Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Боевой путь моего деда – Черенкова



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРИБАНОВСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

397241, Воронежская область, пгт. Грибановский,

 улица Мебельная, дом 37. Тел. 8(47348) 3 65 09

 

«Боевой путь моего деда – Черенкова

Владимира Алексеевича»

номинация: «Фото и эссе о родственнике, жившем во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. »

 

Черенков Роман Павлович

объединение «Резьба по дереву»

3 ноября 2008

рук. Черенков Павел Владимирович,

педагог дополнительного образования

телефон: 89521054955

 

 

 

БОЕВОЙ ПУТЬ МОЕГО ДЕДА

Работа по изучению своей родословной - очень интересное занятие. Я много узнал о своих родственниках, о бабушках и дедушках, которых уже нет.

Особенно меня заинтересовала судьба моего дедушки – Черенкова Владимира Алексеевича. Его не стало задолго до моего рождения (он умер в 1990 году).

Дедушка был бойцом рабочее – крестьянской Красной армии и прошел фронтовыми дорогами всю Великую Отечественную войну. Но вот где он воевал, как сложился его боевой путь никто не знает.

Папа вспоминает, что дедушка не любил рассказывать о войне. Когда речь заходила об этом, он становился раздражительным, нервным. Но, иногда память предательски возвращала его к тем страшным событиям, и тогда, словно в бреду, не связно, с тревогой в голосе он начинал свои рассказы. Эмоции захватывали его, и он, словно поднимаясь в атаку против ненавистного врага, говорил, обнажая всю свою боль и страх.

Вот один из эпизодов, который мой дед вспоминал, как самый страшный сон…

Побег.

Пули свистели над головой. Он бежал, не обращая на них внимания, бежал, не думая ни о чем. Главное сейчас было не думать, не понимать, не сомневаться, главное - бежать. Берег пруда был высокий, и он бежал, судорожно цепляясь за сухую, пожелтевшую к осени, траву. И вот - последний рывок, и холмистый берег скрыл его от фашистских пуль, которые еще продолжали свою зловещую перекличку.

Так мой дед – Черенков Владимир Алексеевич - смог вырваться из фашистского плена. Это было в начале осени 1942 года, близ города Миллерово Ростовской области. Именно по этой дороге немцы гнали наших пленных солдат.

Сейчас трудно восстановить боевой путь моего деда, остались лишь скудные воспоминания моего папы. Папа говорит, что дедушка при жизни не любил вспоминать войну, но он все время повторял, что воевал в 231 – стрелковой дивизии. Это важная информация становится отправной точкой нашего семейного исследования.

Боевой путь дивизии – начало боевого пути моего деда.

231 стрелковая дивизия в период Великой отечественной войны формировалась дважды. Первый раз в марте 1941 года в Московском военном округе, но уже в мае 1941 года расформирована. В это время моему деду, 1924 года рождения, было 17 лет, и он никак не мог быть в составе дивизии.

Второй раз дивизия формируется с 16 апреля 1942 года в Кунгуре Молотовской области. Этот период в истории дивизии совпадает с призывом деда в рядырабоче – крестьянской Красной Армии. Тамбовским военкоматом он был направлен на Урал для обучения навыкам военного дела.

Исторические справки и обрывки воспоминаний как мозаика постепенно собираются в единую картину.

1 — 2 мая 1942 года личный состав дивизии был приведён к воинской присяге. По приказу штаба Уральского военного округа от 30. 05. 1942 года, 11 июня 1942 года эшелонами отбывает в Саратов. Там разгрузилась, получила вооружение и вошла в состав 8-й резервной армии. После двух месяцев 231 стрелковая дивизия отбыла на Сталинградский фронт.

При подходе к переднему краю фронтачасти дивизии были обстреляны вражеской артиллерией. Из всех соединений 8-й резервной армии, 231 стрелковая дивизия была первым соединением, вышедшим на боевой рубеж. Без передышки дивизия вступила в бой.

Полоса 231 стрелковая дивизия имела важное тактическое значение в боях за Сталинград. Она прикрывала прорыв на Ерзовку и Дубовку, удобный для танковых и моторизованных частей противника. Солдаты 231 стрелковой дивизии прорвали передний край обороны противника, и начали продвигаться вглубь обороны фашистов в сторону Сталинграда. Однако успех наступления не удалось развить и закрепить.

Бои шли без передышки, в них погибло много солдат и офицеров. От массированных ударов фашистской авиации 231 стрелковая дивизия несла большие потери, особенно в личном составе.

Для солдат 231 стрелковой дивизии это были первые бои. Мой 18-летний дед, совсем еще не обстрелянный, увидел все ужасы войны. Где- то здесь, под Сталинградом, он и его боевые товарищи попали в окружение, из которого уже не смогли выбраться и были взяты немцами в плен.

 

Он сражался за Родину.

Пленных солдат, около 300 человек, как скот, перегоняли в Германию. В дороге не кормили, не давали пить, расстреливали всех, кто был ранен и не мог идти дальше самостоятельно. Одну из ночевок немцы решили сделать на берегу небольшого пруда. Под дулами автоматов, они загнали солдат в воду и заставили искать ракушек. Почему – то именно здесь, уставший и изможденный, мой дед понял, что надо бежать. Другой берег пруда был высокий, такой же, как и риск. Но дед рискнул. Вместе с ним согласился бежать его товарищ. Но, там, за спасительным бугром, они так и не встретились. Дед так и не узнал, остался ли тот в живых, или был сражен пулей врага.

Дед долго еще бежал по полю: не пригибаясь, не прячась за травой и кустарниками, просто бежал до тех пор, пока совсем не обессилил. Оглядевшись, он увидел, что бескрайний луг сменили поля, на которых  аккуратными стогами было сложено сена. Значит, недалеко была деревня. Ночевал дед в копне, утром пошел в деревню. На окраине стоял неказистый домик. Хозяйка пустила его, дала еду и одежду.

Дед долго приходил в себя. Слишком много потрясений преподнесла ему жизнь в последнее время. Но отдыхать было некогда, шла война. Мой дедрешил через линию фронта пробиваться к своим войскам. По пути встретил танковою батарею и присоединился к ним. Война для него только начиналась, и он готов был отдать жизнь за свою Родину.

Скорее всего, дед больше не попал в 231 стрелковую дивизию. В начале ноября 1942 года дивизия была расформирована, личный состав был передан 166 – й стрелковой дивизии. Тогда, в годы войны для моего деда, также как и для всех русских людей, было не важно, в составе какой дивизии, батальона, роты, полка наносить удары по врагу.

Мой дед прошел всю войну. Фотографии в старом семейном альбоме хранят надписи: «В Польше», «В Австрии». Он был и на передовой, и в резерве. Дед дошел до Берлина, участвовал во многих военных операциях. В конце войны он служил адъютантом при майоре Луганском.

Фронтовая любовь.

Со своей будущей женой - моей бабушкой Михайловой Клавдией Георгиевной - дедушка встретился на войне, в 1944 году. Ему тогда было 20 лет, она – на год моложе. Бабушка –родом из города Воронеж - была в числе продовольственного обоза, который шел следом за армией. Попала она на фронт в самом начале войны, их прямо из школы отправили рыть окопы. Они поженились на фронте, их брак зарегистрировал полковой командир.

После победы мой дед, проходил еще срочную армейскую службу. Домой он вернулся в 1947году. Там его ждала жена и двухлетняя дочь Любовь. Вместе они прожили 33 года, воспитали двух дочерей и сына, моего папу.

Дедушка умер в 1990 году, на 12 лет пережив мою бабушку – свою единственную фронтовую любовь. Похоронен он на тихом сельском кладбище села Новый Курлак, Аннинского района Воронежской области. На его могиле военкомат установил памятник, как защитнику Отечества в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Каждый год я с родителями, старшим братом и младшей сестренкой, посещаем могилу нашего мужественного, смелого и самоотверженного папы и дедушки. Ягоржусь своим дедом!!!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.