Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бродель Ф. Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Ч. 1–3. / Пер. с фр. М. А. Юсима. – М.: Языки славянской культуры, 2002, 2003, 2004. – 496, 808, 640 с., илл., табл., карты. – (Studia historica).. Фернан Бродель: жизнь и труды



Бродель Ф. Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Ч. 1–3. / Пер. с фр. М. А. Юсима. – М.: Языки славянской культуры, 2002, 2003, 2004. – 496, 808, 640 с., илл., табл., карты. – (Studia historica).

Настоящая историческая книга, которую стоило труда писать и стоит прочесть, – большая редкость. След счастливой умственной эпохи, возвращающий бодрость духа, веру в жизнь и в профессию, посреди нашего времени книга Броделя о Средиземноморье кажется прилетевшей с луны. «Честолюбивая история, сознающая свои обязанности и свои безграничные силы» (ч. 1, с. 22). Подобно «Истории Европы» Анри Пиренна и «Логико-философскому трактату» Людвига Витгенштейна, она написана в лагере для военнопленных. Защищенная в 1947 году в качестве диссертации, книга вышла первым изданием два года спустя. Более позднее, в каком-то смысле даже более значительное исследование Фернана Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» (т. 1–3, русс. пер. 1986, 1988, 1992) получает всемирный масштаб и другую, вирулентную теоретическую заостренность.

«Средиземноморье» «создало школу и постепенно приучило историков к определенному способу осмысления и описания истории» (Aymard M. F. Braudel // Dictionnaire des sciences historiques. P., 1980, p. 98). Книга о Средиземноморье выросла из работы, зашедшей в тупик. Первоначально она должна была быть посвящена средиземноморской политике испанского короля Филиппа II. После 1580 года внешняя политика его царствования кардинально меняет направление со средиземноморского на атлантическое. Это заставляло автора задуматься об истории и судьбе средиземноморского региона, борьбе двух транзитных торговых путей, средиземноморского и атлантического. Хозяйственный упадок Средиземноморья Бродель сумел отнести только к XVII веку. «Политика» и «экономика» расходились в датах. Разность течения исторического времени автор сделал «средством экспозиции» (ч. 1, с. 21).

Три части книги, последовательно выделяющие и освещающие «географическое», «социальное» и «индивидуальное» время, озаглавлены «Роль среды», «Коллективные судьбы и универсальные сдвиги» (или «общие движения», «Destins collectifs et mouvements d’ensemble») и «События, политика, люди». «Первая часть посвящена почти неподвижной истории человека в его взаимоотношениях с окружающей средой» (ч. 1, с. 20). «Историю в целом можно понять только при сопоставлении с этим необозримым пространством медленной истории. Только так можно выявить действительный фундамент исторических событий» (Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977, с. 127). Далее идет схематизм выраженного динамического рода. Второе найденное Броделем «измерение» исторической жизни Средиземноморья – это история цивилизаций, экономик, обществ с присущими им сдвигами, подъемами и спадами на протяжении определенных отрезков времени.

Они описаны в терминах «структур» и «конъюнктур», то есть циклических тенденций, разность которых подчеркивает разнообразие форм протяженности исторического времени. Они образуют «поступь истории», чего автор не находит в политической и событийной истории. Блестящему и обманчивому очарованию событийной истории Бродель бесповоротно отказывает во всякой содержательной важности, сравнивая ее то с морскими волнами, то с молниями; то и другое красиво мелькнет и исчезнет. История, которая что-то меняет, совершается в глубине. В этой «экспозиции» истории потребуется отметить loci communes, топику исторической мысли, с одной стороны, и особенность исторического исследования, осуществляемого автором, – с другой. За суждением об «этажах» фактов, различающихся отношением к содержательной стороне общественно-исторического процесса, нельзя не узнать «трехэтажной» конструкции Маркса: производительные силы – производственные отношения – надстройка.

Политическую «надстройку» Маркс причислял к эфемерным явлениям и рассматривал в качестве производного от истории социальных отношений, видевшихся ему отражением материальных и технологических возможностей жизни. «Ясно как дважды два четыре, что Маркс является основоположником современной исторической науки», – говорил Бродель в интервью по поводу выхода 1-го тома своей «Материальной цивилизации» (Le Nouvel observateur, 1967, 12 juil., p. 25). Фернан Бродель тем не менее переворачивает этот вполне тривиальный схематизм, определяя саму процессуальность и динамизм, интенсивность протекания исторических процессов, в качестве эффективного инструмента соизмерения и связи разноплановых исторических фактов. Анализ Маркса служит тому, чтобы вырвать у истории главное. Исторический мир Броделя позволяет не терять ничего.


Автор: © Игорь Дубровский
Тип: Рецензия

Возврат к списку


(Фернан Бродель, 1902-1985)

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Фернана Броделя, крупнейшего французского историка, академика Французской академии, члена-корреспондента 10 зарубежных академий, почетного доктора 18 университетов, основателя " геоистории" и " глобальной истории", одного из основоположников " новой исторической науки", положившей начало современной " историографической революции". Труды Броделя переведены на все основные языки, его имя вошло в энциклопедии, его идеи вдохновляли многих историков. В США создан специальный " Броделевский центр", который более 20 лет издает журнал, освещающий исторические проблемы в духе концепций Броделя.

Основной труд Ф. Броделя, итог его тридцатилетней исследовательской деятельности - это " Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. " в трех томах (1967, 1979; в русском переводе 1986-1992, второе издание 2006-2007 гг. ), каждый из которых имеет наряду с общим свое оригинальное название. В этом фундаментальном труде Бродель провел изучение истории одного из переломных периодов мирового развития, ознаменовавшегося разложением аграрного и становлением индустриального общества. Для понимания этого процесса Бродель считал необходимым учет демографического фактора. Первый том его труда открывается обстоятельной демографической главой, в которой раскрывается взаимосвязь материального прогресса и его следствия - изменения численности населения, которая, по мнению автора, в такой же мере является и причиной этого прогресса. Сегодня мы предоставляем нашим читателям возможность ознакомиться с этой главой под названием " Бремя количества", которую мы размещаем в Читальном зале Демоскопа. Ее содержание крайне важно как для тех, кто занимается исторической демографий, да и историей вообще, так и для тех, кого больше волнуют наши сегодняшние демографические проблемы.

Демоскоп также предлагает своим читателям ознакомиться с очерком В. П. Смирнова «Фернан Бродель: жизнь и труды» 1, чтобы лучше узнать биографию этого выдающегося ученого.

Фернан Бродель: жизнь и труды



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.