Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 1 Загадочные этруски



 

Происхождение
этрусков
= тусков
= тирренов = тирсенов = расенов

 



 

Значение этрусского вопроса в науке

 

Жозеф-Жуль Марта (Joseph-Jules Martha) 1889 год

Как и откуда этруски попали в Италию? Вопрос важен, потому что в зависимости от того, решается ли он в том или ином направлении, развитие цивилизации и искусства в Этрурии объясняется по-разному. [Маrthа 1889, с. 16].

Василий Иванович Модестов 1904 год

Вопрос о происхождении этрусков является не только очень важным, но и одним из интереснейших вопросов всей древней истории. Вопрос этот, поднимавшийся еще в древности и бывший предметом спора до некоторой степени еще у греческих историков, с особенною напряженностью и иногда даже страстностью обсуждался в истекшем столетии, вызывая из одних и тех же данных совершенно противоположные заключения. За него брались историки, филологи, лингвисты, археологи и создали вокруг него обширную литературу, которая во многих отношениях достаточно расчистила путь к его решению, но самого решения не дала, если угодно, и до настоящей минуты, по крайней мере в желательной степени, или по крайней мере решения общепризнанного… [Модестов 1902, ч. II, с. 2].

Жан-Ноэль Робер 2004 год

Вопрос происхождения этрусков не является cerодня центральным для этрусковедов, но до середины XX века он очень волновал уче­ных в ущерб, без сомнения, более важным и менее рискованным исследованиям истории этого таинственноrо народа.

Надо сказать, что современная дискуссия по этому вопросу основывается на очень древних источниках, которые уже основательно расходились с мне­нием историков античности. В их оправдание напомним о вкусе древних к леrендам и их заботе о том, чтобы связать происхождение каждого народа с каким-то основополаrающим мифом или с подвигами каких-то гepoeв, в честь которых практиковалось название многих вещей и явлений. [Робер 2007, с. 6].

 


 

 

На вопрос о происхождении этрусков (= тусков = тирренов = тирсенов = расенов) можно ответить следующим образом.

Ответ:

 

а) Этруски – это народ, приплывший в северную Италию с берегов Малой Азии (так считает часть исследователей);

б) этруски были в целом коренным народом Италии с незначительными вкраплениями, как это часто бывает, других народностей (это так называемая автохтонная теория);

в) этруски пришли в Италию сухопутным путем с севера Италии (как ка­жется, менее популярная теория).

 

Вот мы и ответили на вопрос, вынесенный в заглавие. Для более нагляд­ного представления вопроса о происхождении этрусков (= тусков = тирренов = тирсенов = расенов) и трех разных ответов приводим карты.

 

… … … … … ….

 

Собственно на этом можно и заканчивать книгу. Для более подробного и существенного рассмотрения вопроса обратимся к специалистам.

Такими специалистами, которые в той или иной мере обращались к про­блеме проихождения этрусков (= тусков = тирренов = тирсенов = расенов), были следубщие авторы: Геродот (куда же без него), Дионисий Галикар­насский, …… Теодор Моммзен (один из авторитетнейших ученых по Древнему Риму)……….

Ниже на рисунке мы отметили публикации перечисленных авторов в хро­нологическом порядке – и таким образом мы видим, что вопрос, который мы рассматриваем в данной книге, так же стар, как и сама письменнная история.

 

 

Глава 1 Загадочные этруски

Кто такие этруски и где они обитают?

 

Гесиод около 700 года до н. э.

Знаменитые тирренцы обитают далеко [от элллинских земель], в глубине священных островов; над ними властвуют Агрий и могучий Латин, рожденные от Одиссея и Кирки. [Гесиод. Теогония 1010–1015].

Викентий Викентьевич Вересаев 1929 год

Гесиод, очевидно, представлял себе Италию островом. Впоследствии греки называли тирренцами этрусков, но здесь имеются в виду вообще жители Италии. [Вересаев 1929, т. 10].

Псевдо-Скилак примерно IV века до н. э.

Тиррены живут, начиная от Антия, вплоть до города Рима. Плавания [вдоль их побережья] 4 дня и 4 ночи. Живут они также за Омбрикой, расселившись от Тирренского моря снаружи до Адрии; и в этой области есть греческий полис [Спина][1] и река; и плавания вверх по реке к полису около 20 стадиев. Пути же к нему от полиса Писы[2] 3 дня. [Перипл Псевдо-Скилака 5; 17].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Сообщение в Перипле Псевдо-Скилака о пути, соединяющем Спину с Пизой, – это очень важное указание, которое свидетельствует о торговых связях Спины с собственно Этрурией. Но как пролегал этот путь — вопрос спорный. Недавно Лопес-Пенья предложила следующий маршрут Спина – Равенна – Аримин – Val Marecchia – Appeций – Пиза (Lopes Pegna 1950–1951). Однако не исключена возможность сношений и через Фельзину, хотя в этом случае остается неясным вопрос о том, где пролегал путь, связывавший Паданскую область с собственно Этрурией. Как бы там пи было, это свидетельство «Перилла» в свете последних археологических открытий, доказывающих проникновение этрусских товаров, в том числе и паданских, вдоль побережья Лигурии (см. Залесский 1958, с. 64) и в Галлию далеко на север (см. Залесский 1959, с. 73 сл. ), а также с открытием древностей самого города Спины приобретает особо важное значение. [Залесский 1959, с. 14–15].

Фёдор Вадимович Шелов-Коведяев 1988 год

Сведения Псевдо-Скилака о расселении этрусков отражают действительность VI – V вв. до н. э. [Шелов-Коведяев 1988, с. 263].

Марк Порций Катон Старший первая половина II века до н. э.

Чуть ли не вся Италия находилась во власти этрусков. [Сервий. Комментарии к «Энеиде» XI 567].

Дэвид Риджуэй 1988 год

Заявление Катона хотя и является преувеличением, всё же отра­жает наличие в прошлом действительно широкой этрусской экс­пансии, археологически засвидетельствованной от Салернского залива на юге до Тридентских Альп на севере. Необходимость защиты такого множества разнообразных интересов от конкурентов (кельтов, римлян, греков, карфагенян, не говоря уже о соседних италийских наро­дах), одновременно бросавших вызовы с разных сторон, в конечном итоге оказалась чересчур сложным испытанием: ведь Этрурия не имела централизованной организации, чтобы постоянно согласовывать все свои действия… Обозначение типа «Этрусская империя» искажает исто­рическую реальность. [КИДМ IV, с. 802].

Полибий около 165 – 150 годы до н. э.

Тиррены граничили с лигистинами; граница их проходила от города Писы на поборежье до области арретинов внутрь материка. К ним [с востока] примыкают умбры, занимающие оба склона Апеннинских гор.

Тиррены также некогда владели равнинами [долины реки Пад], равно как и так называемыми Флегрейскими полями [в Кампании] в окрестностях Капуи и Нолы, которые многим хорошо известны и пользуются славой за свое плодородие. Таким образом, при изучении истории тирренского владычества следует иметь в виду не только ту страну, которую они занимают теперь, но названные выше равнины и те богатые средства, какие извлекали они из тех местностей. По соседству с тирренами и в сношениях с ними были кельты. С завистью взирая на блага этой страны, они по маловажному поводу внезапно с огромным войском напали на тирренов, вытеснили их из области Пада и сами завладели равнинами. [Полибий II 16; 17].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Важное указание авторитетнейшего автора, однако, оставляет неясным, какой именно период времени он имел в виду. Для датировки этрусского периода в Паданской области это свидетельство дало бы многое, если бы существовало единое мнение о времени основания Капуи этрусками. Но существующее на этот счет свидетельство представляет неразрешимую загадку (Веллей Патеркул, I 7, привел противоречивые указания Катона и других авторов о времени основания Капуи; современные исследователи не внесли ясности в эту проблему). Кроме того, Полибий не уточняет, какую часть североиталийской области занимали этруски и насколько на запад простирались их владения. На последний вопрос особенно трудно дать ответ. [Залесский 1959, с. 15–16].

Диодор Сицилийский около 50 – 30 годы до н. э.

Тиррены, прославившись своим мужеством, покорили огромную страну и основали много значительных городов. Равным образом достигнув могущества благодаря своим боевым кораблям, они установили господство на морях, почему омывающее Италию море и стали называть Тирренским, а усовершенствуя сухопутные силы, изобрели в высшей степени полезную на войне [боевую] трубу, которая получила от них название " тирренской", кроме того изобрели звания для полководцев, [должность] сопровождающих полководцев ликторов, кресло из слоновой кости [курульное кресло римлян] и тогу с пурпурной каймой, а для домов изобрели круговые портики [часть римского дома позади большого зала приемов, состоящая из открытого двора с комнатами], весьма полезные для того, чтобы заглушать звуки, издаваемые прислуживающей челядью: большинство из этих изобретений заимствовали римляне и, усовершенствовав их, приспособили для нужд своего государства. Кроме того, тиррены разработали письменность, учение о природе и учение о богах, и более всех народов разработали наблюдение за молниями. Поэтому до сих пор римляне, установившие своё господство почти во всем в мире, восхищаются этими мужами и обращаются к ним как к толкователям Зевсовых знамений, являемых молниями.

Обитая в необычайно плодородной стране, они обрабатывают землю и получают обильные урожаи, достаточные не только для того, чтобы прокормиться, но и чтобы вести роскошный и изнеженный образ жизни. Два раза в день они накрывают богатый стол, пользуясь всем, что необходимо для изысканных удовольствий, приготовив разукрашенные покрывала и множество всевозможных серебряных сосудов, а так же немалое число домашних слуг, из которых одни замечательны пригожим видом, а другие – одеждами более роскошными чем те, которые подобает носить рабам. Разного рода особые жилища имеют среди них не только прислужники, но и большинство свободных. Вообще же, поскольку тиррены утратили воинский дух, к которому ревностно стремились в древности, и проводят жизнь за вином и в недостойной мужей изнеженности, то вполне закономерно, что они утратили и славу, добытую в войнах отцами. Появлению у них роскоши в немалой степени способствовали и замечательные условия их страны, поскольку, живя на земле, которая приносит всевозможные урожаи и необычайно плодородна, они получают в изобилии самые разные плоды. В целом Тиррения, будучи необычайно плодородной, располагает обширными равнинами, которые отделяют друг от друга пригодные для земледелия гористые местности, а дожди идут здесь соразмеренно не только зимой, но и в летнюю пору. [Диодор. Историческая библиотека V 40].

Тит Ливий около 27 – 25 годы до н. э.

Славой Этрурии полнилась и суша, и даже море вдоль всей Италии от Альп до Сицилийского пролива…

Говорят, что племя галлов перешло Альпы, привлеченное сладостью здешних плодов, но более всего — вина, удовольствия им неизвестного. Они заняли земли, которые раньше возделывали этруски… что жили между Апеннинами и Альпами [то есть на севере Италии]. Еще до возникновения римской державы власть этрусков широко распространилась и на суше и на море. Доказательством того, сколь велико было их могущество, служат назва­ния верхнего и нижнего морей, которыми, подобно острову, окружена Ита­лия; одно из них италийские племена зовут Тускским, по общему именованию этого народа, а другое Адриатическим — от Адрии, колонии тусков. [3] Греки называют эти моря Тирренским и Адриатическим.

Территории Мутины и Пармы, которые принадлежали бойям, а еще раньше этрускам, были колонизованы римскими переселенцами [в 183 г. до н. э. ]. [Ливий I 2. 5; V 33. 2-8].

Публий Вергилий Марон 29 – 19 годы до н. э.

Предки города Мантуя от разных племен происходят: три здесь народа живут [греки, этруски, умбры], по четыре общины в каждом. Преобладание [в этих местах] этрусской крови сделало Мантую столицей этрусков [в Паданской области]. [Вергилий. Энеида X 201–203].

Комментатор Вергилия (дополнитель Сервия) после IV века

Говорят, что Мантуя основана Тархоном, братом Тиррена, а назван город Мантуей потому, что на этрусском языке «Mantus» называют владыку преисподней (dis pater), которому вместе с прочими городами он посвятил и этот. [Приводится по: Залесский 1959, с. 31].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

В литературе представлено мнение, что Вергилий намекает на разноплеменность населения Мантуи. Например, Альтхейм (Аltheim 1941, т. I, с. 203; т. II, с. 76) признает, что трибы Мантуи представляют три разных этнических элемента, хотя он отвергает это для Рима. Разноплеменность населения колониальных центров этрусков – теза, характерная для концепции Альтхейма (Аltheim 1950, в разных местах). [Залесский 1959, с. 29].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Мы ничего не можем сказать о первоисточниках тех сказаний, которыми воспользовался Вергилий, вводя этрусков и их мифических вождей в число действующих лиц Энеиды. Однако бесспорным является то, что связь Энея с этрусками не измышление поэта. Сказания эти были известны его комментаторам и по другим источникам. Вместе с тем правильно указывает J. Gagé (Gagé 1929, с. 115–144), что в трактовке эт­рус­ской темы у поэта наличен элемент условности: Вергилий стремился создать впечатление правдоподобия, дать «местный колорит»], конечно, в таком виде, как это прошлое этрусского народа представлялось просвещенному римлянину в век Августа. Добавим, что этот элемент условности, конечно, был уже в первоисточниках поэта, каковыми были эллинизированные этрусские сказания, в которые была вплетена легенда о троянце Энее в Италии, а также и другие греческие мифы. [Залесский 1959, с. 30].

Николай Николаевич Залесский 1959 год
комментарий к дополнителю Сервия

Mantus считают латинизированной формой этрусского имени. Известие это, видимо, нужно понять так: мифическому основателю Тарквиний, который осмыслялся также и основателем всего двенадцатиградия, приписывалось и создание двенадцатиградия Паданской области. Как указывает E. Fiesel (RE, т. XIV, стб. 1360 сл. ) имя бога mantu эпиграфически не засвидетельствовано. Однако у Варрона (фр. 53 у Августин. О граде Божьем VI 9) среди indigitamenta налично божество manturna с именем явно этрусским и дериватом [производным словом] от mantu. Наличие в этрусском такого имени подтверждено надписью из Кортоны: larθ ia ateinei fleres mantruse turce (CIE 447). Это, видимо, посвящение этому божеству. [Залесский 1959, с. 31].

Страбон около 7 год до н. э. – около 23 год н. э.

Наибольшая длина Тиррении (как говорят, это береговая полоса от Лу́ ны до Остии) составляет приблизительно 2500 стадий, а ее ширина вблизи гор меньше половины длины. Именно от Лу́ ны до Писы больше 400 стадий; оттуда до Волатерр — 280, затем отсюда до Популония — 270; от Популония до Косы — почти 800, а по другим — только 600. Однако Полибий неправильно утверждает, что все расстояние [от Лу́ ны до Косы] не составляет 1330 стадий. Из этих поселений наиболее значительное — город и гавань Лу́ на… Город невелик, а гавань весьма обширная и красивая (так как она заключает в себе несколько гаваней — все глубоководные у самого берега)… Гавань окружена высокими горами, откуда можно обозревать открытое море, остров Сардон и бо́ льшую часть побережья по обеим сторонам. Здесь находится так много каменоломен белого и пестрого голубовато-серого мрамора (добываются плиты и колонны из цельного камня) и столь высокого качества, что большинство замечательных произведений искусства в Риме и прочих городах сделаны из материала, добытого здесь. Действительно, камень легко вывозить, так как каменоломни расположены над морем поблизости, а с моря груз поднимается по Тибру и подвозится в Рим. Из Тиррении большей частью доставляют для постройки домов лесоматериалы в виде прямых и очень длинных бревен, так как их можно сплавлять прямо с гор по реке. Между Лу́ ной и Писой течет река Макра, которую многие историки принимают за границу Тиррении и Лигурии. Пису основали писаты, жившие в Пелопоннесе, которые во главе с Нестором совершили поход на Илион и, возвращаясь, заблудились и попали одни в Метапонтий, другие — в Писанскую область, хотя всех их называли пилосцами. Писа расположена между двумя реками — Арном и Аусаром — у самого их слияния. Первый многоводен и течет из Арреция, но не одним потоком, а разделившись на 3 рукава; последний же — с Апеннинских гор… Город Писа, по-видимому, некогда процветал и даже небезызвестен благодаря плодородию, каменоломням и корабельному лесу… Теперь же лесные материалы идут большей частью на постройки в Риме и в загородных имениях, где возводятся строения, по роскоши подобные персидским дворцам.

…Что касается Популония, то он построен на высоком мысе, круто спускающемся к морю в виде полуострова… Теперь весь этот городок совершенно заброшен, кроме храмов и нескольких жилых домов… И я думаю, что из всех старинных тирренских городов только один этот город расположен на самом море. Причина в том, что побережье лишено гаваней. Поэтому основатели городов или совершенно избегали моря, или же выставляли впереди укрепления со стороны моря, чтобы эти города не оказались (как незащищенные) легкой добычей для нападения с моря…

После Популония идет город Коссы, слегка лишь возвышающийся над морем. В глубине залива находится высокий холм, на котором расположено поселение. У подножья холма лежит Гавань Геракла; вблизи него лиман, и возле мыса, что над заливом, находится пункт наблюдения за ходом тунца. Ведь тунцы следуют вдоль берега не только за морским желудем [Ракообразный моллюск Balanus tubicinella], но и за багрянкой [Purpura murex], начиная ход из Внешнего моря и даже до Сицилии. Если плыть от Коссов к Остии, то на пути лежат маленькие городки: Грависки, Пирги, Альсий и Фрегена. До Грависк 300 стадий… От Грависк до Пирг расстояние немного меньше 180 стадий. Это — корабельная стоянка керетанцев, в 30 стадиях от города. В Пиргах есть святилище Илифии, основанное пеласгами, которое некогда было богатым. Дионисий, тиран сицилийцев, разграбил его во время своего похода на Кирн. От Пирг до Остии 260 стадий. Между этими городами находятся Альсий и Фрегена. Таково мое описание тирренского побережья.

Сверх упомянутых городов, в центре страны находятся города Арреций, Перусия, Вольсинии и Сутрий. А кроме этих последних, еще много маленьких городков: Блера, Ферентин, Фалерии, Фалиск, Непета, Статония и другие. Некоторые из них еще с самого начала объединились в союз, другие же были колонизованы римлянами или покорены, как Вейи, которые нередко воевали с ними, как и Фидены. Некоторые, однако, называют фалериев не тирренцами, а фалисками, особым племенем… У подошвы горы Соракте лежит город Ферония, одноименный некоей местной богине, весьма чтимой окрестными жителями… Дальше всего внутри страны в горах расположен Арреций. От Рима он находится в 1200 стадиях, а Клусий — в 800 стадиях. Поблизости от этих городов лежит и Перусия. Процветанию этой страны содействует много больших озер, так как они судоходны и дают пищу множеству рыбы и болотной птицы. Камыш, папирус и много палочника [Tufa latifolia — род камыша] доставляется в Рим вниз по рекам, которые вытекают из озер вплоть до Тибра. К числу этих озер принадлежат Киминийское озеро, озеро около Вольсиний, озеро вблизи Клусия и ближайшее к Риму и морю озеро Сабата. Самое дальнее озеро, лежащее у Арреция, — Трасуменна; около него находятся проходы для войска из Кельтики в Тиррению, через которые прошел Ганнибал. Этих проходов 2: этот и тот, что у Аримина через Омбрику. Проход у Аримина, правда, удобнее, потому что горы здесь значительно снижаются. Так как эти проходы тщательно охранялись, Ганнибал был принужден выбрать более трудный… Тиррения очень богата горячими источниками, и благодаря тому что они находятся поблизости от Рима, население этих мест не менее многочисленно, чем у источников в Байях, которые наиболее известны из всех.

Рядом с Тирренией с восточной стороны лежит Омбрика… [Страбон. География V 2. 5-10].  

Гай Плиний Секунд (Плиний Старший) около 77 – 78 годы

Первый город на этрусском [берегу] — Луна, известный прекрасным портом. За ним несколько отступя от моря и ближе к Пизе — колония Лу́ ка, между реками Аусер и Арно, основанная пелопидами или, быть может, греческим племенем теутанов. Да­лее Волатерранские отмели, река Кекина, Популоний — когда-то он был единственным этрусским городом на морском берегу. Далее реки: Приле, за ней судоходная река Умброн. За этой рекой начинается область Умбрия… [Плиний Старший. Естесственная история III 5 (8)].

Гай Плиний Секунд (Плиний Старший) около 77 – 78 годы

От Анконы начинается Галльский берег, прозванный Gallia Togata («Галлией, одетой в тоги»). На большей части этого берега жили сикулы и либурны: в особенности около Пальмы, Претутии и Ад­рии. Эти народы были изгнаны умбрами, те — этрусками, этруски галлами… Исследования обнаруживают, что 300 умбрских городов были завоеваны этрусками. [Плиний Старший. Естесственная история III 14 (19)].

Василий Иванович Модестов 1902 год

Гельбиг, который умбрами считает жителей террамар (Helbig 1875, с. 231, прим. 2), считает возможным допустить, что под этими «триста городов» (trecenta oppida), Плиний разумеет три­ста террамар. Но мы знаем, что не умбры обитали в террамарах, и, сле­довательно, этих трехсот городов надо искать в другом месте. Главная сцена жизни этрусков — между Арно и Тибром. Здесь были самые цве­тущие и самые могущественные их города; здесь же они нам оставили и самые богатые некрополи. Значит, тут они и сломили силу умбров, от­теснив их от Тирренскаго моря на северо-восток за Тибр в горы. Но па­мять о себе умбры здесь оставили не только в названиях разных горо­дов, занятых потом этрусками, но и в таких же точно могилах а pozzo, какими они наполнили окрестности Болоньи. Древнейший слой могиль­ников в Тарквиниях, Вульчи, Ветулонии, Волатеррах, Кьюзи и других… представляет совершенно ту же культуру: то же устройство могил, то же их убранство, начиная с типического дву­конусообразного оссуария, заменяемого иногда в самых древних частях некрополей, и лишь в некоторых местах (Аллюмьере, Тарквинии, Вету­лония, Бизенцио), урной-хижиной, те же типы бронзовых орудий, те же фибулы и другие украшения, наконец – тот же характеристический ор­намент… [Модестов 1902, ч. I, с. 212].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Это известие Плиния следует скорее отнести к Пицену, а не к Паданской области. [Залесский 1959, с. 25].

Гай Плиний Секунд (Плиний Старший) около 77 – 78 годы

От Суррентума до реки Силар на протяжении 30 миль идет пикентийская территория (ager Picentinus). Когда-то ею владели этруски. [Плиний Старший. Естесственная история III 5 (70)].

Гай Плиний Секунд (Плиний Старший) около 77 – 78 годы

Город Бонония [Болонья] — когда-то он звался Фельсиной – был столицей [Паданской] Этрурии. [Плиний Старший. Естесственная история III 15 (20)].

Гай Плиний Секунд (Плиний Старший) около 77 – 78 годы

Некоторые устья реки По (Капрасийское, Сагисское и Воланское, ранее звавшееся Оланским) входят во Флавиев канал; первоначально прокопанный этрусками на основе [одного лишь] Сагисского устья. Они благодаря этому смогли направить поток [речной] воды через Атрианские болота, которые сейчас и названы «Семью морями», [а тогда звались Атрианскими] по славному этрусскому портовому городу Атрии. От него же старое название нынешнего Адриатического моря: Атриатическое. [Плиний Старший. Естесственная история III 16 (20)].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Указание Плиния на гидравлические сооружения этрусков в этом районе имеет важное значение. Оно свидетельствует, независимо от того, кто основал Равенну, Спи́ ну и Атрию, что этруски создали в низовьях Пада грандиозный по протяжению канал и значит — их присутствие в этих местах было продолжительным. К сожалению, Плиний не сообщает, к какому времени относится столь интенсивная деятельность этрусков. [Залесский 1959, с. 25–26].

Мавр Сервий Гонорат около 390 – 400 годы

…В Мантуе народ был разделен на три трибы, из которых каждая делилась на четыре курии. Во главе каждой стояло по лукумону, каковых, как известно, в Тусции было двенадцать. Между этими последними были поделены как бы наместничества (praefecturas) всей Тусции, но из всех " народов" первенством обладала Мантуя… [Сервий. Комментарии к «Энеиде» X 202], приволится по: [Залесский 1959, с. 28].

Перикл Дукати 1925 год

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . [Ducati 1925, т. I, с. 144 сл. ].

Ойген Тейблер (Eugen Tä ubler) 1929 – 1930 годы

В этрусской Мантуе, так же как в Риме, под трибами имеются в виду подразделения городской общины…

У умбров слово trifu хотя и той же этимологии, что латинское tribus, имело иное, чем у римлян, значение — «община в целом» (лат. civitas)… [Tä ubler 1929–1930, с. 1 сл. ].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Эргон, автор новейшей работы о государстве у этрусков, предпочел обойти молчанием этот источник (Heurgon 1957). Бесспорно, это место должно вызывать опасения у исследователя… Сервий допускает смешение структуры отдельной городской общины со структурой федерации: «лукумоны», стоявшие во главе двенадцати курий Мантуи, не могли быть главами двенадцати «народов», суверенных городов союза. (Мы не будем здесь обсуждать остающееся загадочным значение термина «лукумон»). Разумеется, у Сервия, как и в замечании Плиния относительно Фельзины [Болоньи], говорится о двенадцатиградии Паданской области, а не собственно Этрурии. Относительно первоисточника Сервия можно считать вероятным, что сведения эти восходят к Iibri rituales, где упоминались трибы и курии как подразделения городских общин у этрусков (см. Fest. s. v. rituales). Однако можно допустить и местное происхождение этой информации, поскольку Плиний свидетельствует, что Мантуя и в римское время сохранила этрусские черты. Не доверять свидетельству Сервия нет оснований. Дукати (Ducati 1925, т. I, с. 144 сл. ) сопоставлял это свидетельство со свидетельством Вольния о римских трибах, носивших этрусские имена, и признавал, что в этрусских городах, как и в Риме, было тройное деление. [Залесский 1959, с. 28–29].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

У Сервия имеется также указание, что Мантуя расположена в области венетов, которая также называется Цизальпийской Галлией. Это указание было отброшено как основанное, казалось, на диоклетиановском делении Северной Италии на провинции (Venetia Histria). Однако наличие в этом районе венетов вполне вероятно… Мантуя близко расположена от такого важного центра венетской культуры, как Атесте. Это делает вероятным предположение, что этруски, перешедшие Пад, застали на месте Мантуи поселение венетов. О племенах, населявших эту местность до венетов, ни Сервий, ни прочие источники сведений не сохранили. [Залесский 1959, с. 31–32].

Эгидио да Витербо около 1495 – 1532 годы

Этрурия – не только очаг древнейшей в Италии культуры, но и веч­ная покровительница и хранительница религий. [Приводится по: Немировский 1983, с. 4].

Александр Иосифович Немировский 1983 год

Христианский писатель – Кардинал Эгидио из Витербо – не ощу­щал разницы между Этрурией языческой и Тосканой своего вре­мени. В этом можно видеть не столько неосведомленность, сколько стремление возвысить Этрурию и этрусков. [Немировский 1983, с. 4].

Томас Демпстер 1616 – 1619 годы [1-е изд. в 1723 г. ]

Этруски ввели в Италии законы, были первыми философами, гео­метрами, жрецами, строителями городов, храмов, изобретате­лями военных машин, врачами, художниками, скульпторами, агро­номами… [Демпстер 1723. – Приводится по: Немировский 1983, с. 4].

Александр Иосифович Немировский 1983 год

У Демпстера, видимо, даже не возникал вопрос, что же осталось на долю греков и римлян в области техники и культуры. Напри­мер, приоритет этрусков в философии и геометрии он обосновы­вал ссылкой на древнего автора, считавшего Пифагора «тирреном», хотя речь шла о принадлежности Пифагора к тирренскому населению Са­моса, а не Этрурии!

Желая представить этрусских царей властителями всей Италии, Демпстер отнес к этрускам многие племена, надписи которых в то время были непонятны. Этрусками, например, у него стали умбры, поскольку их письмена были также нечитаемы. [Немировский 1983, с. 4–5].

Эдуард Гиббон 1776 год

От этрусков Италия получила зачатки своей цивилизации, см.: Ма­ффеи. Verona illustrata, кн. 1. [Гиббон 1776, гл. 1].

Теодор Моммзен 1854 – 1857 годы

Этруски представляют чрезвычайно резкую противоположность как латинским и сабельским италикам, так и грекам. Уже по од­ному телосложению эти народы не походили друг на друга: вместо стройной пропорциональности всех частей тела, которой отличались греки и италики, мы видим на этрусских изваяниях лишь маленьких приземистых лю­дей с большими головами и толстыми руками. С другой стороны, все, что нам известно о нравах и обычаях этого народа, также свидетельствует о его глу­боком коренном отличии от греко-италийских племен, и в особенности его религия: у тусков она имеет мрачный, фантастический характер, полна мисти­ческими сопоставлениями чисел и состоит из жестоких и диких воззрений и обычаев, которые имеют так же мало общего с ясным рационализмом рим­лян, как и с гуманно-светлым преклонением эллинов перед изображениями богов.

Мы должны отнести цивилизацию финикийцев и этрусков к числу тех вы­родков (Bastard), которые бесплодны в своем развитии.  [Моммзен. История Рима 1, с. 108, 190].

Василий Иванович Модестов 1904 год

Современный исследователь становится в тупик перед фактом полупрезрительнаго отношения, с каким Моммзен трактует этот безспорно выдающийся народ древнего мира в своей знаменитой Римской Истории. Тут пред нами — второй крупнейший промах книги, имеющей такое распространение и рассматриваемой если не учеными, то публикой, как последнее слово, науки о вечном городе в древности. (Первым крупным промахом является повторяющееся в каждом новом издании непризнаваниие каменнаго века в Италиии, достойное полного осуждения в столь распространенной и в принадлежащей столь авторитетному ученому книге; см. мое «Введение в Римскую Историю, часть I, стр. 1–2). Отвергая значительность культурнаго влияния Этрусков на Рим, он унижает их искусство до того, что дает ему последнее место в истории искусства италийских народов. И то, и другое его заявление стоит в явном противоречии с самыми положительными фактами, уже давно сделавшимися достоянием науки… [Модестов 1902, ч. II, с. 1–2].

Жозеф-Жуль Марта (Joseph-Jules Martha) 1889 год

Древние называли Этрурию землей между Тирренским морем, Апеннинами и Тибром, частью центральной Италии, которая примерно соответствует современной Тоскане… Города Этрурии были населены трудолюбивыми людьми, этрусками или расенами, деятельность которых в течение нескольких столетий распространялась на Италию и даже за ее пределы, что способствовало распространению (и оружием, и торговлей) первых семян цивилизации во всё ещё варварских землях Запада. Этрусский народ в значительной степени повлиял на формирование Рима, но имел двойное несчастье: 1) появиться слишком рано, чтобы оставить в истории что-либо, кроме смутных воспоминаний; 2) и, главное, им довелось соседствовать с более молодым народом – римлянами, которые после того, как подчинили этрусков, навсегда затмили их блеском своей славы.

…Этруски так прочно обосновалась в Кампании, что сформировали там, как и в Тоскане и на севере Апеннин, конфедерацию двенадцати городов (Страбон V 4. 3). В подтверждение свидетельств древних писателей необходимо отметить некоторые топографические названия Кампании: Clanius (река около Капуи), ager Falernus, Stellatinus campus, которые напоминают названия Clanis (река Clusium), Falerii и Stellatinus campus (рядом с тосканским городком Капена; см. Фест. О значении слов: Stellatina). Таким образом, от Ретийских Альп до границ Лукании, на берегах Адриатического моря, как и на берегах Тирренского моря, этруски были повсюду. Само море их не останавливало: у них были поселения на Корсике и, возможно, даже на Сардинии. Мы вполне можем согласиться с Катоном, что почти вся Италия когда-то принадлежала этрускам, а также с Титом Ливием, что до римлян их власть широко распространялась на суше и на море. [Маrthа 1889, с. 1–2, 8].

Габриеле Д’Аннунцио 1899 год

Всю жизнь этрусков пронизывала безнадежность. Трагичным было их видение мира и отношение к нему. [д’Аннунцио. Мертвый го­род. – Приводится по: Немировский 1983, с. 5].

Василий Иванович Модестов 1904 год

Среди народов древней Италии Этруски занимают столь важное место, что необходимо привлекают к себе особенное внимание исследователя доисторических судеб Аепннинскуого полуострова. Их владычество в Средней, Верхней, а может быть и в Нижней Италии, свидетельствующее о небывалом до них политическом могуществе какого бы то ни было народа на этом полуострове, их развитая мореплавательная и торговая деятельность на морях, омывающих его с Запада и Востока, Тирренском и Адриатическом, деятельность, которой они на заре истории соперничали с Греками и Карфагенянами, их огромное культурное влияние, изменившее быт народов, населявших Италию до их прибытия, необыкновенно большое культурное наследство, оставленное ими новому миру в их богатых и многочисленных некрополях, как и вообще обилие памятников жизни этого замечательнаго народа древности, — все это, вместе взятое, решительно выдвигает Этрусков на первый илан в глазах того, кто, приступая к истории Рима, хочет, как следует, разобраться в культурных влияниях, окружавших город Ромула в первую эпоху его существования. [Модестов 1902, ч. II, с. 1].

Питер Джайлс (Peter Giles) 1924 год

Народ, который играл большую роль в древнем мире, но чей язык и культура в равной степени исчезли как отдельные явления, были этрусками. Они заняли западное побережье Италии от Тибра к северу и одно время распространились до Альп. Хотя в V веке до н. э., когда их власть была сломлена, они были отброшены на северо-восток галлами, вторгшимися и занявшими долину реки По. [CAH 2, с 24].

Роберт Сеймур Конвей 1926 год

Этрусский период относятся, грубо говоря, к первой половине последнего тысячелетия до нашей эры. Он заканчивается в начале письменной истории Италии с учреждением республиканского правления в Риме после изгнания Тарквиниев, принадлежавших к династии этрусков. [CAH 4, с. 383].

Дэвид Герберт Лоуренс 1932 год

Жизнь этрусков была, проникнута чувственной радостью, а их взгляд на мир был полон оптимизма. [Lawrence 1932. – Приводится по: Немировский 1983, с. 5].

Александр Иосифович Немировский 1983 год

Несомненно, [в своих оценках] и Габриеле Д’Аннунцио, и Дэвид Лоуренс, перенесли на этрусков свое мироощущение! К сожале­нию, этот субъективизм присущ не только художественным, но и научным трудам, отличающимся противоречивостью суждений и оце­нок. Достаточно ознакомиться с переводами некоторых этрусских надписей разными исследователями, чтобы возник вопрос, одним ли текстом они пользовались.

Все это в какой-то мере оправдывает сложившуюся в науке прошлого века репутацию этрусков как «загадочного» народа. Однако этруски не только загадка, но и парадокс: исключительное богатство Этрурии па­мятниками изобразительного искусства, но невозможность их надежной интерпретации; значительное (свыше 11 тысяч) количество надписей, чтение которых теперь уже не вызывает трудностей, но неумение отве­тить на некоторые элементарные вопросы языковой принадлежности; многочисленные уже в древности суждения о происхождении этрусков, но невозможность отдать предпочтение одному из них… [Немировский 1983, с. 6].

Николай Николаевич Залесский 1959 год

Полибий говорит о богатстве Паданской области и примыкающих склонов Альпийских гор. Край этот был богат хлебом, а также известен своим свиноводством, о чем позднее сообщали Варрон и Страбон. Как и Катон (см.: Сервий. Комментарии к «Георгикам» Вергилия II 95), Полибии свидетельствует о богатстве этого края вином, причем несомненно правильно поступают те исследователи, которые распространяют это изобилие винограда и на период этрусского владычества, развитие виноградарства и виноделия в этих местах нет возможности приписывать галлам или римским колонистам (Bonacelli 1928). На время этрусского могущества следует распространить и свидетельство Посидония (Афиней IV 36) о том, что у галлов вино пили только богатые и что оно доставлялось из Италии или из Массалии.

Полагаем, что вино было одним из предметов этрусского экспорта в северные края вообще. Это подтверждается свидетельством Полибия (II 17) о том, что галлы были связаны с этрусками, жившими в Паданскои области, торговыми сношениями. [Залесский 1959, с. 15].

Александр Михайлович Кондратов 1977 год

На земном шаре немало народов, чье происхождение, история, язык, культура представляются загадочными. И все-таки этруски по праву называются «самым загадочным» народом. Ведь жили они не в далеких экзотических краях, а в самом сердце Европы, изучение их началось в эпоху Возрождения, когда европейцы не знали ничего об Америке, Австралии и Океании, да и сведения об Африке и Азии у них были весьма фантастическими… [Кондратов 1977, гл. 1].

Наталья Кирилловна Тимофеева 1980 год

В истории Италии этруски занимали особое место как единственный народ на этой территории, создавший еще до римлян могущественную федерацию, которая на протяжении нескольких веков противостояла напору греческих колонистов. Этрусское общество было древнейшим классовым обществом Италии, что определило характер отношений этрусков с соседними племенами, находящимися на уроврне первобытно-общинного строя…

…Очевидно, этруски представляли собой на территории Италии осколок отжившей ко времени возникновения римского государства древней средиземноморской культурной общности, наследие которой прочно вошло в европейскую культуру. [Тимофеева 1980, с. 5, 62].

Массимо Паллоттино 1981 год

Голоса Гомера, Сапфо и Геродота ничего не возвещают нам об этрусках, как и о всем том, что этот народ предуготовил для нашей современной западной культуры: память о сколько-нибудь значи­мом духовном развитии, которое должно было сопутствовать раннему рас­цвету этрусской цивилизации, была стерта столь же ранним ее упадком. Вот почему этруски вместе с сохранившимися элементами их культуры по-преж­нему остаются далекими, чуждыми для нас — и в значительной степени без­молвными. [Pallottino 1981, с. 238. –Приводиться по: КИДМ IV, с. 757].

Александр Иосифович Немировский 1983 год

«Загадочность» этрусков, с одной стороны, придает работам о них налет сенсационности, вызывая у читателей жажду приобщиться к раскрытию вековой тайны, с другой — накладывает на авторов обязательства, выполнение которых оказывается им не под силу. История этрускологии, знавшая немало попыток дать окончательное решение этрусской «загадки», говорит, что продвижение вперед чаще всего идет очень медленно, едва заметно. Но все-таки наука не стоит на месте. Свидетель­ством этому служат обстоятельные изложения тех сторон Жизни этрусков, ко­торые ранее оставались в тени, словарь из 100 слов с твердо установленным значением и даже грамматика этрусского языка. [Немировский 1983, с. 6].

Дэвид Риджуэй 1988 год

Этрурия, несмотря на неистребимую озабоченность мнимой загад­кой этрусского происхождения, еще совсем недавно считалась внутренним делом этрускологов — вплоть до настоящего изгнания в Новое время из этой сферы всякого исследователя первобытной эпохи (ко­нечно, вместе с романистом).

В резком контрасте с безмолвием самих этрусков находится значительное количество современной печатной продукции, в которой более или менее по­дробно излагаются вопросы, связанные с этрусской историей… Историк найдет большое количество специальной информации в учебниках таких крупных специалистов, как Банти, Хёргон, Мансуэлли, Паллоттино, Ричардсон и Скуллард (Banti 1973; Heurgon 1964; 1973; Mansuelli 1974; Pallottino 1971; 1975; Richardson 1976; Scullard 1967).

Доступные нам источники для всех периодов этрусской истории носят в основном археологический характер — это произведения искусства и ре­месла; обнаруживаются они главным образом в захоронениях. Другими сло­вами, до сих пор мы знаем гораздо больше об этрусских кладбищах, чем об этрусских городах; при этом факт состоит в том, что значительное преоблада­ние предметов, связанных с культом мертвых, обычно и ошибочно объясняют особенностями культуры самих этрусков, хотя это, скорее, следовало бы свя­зывать со склонностью частных и публичных коллекционеров, начиная с Люсьена Бонапарта (1828 г. ), к могилам, а не к населенным пунктам. В по­следние годы (Ridgway 1967; 1973), впрочем, это предпочтение за­метно поубавилось, как и тенденция направлять все, по крайней мере офици­альные, ресурсы на археологическое исследование только главных центров. Святилища, открытые в портах (Пирги и Грависки) и на безымянных памятни­ках в глубинных районах («Аккуаросса», Луни, Сан-Джовенале, Мурло) вносят значительный вклад в наши знания о религиозной практике этрусков, их по­вседневной жизни, строительстве жилых домов и прочей архитектуре. Вместе с тем заявил о себе более требовательный подход к тем свидетельствам, ко­торые мы получили благодаря раскопкам, старым и новым: современный пе­риод этрусскологических штудий стал по преимуществу периодом четкого разделения — что можно, а что нельзя называть этрусским, а также периодом анализа материала, сепарированного таким образом. Парадоксально, но это обстоятельство весьма способствовало тому, чтобы этрусскологические шту­дии перестали существовать в качестве «закрытого цеха»: вдруг оказалось, что этруски — это необходимый компонент доримской Италии в целом. Не вызывает сомнений, что основная масса вещественных источников (обшир­ные некрополи, изделия из терракоты массового производства, обилие надписей) в сочетании с делаемыми на их основе демографическими и эко­номическими выводами наводит на мысль об этрусской цивилизации, суще­ствовавшей в средиземноморском мире между второй половиной VIII и нача­лом V в. до н. э., как феномене первостепенной важности. Сейчас мы более ясно, чем когда-либо, осознаём тот факт, что у нас нет никаких оснований от­носиться к этрускам как к некой второсортной альтернативе тому великоле­пию, какое воплощала собой Греция, или как к загадочной прелюдии того ве­личия, какое воплощал Рим (Pallottino 1975; 1981; 1984-а). [КИДМ IV, с. 742, 757–758, 760–761].

Эка Николаевна Авадиани 1991 год

В науке до последнего времени не была установлена связь между этрусским феноменом и другими родственными цивилизациями. Несмотря на то, что этрусское общество имело точку соприкосновения с греко-римским миром, они радикально отличались друг от друга. После изучения эгейско-средиземноморского мира бронзовой эпохи, оказалось, что этрусское общество представляет собой органическую часть этого мира, несмотря на довольно значительный промежуток времени, отделяю­щий культуру этрусков железного века от эгейской культуры бронзо­вого века.

Начиная с характера производительных отношений вплоть до идеологии, этрусский мир проявляет больше тяготения к до-греческому – эгейскому миру, чем к современной ему римско-греческой общественной системе. Не совоем " обычная" в определенной мере модель этрусского общества ввела в тупик ее развитие, что в конечном итоге завершилось падением этой куль­туры. [Авадиани 1991, с. 21, 22].

Алексей Евгеньевич Наговицын 2000 год

Этруски — древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия — область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно… Загадочность народа этрусков проявляется практически во всем. Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны. Об этом народе написано удивительно мало, словно этруски жили какой-то замкнутой жизнью и практически не соприкасались со своими соседями. Дело, видимо, в том, что образ жизни и мировоззрение этрусков воспринимались большинством народов Средиземноморья как нечто исключительное. Их быт, нравы и обычаи казались их современникам настолько непонятными и противоречивыми, что вызывали наряду с восхищением острое неприятие и даже ненависть. Авторы греческих и римских письменных источников чаще всего либо пишут об этрусках с осуждением, либо просто замалчивают о них. А ведь этруски создали самобытнейшую цивилизацию, удивительные шедевры искусства, экологическую и экономико-социальную системы. Они завезли в Италию виноград и оливы, основали сам Рим и правили им полтораста лет, но исчезли как народ с лица планеты будто в одночасье, забрав с собой свои тайны… [Наговицын 2000, с. 12–13].

Жан-Ноэль Робер 2004 год

Глядя на развитие событий с общей точки зрения, мы можем только удивляться быстроте, с которой эта цивилизация перешла от состояния зарождения к состоянию великоrо моryщества, сопо­ставимоrо с моryществом дрyrих цивилизаций западнoro Средиземноморья, то есть rреции и Карфаrена. На это ушло вcero век или два, самое большее. Однако в этом не было ничеrо удивительноrо. Этрурия являлась первой ци­вилизацией Италии, но она была обязана своим ростом контактам с rреками и представителями Востока, привлечеными туда ecтественным боrатством зе­мель.

Однако вопреки сказанному Катоном или Титом Ливием, эта культура была далека от тoro, чтобы rocподствовать надо всем полуостровом и, во­преки тому, что с энтузиазмом утверждают некоторые co временные исто­рики, она не представляла собой первой итальянской общности. Для этоrо надо будет дождаться Рима и социальных войн последнеrо века до нашей эры. Этрусская rеrемония была реальна, но не всеобъемлюща, и она была в большей стeпени культурной, чем политической. История Италии в это время остается «трехполюсной»: ее пишyr этруски, южные rреки и италийские народы на заре их развития.

Блаrополучие Этрурии было, увы, непродолжительным. Ее боrатства не моrли не привлечь жадных и моryщественных римлян. Они не пожелали тepпеть рядом с собой соперницу, которая пользовалась вековым авторите­том, и которой это факт они были в такой степени обязаны.

Этрурия являлась первоначальным очагом, питавшим oroнь итальянской цивилизации. Как отмeчает Жак Эрrон, этот реrион двадцатью двумя веками позже станет аналоrичной колыбелью для Peнecсанса, как если бы у Тосканы со времен античности и до Hоаoro времени была привилеrия вызывать и про­буждать дыхание человеческоrо разума. [Робер 2007, с. 5–6].

 

Этрурия и ее колонии на Апеннинском полуострове


 


Карта Этрурии с названиями наиболее важных центров


[1] Ф. В. Шелов-Коведяев, 1988 год: Спи́ на – вставка критиков текста. [Шелов-Коведяев 1988].

[2] Ф. В. Шелов-Коведяев, 1988 год: Писа была членом этрусского двенадцатиградья. [Шелов-Коведяев 1988].

[3] Н. Е. Боданская, 1989 год. Некоторые авторы (см.: Юстин XX 1, 9) называют Адрию греческой колонией; по археологическим данным, она была смешанным греко-этрусским поселением. [Ливий 1989, кн. V, ком. 80].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.