Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«СКАЗКА В ОПЕРЕ»



Главные «сказки» Римского-Корсакова ― конечно, оперные: «Снегурочка» с подзаголовком «Весенняя сказка»; «Сказка о царе Салтане» и «Золотой Петушок» по одноименным сказкам Пушкина, «Кащей Бессмертный» с обозначением жанра как «Осенняя сказочка». «Садко» со сказочно-былинным сюжетом. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь» ― оперы, в которые вплетены сказочно-фантастические мотивы.

Самой известной и всеми любимой оперной сказкой Римского-Корсакова стала «Снегурочка» ― «Весенняя сказка».

В ее основе ― одноименная пьеса А. Н. Островского. Однако приглянулась она композитору не сразу. Сохранился рассказ Римского-Корсакова о сюжете его любимой оперы. Слова композитора передает его первый частный ученик, а впоследствии друг и либреттист Илья Федорович Тюменев:

«Теперь я им так доволен и так люблю его, что, когда со мной случается кошмар, мне часто представляется, будто я прозевал этот сюжет и музыка на него написана кем-то другим. А между тем, когда я в первый раз “Снегурочку” Островского прочел, она на меня особенного впечатления не произвела»9.

Сюжет же новгородской былины о гусляре Садко волновал композитора с юности. Именно он вдохновил Римского-Корсакова на создание одного из первых значимых произведений, заслуживших любовь слушателей, ― симфонической картины «Садко». Картина воспроизводит сцену встречи Садко и Морского царя. Но Николай Андреевич, очевидно, чувствовал, что не исчерпал всех художественных возможностей истории о новгородском гусляре и через много лет вновь обратился к этой теме, но уже как к оперному сюжету. При этом жанр оперы обозначил как «опера-былина».

В 1896 году опера была представлена в Мариинском театре. Ее премьера состоялась на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова 26 декабря 1897 года, и эта постановка имеет поистине историческое значение. Декорации были созданы
К. А. Коровиным и С. В. Малютиным, балетные сцены поставила прима-балерина Иола Торнаги. И, конечно, в спектакле принимали участие блестящие исполнители ― Федор Иванович Шаляпин в роли Варяжского гостя (для него это была одна из первых работ в мамонтовском театре) и Надежда Ивановна Забела - Врубель в роли Волховы (она исполняла эту партию с 4-го спектакля).

Еще в 1880-х годах В. В. Стасов обращал внимание Римского-Корсакова на сюжет прекрасной пушкинской сказки ― «Сказки о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди». Но, как это часто бывало у композитора, сюжет вызревал довольно долгое время, и обратился к нему Римский-Корсаков в год, когда вся страна праздновала 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Сохранился интересный материал, свидетельствующий о работе композитора над оперой «Сказка о царе Салтане»: это издание сказки Пушкина с многочисленными пометами Римского-Корсакова. Несмотря на то, что Николай Андреевич работал с либреттистом ― В. И. Бельским, он сам принимал активное участие в составлении сценария и текста либретто своей оперы.

Как и «Садко», опера была поставлена в Москве, в Товариществе русской частной оперы осенью 1900 года. На этот раз художником выступил Михаил Врубель, создав прекрасные декорации к спектаклю, а его жена, Надежда Ивановна Забела - Врубель, стала непревзойденной Царевной-Лебедью. Ее образ главной героини оперы-сказки, запечатленный мужем в одноименной картине, стал одним из ярких символов той эпохи.

«Сказка о царе Салтане» ― последняя светлая сказка Римского-Корсакова, в которой сатира хоть и видна, но не выступает на первый план. В отличие от двух последующих оперных сказок. Совершенно оригинальным произведением в творчестве Римского-Корсакова оказалась опера-сказка «Кащей бессмертный». Впервые в его музыке главенствовало зло! Не случаен и подзаголовок, отражающий настроение оперы: «Осенняя сказочка». Сам композитор так охарактеризовал свое сочинение:

«В общем получилось настроение мрачное и безотрадное, с редкими просветами, а иногда с зловещими блестками»10.

Волею обстоятельств эта опера оказалась активной «участницей» революционных событий 1905 года.

В знак протеста против действий правительства 9 января студенты требовали приостановить занятия в консерватории ― и Римский-Корсаков поддержал их. Это поистине окрылило молодежь, но сильно ударило по композитору: он был уволен из консерватории, его произведения не исполнялись в концертах Русского музыкального общества. Но всё музыкальное сообщество не только России, но и зарубежья, не говоря уже о студентах консерватории, поддержало Римского-Корсакова: в ОР РНБ сохранилось огромное количество писем с выражением сочувствия Николаю Андреевичу, полных негодования на дирекцию Русского музыкального общества.

Апофеозом стало исполнение силами учащихся консерватории оперы «Кащей бессмертный», разученной под руководством А. К. Глазунова.

События породили и вполне конкретные ассоциации: в образе Кащея многим представлялось самодержавие, некоторые же видели за этим образом обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева; под пленной Царевной подразумевали Россию, Буря-Богатырь ассоциировался с революцией.

Неудивительно, что последней оперой композитора стала именно сказка. Римский-Корсаков вновь обратился к Пушкину, на этот раз ― к сказке «Золотой петушок». Жанр обозначен вновь оригинально: «Небылица в лицах. Художественный образец русской лубочной сказки». Место действия ― «тридевятое царство, тридесятое государство». Сказка вновь небезобидная: сатира на самодержавие сквозит и в самом пушкинском тексте, Римский-Корсаков же с В. И. Бельским (либреттистом) ее усилили. При жизни композитора опера так и не была исполнена.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.