. 2 класс 2 часть стр. 2 - частный случай прибавления к двузначным однозначных, когда в сумме получается круглое.
5. 2 класс 2 часть стр. 2-3 - вычитание однозначного числа из круглого. Частный случай 2 приема.
6 этап. Далее нужно случай вычитания двузначного числа из круглого вида: 60-24, но в учебнике его вообще нет, следовательно, учитель дает его самостоятельно: 60-24=60-20-4=40-4=36 Сначала разбираем на палочках, опираясь на 5 этап.
7. 2 класс 2 часть стр. 12 - 2 прием. Сложение двух двухзначных чисел с переходом через разряд
8. 2 класс 2 часть стр. 16 - 2 прием.
9. и 10. 2 класс 1 часть стр. 72 - 3 прием. Сложение и вычитание двух двузначных чисел без перехода через разряд.
12. 2 класс 2 часть стр. 32-33 - 4 приём. Вычитание двух двузначных чисел с переходом через разряд
11. 2 класс 2 часть стр. 34 - 4 прием. сложение двух двузначных чисел с переходом через разряд. Анализ программы Демидовой показал, что в течении 2 класса 1 и 2 части учебника изучают приемы сложения и вычитания в пределах 100. В данной программе представлены все 4 приема с их частными случаями. Данную тему изучают в 12 этапов. В программе Демидовой представлены все этапы, кроме 6 этапа.
|
|||
|