Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предмет диагностики Оценка умственного развития учащихся 10-12 лет и определение причин неуспеваемости Экспертная оценка



 

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.

книге В. С. Цетлина “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение". Вот строки из этой книги: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года”

Неуспеваемость - это как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Система показателей успеваемости:

· первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;

· второе - применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;

· третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

· четвертое - активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

· пятое - стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

Познакомимся с причинами школьной неуспеваемости, выделенными различными авторами.

Л. С. Славина:

1. Неправильное отношение к учению.

2. Трудности усвоения учебного материала.

3. Неумение трудиться.

4. Отсутствие познавательных интересов.

5. Отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности.

А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием.

2. Поведенческие проблемы.

3. Эмоциональные и личностные проблемы.

4. Проблемы общения.

5. Невротические проблемы (тики, энурез).

 

Л. А. Матвеева и А. И. Раев:

1. Психические особенности ученика.

2. Недостаток объема и качества знаний.

3. Недостаточно сформированная учебная деятельность.

4. Отношения с окружающими.

5. Деформация мотивов учения.

 

П. П. Борисов объединяет все возможные причины в четыре крупных блока:

· Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

· Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.

· Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.

· Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

 

Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быть различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические и психологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины

 

Таким образом, чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др., и нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить прежде всего из интересов самих детей.

Проявления. Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.

отрицательные особенности характера и нарушения поведения

нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе.

конфликтные отношения с учителями (отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость).

конфликтные отношения с родителями

конфликтные отношения со сверстниками (агрессивность, неуправляемость, драчливость).

Коррекция. Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательных способностей вообще, а не усвоение отдельной дисциплины.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса [7, с. 18].

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться.

Куда обратиться.

· Детский психолог

· Учитель (факультативные занятия)

Методики.

· Тест на определение интеллекта

· Групповой интеллектуальный тест умственного развития (ГИТ)

Акимова М. К, Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П.

Тест разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены вышеперечисленными авторами.

Предмет диагностики Оценка умственного развития учащихся 10-12 лет и определение причин неуспеваемости Экспертная оценка

Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый. ГИТ - многоцелевой критериально-ориентированный тест, позволяющий решить такие задачи как:

1) контроль над влиянием разных методов обучения на умственное развитие учащихся, индивидуализация методов обучения;
2) выявление учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
3) определение причин школьной неуспеваемости.

· Для развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости можно использовать следующие методики:

- методика развития концентрации и устойчивости внимания;

- методика развития объема внимания;

- методика развития осмысления на основе слухового восприятия;

- методика развития темперамента;

- методика развития логического и механического запоминания;

- методика развития долговременной памяти;

- методика " Графический диктант";

- методика изучения переключения внимания;

- методика " Незаконченные предложения";

- методика развития самооценки.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.