|
|||
ПОЛОНЕЗЫ ШОПЕНА
Как и мазурка, полонез является национальным польским жанром. В отличие от мазурки, происхождение полонеза связано не с народной, а с аристократической средой, это старинное церемониальное шествие польской знати, очень торжественного, парадного характера. С мазуркой же полонез роднит чувство патриотизма. Через полонез композитор прославлял свою родину, вспоминая об ее былом величии и мечтая о будущей, свободной Польше. Первые полонезы Шопен написал еще в детстве, они опубликованы посмертно. Шопеновские полонезы можно условно разделить на 2 группы, в связи с их содержанием: 1 – более традиционные. Это именно танцы-шествия (№ 3 и № 6). 2 – полонезы трагедийные или героико-драматические. Их содержание впрямую связано с общественно-политическими событиями в Польше. При разнообразии содержания все зрелые полонезы Шопена обладают рядом общих черт: Маршевость в ритме, несмотря на трехдольность.
Полонез A-dur (№ 3). Из всех зрелых полонезов он наиболее прост по содержанию. Это триумфальный победный марш. На всем протяжении сохраняется светлая мажорная краска (даже отклонения совершаются исключительно в мажорные тональности). От начала и до конца не умолкает чеканный полонезный ритм. Основная тема основана на фанфарных, призывных мотивах, имеет ликующий характер. Она звучит в сильной, яркой динамике, в мощной, аккордовой фактуре. Форма сложная 3-хчастная, но образный контраст отсутствует: музыка трио( средней части - D-dur) отличается таким же праздничным настроением. Сохраняется и фанфарность, и четкость ритма, и аккордовый склад. Реприза точная.
|
|||
|