Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 14. Тема: Обучение детей с нарушением устной речи



Лекция 14. Тема: Обучение детей с нарушением устной речи

План

1. Механизмы чтения. Функции, лежащие в основе устной речи, диагностика уровня их развития.

2. Методы работы с детьми с нарушением устной речи. Принципы коррекционного воздействия при нарушениях речи.

1 вопрос

 

Диагностика развития речи ребенка является обязательным компонентом дошкольного образования. Она во многом определяет систему межличностных отношений ребенка с педагогами ДОУ, родителями, сверстниками. Успешное решение задачи всестороннего развития личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается процессе уровень речевой подготовки детей. Для этого необходимо систематически проводить обследование состояния развития разных сторон речи детей, речью дошкольниками определяется уровнем усвоения различных разделов речи: фонетики, лексики, грамматики. Правильно и четко организованная работа по развитию речи в ДОУ возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность в зависимости от прочности овладения детьми материалом корректировать содержание занятий в группе. Выборочное обследование речи дает педагогу возможность контролировать усвоение детьми материала, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов. Практика проведения диагностика речевого развития показывает, что каждый ребенок индивидуален, у каждого своего темпа овладения речью. Зная «нормы» речевого развития, педагог сможет правильно организовать работу в каждой возрастной группе, вовремя оказать профессиональную помощь детям.

Диагностика - это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой. Речь является сложной психической функцией, подверженной многих факторов, орудием общения, познания, самовыражения. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать родной язык и пользоваться им.

В научно-методической литературе выделяет следующие задачи диагно­стики речевого развития: выяснение состояния речевого развития; определение динамики речевого развития; определение перспектив развития той или иной стороны речи; определение соответствия (несоответствия) речевого развития норме.

Существуют два основных направления в изучении речи детей:

1. Изучение речи в связи с интеллектуальной деятельностью, как одного из умственного развития. В рамках данного направления диагностика проводится по функциям, указывающим на уровень интеллектуального развития.

2. Исследование собственно речи во всех аспектах. В рамках данного на­правления проводится диагностика всех сторон речи (фонетика, словарь(лексика), грамматика, связная речь).

(Информацию про диагностику см. в приложении ПДФ)

 

2 вопрос

Самым распространенным методом в работе сурдопедагогов и логопедов является метод фонетического анализа и оценки отдельных сторон устной речи: качества произношения звуков, их сочетания, состояние голоса, словесного ударения, темпа речи и т. п.

В этом методе важно выявить не только наличие отклонений, но и определить их характер, что в дальнейшем облегчит проведение коррекционной работы. Так же нужно установить устойчивость дефекта, при каких условиях он проявляется.

Метод артикуляцииразработан Э. И. Леонгард. Сущность заключается в том, что речь глухого человека (диктор) прослушивают несколько человек, имеющие нормальный слух (аудиторы), и в специальных протоколах каждый записывает только те слова, которые он понял, как слова значимые. Если слово аудитором не понятно, в протоколе ставится прочерк.

В целях изучения акустических качеств устной речи в научных исследованиях используется звукозаписывающие и звукоанализирующие приборы, дающие объективное отражение различных параметров устной речи (осциллограф).

Аналитический метод. СОКРАЩЕННАЯ СИСТЕМА ФОНЕМ

I концентр совпадает с 0 классом или ДОУ II концентр охватывает 1 – 2 классы. В соответствии с 18ю основными фонемами, которые должны произноситься точно ребенок в конце ДОУ или нулёвки может точно произносить ряд слов. Те слова, которые он не может произнести точно, ребенок произносит приближенно, используя в качестве замен 18 основных фонем (мяч скажет как маш, дай как тай).

В I концентре работа подчинена постановке основных звуков, а также идет работа по формированию речевого дыхания и голоса, работа над словесным ударением, над сочетанием звуков в словах.

Во II концентре начинается работа над внятным, слитным, выразительным произношением, идет работа над словесным ударением в большей степени, а также над фразой (интонация, логическое ударение, паузация и т. д. ).

Рассмотрим аналитико-синтетическую составляющую метода. Исходными единицами в обучении произношению служат целые слова, при этом работа ведется и над такими элементами речи как звуки и фонемы. Практический эффект от подобного подхода заключается в одновременном слитном произношении, при достаточно четком воспроизведении составляющих фонем, что служит основой разборчивости речи. Начинать будем работу со слова. Ребенку представляем слово и можно картинку. – Послушай: Саша, Саша. Если ребенку не удалось сколько-нибудь точно произнести это слово, выделяем нужный нам слог. – Послушай: са, са, са. Если все равно что-то не удаётся, тогда выделяем из этого слога звук. Поставили этот звук.

Синтетический метод. Сливаем звук в слог (са), дальше сливаем в слово и дальше строим фразу. Саша --- са ---с --- са --- Саша --- Саша ест суп. Со звуком [П], [Т], [К] не ставим звук отдельно, иначе будет дефект. Папа --- па --- папа --- Папа спит дома.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра)(медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.