|
|||
Франческо -Бартоломео Растрелли. (Варфоломей Варфоломеевич) (1700 — 1771)
Архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли вошел в историю как один из самых выдающихся представителей не только русского, но и мирового зодчества XVIII столетия. Практически все творения архитектора были созданы в России, ставшей для итальянца второй родиной. Деятельность зодчего приходится на 1730-1750-е годы, период роста могущества дворянского государства и укрепления связей России с Европой. Эти обстоятельства во многом повлияли на облик рожденных гением Растрелли императорских дворцов, парковых сооружений, городских особняков и культовых зданий, отличающихся величественностью и роскошью. Самые значимые произведения Растрелли были созданы в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Усилиями Растрелли царскосельская резиденция стала ярким свидетельством блеска елизаветинской эпохи. Созданные им архитектурные образы зримо передают атмосферу вечного праздника, царившего при дворе Елизаветы Петровны. Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын известного флорентийского архитектора и скульптора Карла-Бартоломео. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. Растрелли-старший был приглашен Петром I в Россию для литья статуй, разбивки садов, устройства фонтанов и других архитектурно-художественных работ. 16-летний Франческо-Бартоломео отправился в Санкт-Петербург вместе с отцом как ученик и ближайший помощник. Строительные площадки Санкт-Петербурга, которые поражали очевидцев своими масштабами и не имели современных им аналогов в Европе, стали архитектурной школой для молодого Растрелли. Уже с 1720-х годов Франческо-Бартоломео начал самостоятельно выполнять различные архитектурные задания. Строительство петербургского дворца господаря молдавского Дмитрия Кантемира, проходившее с 1721 по 1727 год, было одной из первых самостоятельных работ Ф. -Б. Растрелли, Сохранившиеся чертежи и гравюра указывают на то, что данный проект являлся ученическим и содержал больше черт голландской, или раннепетербургской, архитектуры, чем итальянской или французской. Однако в этой работе уже проявляется талант будущего мастера в компоновке объемов. Сын господаря, поэт Антиох Кантемир, оставил интересное примечание: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор: за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». Эти строки являются первой, дошедшей до наших времен оценкой современника архитектурной деятельности Растрелли. Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол курляндской-герцогини-Анны-Иоанновны. В 1746 году зодчий начал работать над расширением, а впоследствии и над перестройкой Большого Петергофского дворца. Проектные и строительные работы в Петергофе, возглавляемые Растрелли, растянулись на целое десятилетие и по праву считаются одним из самых значительных достижений архитектора. Еще более творчески плодотворным стало для Растрелли следующее десятилетие. В этот период архитектор оказался наиболее востребован и постоянно выполнял важные задания двора и высшей аристократии. Среди многочисленных построек этого времени, выполненных по его проектам, столичные дворцы, особняки и культовые здания, множество загородных дворцов и парковых сооружений. [ После утверждения на престоле императрица Елизавета Петровна в 1741 году решила обновить облик родовой загородной усадьбы, которую она любила всем сердцем. Этот дом был очень дорог императрице как память о ее родителях. Решение о перестройке родового гнезда Елизавета Петровна приняла через год после восшествия на престол. Стремление императрицы произвести кардинальные изменения в облике царскосельской усадьбы, превратив ее в предмет гордости, было продиктовано тягой Елизаветы к блеску и роскоши и ее личными качествами. Первый раз Растрелли прибыл в Царское в 1744 г, получив " высочайшее повеление" составить план и смету " для устроения плавания водою из Невы в Село Царское". Исполнить желание Елизаветы и сделать так, чтобы в ее летнюю резиденцию можно было, как в Петергоф, прибывать по воде, он не смог - трудность состояла в том, что Царское расположено на возвышенности над уровнем моря. Работы, проведенные под руководством Растрелли в Царском Селе, без сомнения, являются одним из самых значительных и масштабных его свершений. До Растрелли над дворцом работали И. Браунштейн, С. Чевакинский и А. Квасов. Чевакинский на протяжении полутора десятилетий, вплоть до 1760 г., вел наблюдение за строительством в Царском Селе. В первое время Чевакинскии и Квасов трудились совместно, осуществляя и развивая первоначальный замысел А. Земцова. Затем, после отъезда Квасова на Украину, Чевакинский работал в содружестве с графом Растрелли. Указ о построении большого дворца был дан графу Растрелли императрицей Елизаветой в 1744 году в январе месяце, и уже позднее, в царствование Екатерины II, дворец обогатился новыми пристройками. Конец работы Чевакинского над дворцом положили висячие сады во дворце. Эта затея символически отождествляла Елизавету Петровну с легендарной основательницей Вавилона царицей Семирамидой. С весны 1748 года «висячие» сады стали любимым местом отдыха и уединения императрицы. Однако вскоре недостатки этой идеи стали очевидны: вода из «висячих» садов протекала в галерею, что приводило к мокрым разводам и обвалу штукатурки в помещениях дворца. За такой серьезный просчет Чевакинский был отстранен от руководства работами в Царском Селе. С 1752 года по высочайшему повелению постройку дворца возглавил Растрелли, которому теперь подчинялся его предшественник на этом посту. Несомненно, главным критерием назначения Растрелли ведущим архитектором в работах по расширению и перестройке царскосельской усадьбы был его выдающийся архитектурный талант. Выбор императрицы в определенной степени объяснялся и иностранным происхождением зодчего: подобно своему отцу, Елизавета Петровна пыталась во всем ориентироваться на Запад и всячески поощряла иностранцев на русской службе. ] Архитектора часто называют мастером " елизаветинского барокко". Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).
Деятельность Растрелли в Царском Селе по своей природе была схожа с его деятельностью в Петергофе и Зимнем дворце. Первоначально архитектор занимался только частичными изменениями в уже построенных и отделанных зданиях. Однако вскоре полет архитектурной мысли захватывал зодчего, и работы под его руководством полностью меняли все, на что он направлял свой взор. С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете ПетровнеФ. -Б. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. Барокко — одно из ведущих направлений в художественнои культуре ряда западноевропейских стран, как нельзя более соответствовало существовавшему тогда в России стремлению к представительности и возвеличиванию императорской власти. Ф. -Б. Растрелли широко использовал в своих работах традиции древнерусской архитектуры, а также зодчих петровского времени. Его многочисленные постройки отличаются пластическим богатством архитектурных форм, яркостью окраски и роскошью отделки. Сооружения в Царском Селе занимают в творчестве Растрелли наиболее значительное место. [ Сохранив основные принципы первоначальной планировки ансамбля, зодчий согласно требованиям царского двора создал загородную резиденцию, буквально поражавшую современников великолепием, блеском, неистощимой фантазией декоративного убранства. Растрелли возвел третий этаж над Средним домом, превратив таким образом дворец в единый объем большой протяженности. Зодчий высоко поднял над дворцом купол и главы церкви, соорудил купол над Портретным залом. В южную часть здания Растрелли перенес парадную лестницу. Новые ворота, ажурные, кованые, с золочеными деталями, украсили въезд в парадный двор. Дворец производил впечатление необычайной праздничности и нарядности: игра света и тени, ритмический строй многочисленных колонн и пилястр, пышные наличники окон, яркая позолота скульптурного убранства, лепных и резных украшений, лазоревый цвет стен.. ] 9 сентября 1754 года Большой Царскосельский дворец был представлен иностранным министрам. Этот визит подробно описан в документе под названием «Записка бытности в Царском Селе чужестранных министров и прочих персон, назначенных по высочайшему повелению 7 сентября 1754 года». В документе сообщается, что иноземцы осматривали дворцовые залы «с особливым прилежанием», после чего «прошли всеми покоями до церкви и, сошед нижними комнатами, пришли в церковь. [... ] Посол и чужестранные министры весьма адмирировали [от франц. s’admi-rer — восхищаться] великолепие и богатство, употребленное как в наружных, так и во внутренних убранствах всего огромного здания». Сохранился рассказ о том, как Елизавета Петровна в присутствии иностранных министров приезжала осматривать только что построенный дворец. Все спутники императрицы выражали свой восторг, кроме одного французского посла, который хранил молчание. Это задело самолюбие императрицы, и она решила поинтересоваться, в чем причина такого поведения. Ответ посла не просто польстил императрице, а буквально поразил ее до глубины души. Посол сравнил дворец с прекрасной драгоценностью и сказал, что он не видит здесь важной детали: «футляра на сию драгоценность». Сам Растрелли писал впоследствии о своем творении: «Я перестроил большой увеселительный дворец в Царском Селе, в 25 верстах от Санкт-Петербурга; главные фасады оного, со стороны большого двора и такой же от старого сада, в длину имеют 959 королевских футов. У сего великого здания три этажа. Первый есть обычная резиденция Ея Величества, второй отведен для лета, и все покои здесь парадные, богато украшенные золоченой скульптурой». Внутреннее убранство дворца не уступало в пышности и величественности фасадам. Растрелли показал себя не только выдающимся архитектором, но и талантливейшим декоратором. Новое царствование полностью изменило привычный уклад жизни и мировоззрение русской аристократии. Идеалами «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой стали поклонение классике и возврат к природе. Менялись не только вкусы и предпочтения в литературе, живописи, архитектуре, но и образ жизни. Безудержная роскошь, ослепляющая блеском золота, присущая работам Растрелли, оказалась несовместимой с новыми взглядами и новой эпохой. Зодчего начали критиковать за чрезмерную дороговизну и декоративность его работ. После прихода к власти Екатерины II Растрелли был переведен в подчинениеИ. И. Бецкому, президенту Академии художеств Комиссии от строений. Более сорока лет подчиняясь лишь императрице, выполняя ее задания и волю, обер-архитектор Елизаветы Петровны не мог согласиться ни с каким иным начальством, кроме монархини. Находясь в Италии, где внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. Вскоре зодчий был приглашен своим давним заказчиком Э. -И. Бироном в Курляндию, где заканчивал работы по отделке дворца в Рундале. Произведения, созданные Растрелли в Царском Селе, занимают особoe место среди его работ и наряду с другими творениями зодчего составляют ядро архитектурно-художественного наследия середины XVIII века. Мастерство Растрелли настолько значительно повлияло на архитектуру своего времени, что русское барокко середины XVIII века с полным правом называют «растреллиевским». Талант Растрелли получил столь безоговорочное признание императорского двора не только благодаря пышности и торжественности построенных им дворцов. В своей архитектуре зодчий с удивительной гармоничностью сочетал основные принципы стиля европейского барокко с такими чертами русского национального зодчества, как яркая окраска зданий, контрастное выделение деталей и элементов ордера, использование деревянной резьбы и живописи в интерьерах.
|
|||
|