Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Строгание.




Цель: ознакомление учащихся с инструментами для строгания; изучение приемов строгания.

Задачи:

1. образовательная:

Ознакомление учеников с процессом строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе рубанком.

2. развивающая:

Способствовать развитию представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем, основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы), способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук).

3. воспитательная:

Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской, формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к работающему человеку.

Пиленые заготовки не всегда имеют строго параллельное направление волокон, часто они перерезаны под углом. Прежде чем закрепить заготовку на верстаке, ее нужно осмотреть. Строгание будет правильным, если движение рубанка направлено в рост по волокну, строго параллельно или на косой срез этих волокон (рис. 16, а, б, в).

Строгание — резание древесины ножами, при котором траекторией резания является прямая, совпадающая с направлением рабочего движения. Строганием придают деталям правильную форм у и размеры, указанные на чертеже. Кроме того, поверхность становится ровной, чистой и гладкой. Строгают древесину ручным или механическим способом.

Для ручного строгания древесины применяют рубанки, которые в зависимости от назначения могут быть различной конструкции, однако общий принцип их работы одинаков.

 

 

рис. 16. приемы строгания и контроля: а - правильное положение инструмента при строгании; б — неправильное положение инструмента (так строгать нельзя! ); в — переменный нажим на инструмент при строгании; г — контроль плоскости линейкой; д — контроль на глаз; е — контроль угольником

 

 

 

Все ручные рубанки делят на рубанки для строгания плоских поверхностей (рис. 17; шерхебель, рубанок одинарный и двойной, фуганок, полуфуганок, торцовый рубанок, цинубель) и рубанки для строгания профильных (фигурных) поверхностей (рис. 18). В рубанках для плоского строгания стружка выходит вверх через леток, а в рубанках для профильного строгания с узкими колодками стружка выходит сквозь прорезь со стороны.

Подготовка ручных рубанков к работе. Для качественного строгания хорошо затачивают и правильно налаживают строгальные инструменты. Чтобы заточить нож, его вынимают из летка, для чего, придерживая большим пальцем клин и нож, ударяют киянкой по торцу колодки рубанка (рис. 19), а в фуганке — по пробке. Затачивают нож на точиле из природного камня или на наждачном круге до образования заусенцев на передней грани. Правят нож на оселке круговыми движениями.

Угол заточки проверяют шаблоном, а правильность затачивания лезвия — угольником и линейкой (рис. 16).

Ножи инструментов для профильного строгания затачивают на фигурных брусках. Правят их на фигурных брусках или наждачным порошком с маслом, накладывая на брусок соответствующего профиля из древесины твердой породы.

Заточенный нож ставят в леток колодки и крепят деревянным клином, хорошо подгоняя и плотно прижимая нож к постели. Лезвие должно выступать из подошвы колодки равномерно (тонкой ниткой), без перекоса, на величину 0, 2... 0, 3 мм, и только в шерхебеле оно может выступать на величину 2... 3 мм. При хранении строгальных инструментов лезвие прячут в леток, чтобы оно не выступало из подошвы.

Приемы строгания ручными инструментами. Перед началом работы ручными инструментами заготовку осматривают, определяют лицевую сторону и направление волокон.

Строгать следует по направлению волокон — это значительно облегчает труд и позволяет получить хорошее качество поверхности. Заготовки закрепляют на верстаках при помощи гребенок и тисков, чтобы они плотно прилегали к крышке верстака. Рабочий должен стоять в полуобороте к верстаку, немного наклонив вперед корпус, левую ногу выдвинув вперед параллельно верстаку. Угол между ступнями ног должен составлять 70... 80°.

Заготовка должна лежать на верстаке плотно, иначе она будет скользить (уходить) в сторону. Рубанок берут двумя руками. В начале строгания нажимают на переднюю часть рубанка, заднюю только прижимают, после прохода задней части нажимают на весь рубанок, а в конце строгания нажимают на заднюю часть. Такой прием позволяет получить ровные по всей длине заготовки, не «завалить» ее концы. Строгать нужно на полный размах рук, перемещая рубанок по ширине заготовки. Чтобы сохранить заточку режущей кромки, при отводе рубанка назад нажимать на него нельзя. Строгание заготовки начинают с лицевой стороны, где меньше сучков и других дефектов.

Если поверхность имеет большие неровности, ее сначала обрабатывают шерхебелем, затем рубанком с одиночным ножом и лишь потом рубанком с двойным ножом или фуганком. По окончании обработки поверхность проверяют на точность простой линейкой вдоль и поперек волокон. Если ребро линейки прилегает по всей длине и ширине к плоскости без просветов, качество обработки хорошее.

После того обрабатывают кромку рубанком, а затем фуганком. Прямой угол между пластью и кромкой проверяют угольником на просвет, двигая его по всей длине заготовки (см. рис. 23, г, д, е).

 Вторую пласть (не лицевую) обрабатывают теми же приемами до требуемых размеров, используя для разметки отволоку или рейсмус. В заключение обрабатывают вторую кромку заготовки, разметив ее по ширине рейсмусом или карандашом по линейке.

Фуганком в отличие от рубанка строгают в один проход, переходя вдоль заготовки, если она длинная, до получения непрерывной (сливной) стружки. Проверить качество обработанных кромок можно на глаз, линейкой на просвет или сложив две заготовки кромками. Если между кромками просвета нет, заготовки обработаны правильно. Сложнее строгать торцы заготовок, так как на выходе рубанка возможны отщепы. Избежать этого можно двумя способами: сначала строгают торец до середины на себя, а затем от себя. Но лучше строгать с применением подпора, установив заготовку в тиски.

До получения четверти с помощью зензубеля, на кромке заготовки размечают ее размеры рейсмусом. Зензубель берут правой рукой за заднюю часть колодки, а левой — за подошву и верхнюю часть колодки. Строгание ведут сначала медленно, на небольшом расстоянии от разметки непрерывным движением до конца заготовки. И лишь после углубления на 3—4 мм строгание ведут в размах, следя за тем, чтобы не перейти нижнюю линию разметки. Выбрав основную часть четверти, заготовку освобождают из зажима и зачищают четверть до точных размеров на верстаке с упорным клином.

Фальцгебелем выбирают четверть так же, как и зензубелем, но размер четверти определен его ступенчатой подошвой. Работа другими профильными инструментами осуществляется так же, как описано выше.

При строгании правильно и надежно держат инструмент и перемещают его только движениями рук.

Правила безопасной работы при строгании:

а) Надежно закреплять заготовку на верстаке.

б) Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

в) Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

г) Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

д) Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

 

 

Вопросы для закрепления полученных знаний:

1. Что такое строгание древесины?

2. Какие инструменты применяют при строгании?

3. Какие меры безопасности следует соблюдать при строгании?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.