|
|||
Предмет диагностики Оценка умственного развития учащихся 10-12 лет и определение причин неуспеваемости Экспертная оценка
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. книге В. С. Цетлина “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение". Вот строки из этой книги: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года” Неуспеваемость - это как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Система показателей успеваемости: · первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний; · второе - применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы; · третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию; · четвертое - активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности; · пятое - стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности. Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников. Познакомимся с причинами школьной неуспеваемости, выделенными различными авторами. Л. С. Славина: 1. Неправильное отношение к учению. 2. Трудности усвоения учебного материала. 3. Неумение трудиться. 4. Отсутствие познавательных интересов. 5. Отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности. А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман: 1. Проблемы, связанные с умственным развитием. 2. Поведенческие проблемы. 3. Эмоциональные и личностные проблемы. 4. Проблемы общения. 5. Невротические проблемы (тики, энурез).
Л. А. Матвеева и А. И. Раев: 1. Психические особенности ученика. 2. Недостаток объема и качества знаний. 3. Недостаточно сформированная учебная деятельность. 4. Отношения с окружающими. 5. Деформация мотивов учения.
П. П. Борисов объединяет все возможные причины в четыре крупных блока: · Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс. · Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка. · Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы. · Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быть различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические и психологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины
Таким образом, чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др., и нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить прежде всего из интересов самих детей. Проявления. Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин. отрицательные особенности характера и нарушения поведения нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. конфликтные отношения с учителями (отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость). конфликтные отношения с родителями конфликтные отношения со сверстниками (агрессивность, неуправляемость, драчливость). Коррекция. Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательных способностей вообще, а не усвоение отдельной дисциплины. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: 1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса [7, с. 18]. 2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников. 3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития. Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. Куда обратиться. · Детский психолог · Учитель (факультативные занятия) Методики. · Тест на определение интеллекта · Групповой интеллектуальный тест умственного развития (ГИТ) Акимова М. К, Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Тест разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены вышеперечисленными авторами. Предмет диагностики Оценка умственного развития учащихся 10-12 лет и определение причин неуспеваемости Экспертная оценка Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый. ГИТ - многоцелевой критериально-ориентированный тест, позволяющий решить такие задачи как: 1) контроль над влиянием разных методов обучения на умственное развитие учащихся, индивидуализация методов обучения; · Для развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости можно использовать следующие методики: - методика развития концентрации и устойчивости внимания; - методика развития объема внимания; - методика развития осмысления на основе слухового восприятия; - методика развития темперамента; - методика развития логического и механического запоминания; - методика развития долговременной памяти; - методика " Графический диктант"; - методика изучения переключения внимания; - методика " Незаконченные предложения"; - методика развития самооценки.
|
|||
|