1. Движение строевым шагом. 2.1 Движение походным шагом. 2.2 Обозначение шага на месте. 3. Движение бегом
УТВЕРЖДАЮ
____________________________________________________________________________________________________________________________
«____» ______________ 20___ г.
ПЛАН
занятия по строевой подготовке
со студентами групп МР-11, Мр-15, М-13, М-16, Э-12, Э-14
Тема 1: «Строевые приёмы и движение без оружия».
Занятие 4: «Строевой и походный шаг. Движение бегом».
Цель: Приобрести навыки и выработать практические умения действий воспитанников в отработке строевых приемов.
Задачи:
Образовательная: формирование уровня военно-профессиональной мотивации.
Воспитательная: осуществление государственной политики по подготовке студентов в области программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Развивающая: формировать у обучающихся правильную осанку, строевую выправку и подтянутость.
Дата: _______________________
Время: ______________________
Место проведения: строевой плац техникума
Форма одежды: повседневная.
Материальное обеспечение: план проведения занятия.
Учебные вопросы занятия:
| Время:
| Вводная часть
| 3 мин
| Основная часть
| 45мин
| 1 учебный вопрос: «Движение строевым шагом»
| 30 мин
| 2 учебный вопрос: «Движение походным шагом»
| 5 мин
| 3 учебный вопрос: «Движение бегом»
| 5 мин
| Заключительная часть
| 2 мин
|
Руководитель занятия: __________________________________
(должность)
__________________________________
(подпись, фамилия)
«___» _______________ 20___ г.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Движение строевым шагом
Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов. Правильное выполнение строевого шага требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног. Для обучения правильному выполнению ДВИЖЕНИЯ СТРОЕВЫМ ШАГОМ командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:
Последовательность обучения
| Методические указания, действия руководителя занятия и обучаемых
| I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:
|
| Называю строевой прием
| Движение строевым шагом
|
| Объясняю, где и в каких случаях этот строевой прием применяется
| Строевой шагприменяется:
при прохождении подразделений торжественным маршем;
при выполнении подразделениями воинского приветствия в движении;
при подходе воспитанника к начальнику и при отходе от него;
при выходе из строя и возвращении в строй;
на занятиях по строевой подготовке.
|
| Довожу команды, по которым выполняется строевой прием
| Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом - МАРШ»(в движении «Строевым - МАРШ»).
|
| Образцово показываю выполнение строевого приема в целом
| Образцовый показ строевого шага осуществляю так, чтобы обучаемые имели возможность видеть этот прием с различных направлений. Для показа строевого приема поворачиваюсь направо (налево), выхожу на правый (левый) фланг строя и командую: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подаю команду: «Строевым шагом - МАРШ» и показываю порядок движения строевым шагом с места. Пройдя до конца развернутого строя подразделения, останавливаюсь и снова по команде «Строевым шагом - МАРШ» двигаюсь вдоль строя до противоположного фланга.
1.
2. Движение строевым шагом
Руководитель может вызвать для показа строевого приема наиболее подготовленноговоспитанника подразделения. В этом случае воспитанник выполняет строевой прием по его команде.
|
| Довожу порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава
| Движение строевым шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см. Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом - МАРШ»(в движении «Строевым - МАРШ»).
По предварительной команде необходимо:
- подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость;
- по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.
Руками, начиная от плеча, производить движения около тела:
- вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти;
- назад - до отказа в плечевом суставе.
Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.
|
| Показываю подготовительные упражнения в медленном темпе по разделениям
| Показываю порядок выполнения подготовительных упражнений, необходимых для закрепления отдельных элементов строевого шага перед его тренировкой.
Последовательность показа этих упражнений может быть следующей:
- движение руками;
- обозначение шага на месте;
- движение строевым шагом на четыре счета;
- движение строевым шагом на два счета.
Для показа каждого подготовительного упражнения командую: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подаю команду на выполнение очередного упражнения, показываю порядок его выполнения в медленном темпе, кратко поясняю свои действия и порядок выполнения приема.
Подготовительное упражнение № 1
| Движение руками на 2 счета
| Цель: отработать навыки в движении руками
| Команды: «Движение руками, по разделениям на 2 счета делай – РАЗ,
| Согнуть правую руку в локте, произвести ею движение от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят
| делай – ДВА»
| Произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа
| Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай - ДВА» и т. д. прием повторяется до команды «СТОЙ».
Подготовительное упражнение № 2
| Обозначение шага на месте
| Цель: отработать координацию движения рук и ног при шаге на месте
| Команды: «Движение руками с шагом на месте, делай – РАЗ,
| Поднять левую ногу на 15–20 см от земли вверх, а руками произвести движение: правой – вперед, а левой – назад
| делай – ДВА»
| Правую ногу поднять вверх, левую - поставить на землю на всю ступню, а руками произвести взмах: левой - вперед, а правой – назад
| Далее под следующий счет «делай - РАЗ, делай - ДВА» и т. д. прием повторяется до команды «СТОЙ».
- Шаг на месте
Подготовительное упражнение № 3
| Движение строевым шагом на 4 счета
| Цель: привить первичные навыки в правильном выполнении строевого шага с паузой
| Команды: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом –
| По предварительной команде «шагом» подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть тела больше на правую ногу, сохраняя устойчивость (рис. а).
| МАРШ: РАЗ,
| По исполнительной команде «МАРШ» и по счету «РАЗ» сделать с левой ноги полный шаг. Вынести ногу с оттянутым носком на высоту 15–20 см от земли (рис. б) и поставить ее твердо на всю ступню, отделив в то же время от земли правую ногу. Подтянуть ногу на полшага вперед к пятке левой ноги (рис. в). Одновременно с шагом сделать движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа и стоять на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли.
| два, три, четыре»
| Сделать выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки
| Далее под следующий счет «РАЗ, два, три, четыре» и т. д. прием повторяется до команды «СТОЙ».
Подготовительное упражнение № 4
| Движение строевым шагом на 2 счета
| Цель: совершенствовать первичные навыки в правильном выполнении приема с сокращенной паузой
| Команды: «Строевым шагом, по разделениям на 2 счета, шагом – МАРШ: РАЗ,
| По исполнительной команде «МАРШ» и по счету «РАЗ» сделать с левой ноги полный шаг. Вынести ногу с оттянутым носком на высоту 15–20 см от земли (рис. б) и поставить ее твердо на всю ступню, отделив в то же время от земли правую ногу. Подтянуть ногу на полшага вперед к пятке левой ноги (рис. в). Одновременно с шагом сделать движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа и стоять на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли
| ДВА»
| Сделать выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки
| Далее под следующий счет «РАЗ, ДВА» и т. д. прием повторяется до команды «СТОЙ».
-
- Движение строевым шагом на 4 (2) счета:
а – положение перед началом движения; б – начало движения (первый шаг); в – положение по окончании первого шага | II. Разучиваю строевой прием:
|
| По разделениям
| Разучивание подготовительных упражнений провожу в разомкнутом одношереножном строю. Нахожусь перед строем подразделения, подаю команды на начало и прекращение отработки строевых приемов, контролирую порядок их выполнения, добиваюсь устранения выявленных недостатков и провожу индивидуальное обучение кадет.
Для построения отделения подаю команду, например: «Группа (Взвод), в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», размыкаю Взвод (на 2-4 шага) или, если взвод уже находится в одношереножном строю, только размыкаю его.
Разучивание подготовительных упражнений осуществляю по методике, изложенной выше.
При разучивании подготовительного упражнения № 1: «Движение руками на 2 счета», после каждого счета задерживаю положение рук обучаемых и исправляю допущенные ими ошибки. При этом особое внимание он обращаю на сохранение правильного положения строевой стойки и четкое движение рук назад до отказа.
При разучивании подготовительного упражнения № 2: «Обозначение шага на месте» добиваюсь правильного движения и положения рук при шаге на месте. При этом слежу, чтобы взмах руками производился свободно, без напряжения, а при постановке ноги на землю взмах не задерживался.
Усвоив правильную постановку положения рук при шаге на месте, приступаю к разучиванию подготовительного упражнения № 3: «Движение строевым шагом на 4 счета», а изучив его, отрабатывает движение строевым шагом на 2 счета (подготовительного упражнения № 4). Если обучаемые допускают ошибки, упражнение на четыре счета повторяется еще раз.
Заметив ошибку в выполнении приема одним из воспитанников, подхожу к нему и, находясь рядом с ним, тренирую (обучаю) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, прекращаю тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показываю порядок выполнения приема, после чего возобновляю выполнение приема от начала или от предыдущего счета.
|
| В целом
| Разучивание движения строевым шагом в целом начинается по команде «Строевым шагом - МАРШ». Оно обязательно проводится с использованием разметки строевой площадки, которая позволяет правильно отработать ширину шага и темп движения.
Сначала движение строевым шагом осуществляется с темпом 50-60 шагов в минуту, постепенно темп движения наращивается до 110–120 шагов.
Для исправления ошибок с полного темпа движения строевым шагом можно снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета, добиваясь устранения недостатков. Обучение может проводиться по командам и под счет командиров, самостоятельно под счет обучаемых, а также под барабан.
Заметив ошибку в выполнении приема одним из воспитанников, подхожу к нему и, находясь рядом с ним, тренирую (обучаю) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, прекращаю тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показываю порядок выполнения приема, после чего возобновляю выполнение приема от начала или от предыдущего счета.
| III. Провожу тренировку выполнения строевого приема в составе взвода:
| | | Приступая к тренировке, расставляю обучаемых на строевом плацу школы, на дистанции 5 шагов и приказываю, чтобы они по команде прошли весь прямоугольник в течение одной минуты.
По команде: «Строевым шагом - МАРШ» воспитанники начинают движение, а я слежу за правильным выполнением строевого шага и через одну минуту подаю команду «СТОЙ». При правильном соблюдении темпа движения обучаемые достигают того места, откуда они начали движение.
При тренировке движения строевым шагом добиваюсь, чтобы обучаемые при движении не «раскачивались» вправо и влево. Причина раскачивания – неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стоп по оси движения, они ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.
Если воспитанники при движении строевым шагом как бы подпрыгивают, также указываю на эту ошибку и требую, чтобы они переносили тяжесть тела с ноги на ногу равномерно, а не рывками.
В процессе тренировки слежу за тем, чтобы обучаемые при движении не допускали заноса одной ноги за другую.
Заметив ошибку в выполнении приема одним из воспитанников, подхожу к нему и, находясь рядом с ним, тренирую (обучаю) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка. Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, прекращаю тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показываю порядок выполнения приема, после чего возобновляю выполнение приема от начала или от предыдущего счета.
Тренировка продолжается до тех пор, пока изучаемый строевой прием не будет отработан до автоматизма.
|
2. 1 Движение походным шагом
|
|
| При движении строевым шагом по команде «ВОЛЬНО» идти походным шагом.
Нормальная скорость движения шагом 110–120 шагов в минуту. Размер шага 70–80 см.
При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.
|
2. 2 Обозначение шага на месте
|
|
| Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом – МАРШ» (в движении – «НА МЕСТЕ»).
По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15–20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага.
По команде «ПРЯМО», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.
Обучение шагу на месте по разделениям на два счета
Подготовительное упражнение
| Движение шагом на месте на 2 счета
| Цель: совершенствовать первичные навыки в правильном выполнении приема
| Команды: «На месте, по разделениям на 2 счета, шагом – МАРШ: РАЗ,
| По исполнительной команде «МАРШ» и по счету «РАЗ» поднять левую ногу на 15–20 см от земли, правой рукой при этом произвести движение так, чтобы кисть ее поднялась выше пряжки пояса (поясного ремня) на ширину ладони и на расстояние ширины ладони от тела; левой рукой – назад до отказа в плечевом суставе.
| ДВА»
| Левую ногу поставить на землю с передней части ступни на весь след. Руки опустить, кисти сбоку и посредине бедер.
|
Повторяя команду, отрабатываются попеременно описанные положения правой и левой ноги (руки).
При этом особое внимание обращается на положение рук и соблюдение строевой стойки.
|
3. Движение бегом
|
|
| Нормальная скорость движения бегом 165–180 шагов в минуту. Размер шага 85–90 см.
Движение бегом начинается по команде «Бегом – МАРШ».
При движении с места по предварительной команде корпус слегка подать вперед, руки полусогнуть, отведя локти несколько назад; по исполнительной команде начать бег с левой ноги, руками производить свободные движения вперед и назад в такт бега.
Для перехода в движении с шага на бег, по предварительной команде руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.
Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом – МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать еще два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.
|
|