Основные сведения. Работы и достижения. Ранние годы
Растрелли, Бартоломео Франческо
Bartolomeo Francesco Rastrelli
|
|
Основные сведения
| Дата рождения
|
| Место рождения
| Париж, Франция
| Дата смерти
| 1771?
|
Работы и достижения
| Архитектурный стиль
| барокко
| Важнейшие постройки
| Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец, Андреевская церковь вКиеве
| Награды
|
[1]
| Бартоломео Франческо Растрелли наВикискладе
| Граф Бартоломе́ о Франче́ ско Растре́ лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́ й Варфоломе́ евич Растрелли; 1700, Париж — до 29 апреля 1771) — русский архитектор итальянскогопроисхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675-1744).
Биография
Ранние годы
Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом[2].
Растреллиевский стиль
См. также: Елизаветинское барокко
Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.
Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпичана свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектораРастрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение)[3].
Сохранившиеся постройки[править | править исходный текст]
#
| Изображение
| Название
| Расположение
| Дата
|
|
| Руэнтальский дворец
нем. Schloss Ruhenthal, буквально — «Долина спокойствия»
| Пилсрундале Латвия
| 1736—1740 1764—1767
|
|
| Митавский дворец
крупнейший по размерам барочныйдворец Прибалтики, построенный в XVIII веке по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденциягерцогов Курляндии и Семигалии в их столице — Митаве (ныне Елгава).
Вместо продольной архитектор смещает акцент на поперечную ось симметрии. Что также нетипично для Растрелли, в Елгаве отсутствует дворцовый парк, а перспектива парадного двора не замкнута, а раскрыта на городскую панораму.
| Елгава Латвия
| 1738—1740 1763—1772
|
|
| Большой Петергофский дворец
основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»
Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годахпо проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745—1755)Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м.
| Петергоф Россия
| 1747—1755
| —
|
| Часовня Большого дворца
| Петергоф Россия
| 1747—1751
|
|
| Андреевская церковь
в Киеве — православный храм в честь апостола Андрея Первозванного;
Двухэтажный подклет (стилобат) высотой 46 метров. Фасад однокупольного храма с пятиглавым окончанием украшают колонны, пилястры, богатая лепка, исполненные в стиле растреллиевского барокко. Окна и двери декорированы орнаментом.
Храм знаменит своим барочным иконостасом, который был изготовлен петербургскими мастерами из липы с покрытием сусальным золотом. Примечателен цвет иконостаса — ярко-красный.
| Киев Украина
| 1748—1767
|
|
| Смольный собор
должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня
| Смольный монастырь, Санкт-Петербург Россия
| 1748—1764
|
|
| Воронцовский дворец
| Санкт-Петербург Россия
| 1749—1757
|
|
| Большой Екатерининский дворец
бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село)
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко
Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца.
| Царское Село Россия
| 1752—1756
|
|
| Павильон «Грот»
| Царское Село Россия
| 1753—1757
|
|
| Павильон «Эрмитаж»
| Царское Село Россия
| 1744—1754
|
|
| Царский дворец
двухэтажный дворец в Киеве на высоком правом берегу Днепра
| Киев Украина
| 1752 1870
|
| | Строгановский дворец
| Санкт-Петербург Россия
| 1753—1754
|
|
| Зимний дворец
бывший императорскийдворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышногоелизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследияфедерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО
| Санкт-Петербург Россия
| 1754—1762
| Утраченные постройки[править | править исходный текст]
#
| Изображение
| Название
| Примечания
| Расположение
| Дата
|
| | Кантемировский дворец
| Полностью перестроен в 1875-77 гг. [9]
| Санкт-Петербург Россия
| 1721-27
|
|
| Тронный зал на Яузе
| Деревянный, заменёнЕкатерининским дворцом
| Лефортово на востоке Москвы Россия
| 1731 перенесён 1736 сгорел 1746
|
|
| Зимний дворец Анны Иоанновны
| Заменён существующим Зимним дворцом
| Санкт-Петербург Россия
| 1732—1736 снесён 1754
|
|
| Летний дворец Елизаветы Петровны
| Деревянный, заменёнИнженерным замком
| Санкт-Петербург Россия
| 1741—1744 снесён 1797
|
|
| Зимний Кремлёвский дворец
| Заменён Большим Кремлёвским дворцом
| Московский Кремль Россия
| 1747—1756 перестроен 1798 снесён 1837
|
|
| Путевой Среднерогатский дворец
| Искажён многочисленными перестройками
| Средняя Рогатка Россия
| 1751—1754 снесён 1971
| Растрелли также достраивал спроектированный М. Г. Земцовым Аничков дворец, который позднее был до неузнаваемости перестроен.
|