|
|||
Практическая работа №7. Разбивка виража.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическая работа №7 Разбивка виража. Цель работы: Научиться рассчитывать отметки точек виража. Время на проведение - 6 часов. На кривых, радиусы которых меньше 3000 м для автомобильных дорог 1 категории и 2000 м - для других категорий, устраивают виражи, т. е. дорожному полотну придают односкатный поперечный профиль с наклоном к центру кривой. Односкатный профиль сохраняется на всем протяжении круговой кривой. Переход от односкатного профиля к нормальному, двухскатному, так называемый отгон виража, делается на переходных кривых или на прямых участках, примыкающих к закруглению. На кривых малых радиусов вираж имеет дополнительное уширение проезжей части, отвод которого осуществляется также в пределах переходной кривой. Общая схема виража показана на рис. 1. Рисунок 1. Схема виража автодороги. Основными элементами виража являются: 1) уклон виража, т. е. величина односкатного поперечного уклона дорожного полотна; 2) длина отгона виража; 3) длина виража; 4) величина уширения проезжей части. Поперечный уклон виража зависит от радиуса кривой. При радиусах 3000 - 1000 м уклон виража назначают равным поперечному уклону проезжей части при двухскатном профиле. Для кривых радиусов меньше 1000 м уклон виража проектируют больше поперечного уклона проезжей части. Наибольший уклон виража допускают равным 60‰ (R 600 м). Отгон виража представляет собой плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному, при этом главное изменение претерпевает наружная часть дорожного полотна. Если уклон виража равен поперечному уклону проезжей части, то переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется путем вращения наружной половины полотна вокруг оси дороги. Внутренняя часть полотна остается без изменения. При уклоне виража, превышающем уклон нормального профиля, на отгоне происходит постепенное вращение всего дорожного полотна около внутренней кромки проезжей части, профильные высоты которой не меняются. Можно представить, что на отгоне виража поверхность дороги образуется движением поперечных прямых по двум направляющим - поднимающейся наружной бровке АА' и оси вращения ВВ' или СС', лежащих в параллельных вертикальных плоскостях (рис. 197). Поперечные прямые, непрерывно меняя свой наклон, все время остаются перпендикулярными к оси. Следовательно, эта поверхность образуется двумя системами прямых - продольных, параллельных вертикальной плоскости, проходящей через ось дороги, и поперечных, расположенных в вертикальных плоскостях, перпендикулярных к оси дороги. Из аналитической геометрии известно, что такой особенностью обладают образующие линейчатой косой поверхности - гиперболического параболоида. Рисунок 2. Преобразование проезжей части на отгоне виража В пределах круговой кривой односкатное дорожное полотно представляет собой коническую поверхность. При отгоне виража наружная бровка полотна возводится с некоторым дополнительным продольным уклоном i2 (рис. 10), чтобы в начале круговой кривой эта бровка возвышалась над уровнем внутренней бровки на некоторую величину h2. Чем больше длина отгона виража L, тем меньше уклон i2, и тем плавней двухскатный профиль переходит в односкатный. Для дорог I и II категорий уклон i2 не должен превышать 5%о, а для дорог III - V категорий - 10 %o в равнинной местности и 20 %о в горной. Длина отгона виража L может быть подсчитана по формуле: (1) где b - ширина проезжей части дороги, i3 - поперечный уклон виража. При устройстве отгона виража в пределах переходных кривых длина последних должна быть не менее величины, подсчитанной по формуле (1). На местности вираж разбивают путем построения поперечных профилей дорожного полотна через 5 - 10 м. Превышения промежуточных поперечных профилей находят путем интерполирования пропорционально расстоянию от начала отгона виража.
|
|||
|