Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наталья Долгорукая – монахиня Нектария



Наталья Долгорукая – монахиня Нектария

О схимонахине Нектарии (в миру княгине Наталии Долгорукой-Шереметевой)

17 (28) января 1714 — 3 (14) июля 1771

  Женский портрет XVIII века. Монахиня в облачении схимницы. Высокие брови, нежный и грустный взгляд напоминают о том, кем была она до своего ухода в монастырь. Наталия Борисовна Долгорукая, урожденная Шереметева, – дочь влиятельного вельможи и жена опального светского щеголя. Воспитанная в неге и роскоши и прожившая жизнь, полную тяжких страданий. Возможно, ее история навсегда осталась бы под покровом тайны, если бы не записки, повествующие об ее духовном восхождении. Дневник Наталии Долгорукой – это не просто рассказ о скорбной женской судьбе, это переданный опыт духовного претворения боли. Составитель ее жизнеописания архимандрит Леонид указывает на сроки, раскрывающие христианские мотивы автора записок. Вот что говорит она сама о том, что побуждает ее браться за перо: «Господи, дай силы изъяснить мои беды, чтобы могла их описать для знания желающих и для утешения печальных, чтобы, помня меня, утешались. И я была человек, все дни жизни своей проводила в бедах и все опробовала: гонения, странствования, нищету, разлучение с милым, все, что кто может выдумать. Я не хвалюсь своим терпением, но о милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла и по сие время несу; невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда бы не свыше сила Господня подкрепляла. Возьмите в расчет мое воспитание и нынешнее мое состояние».

Терпение Иова стало ее главным приобретением, и для этого ей пришлось совершить тот же путь – от достатка и знатности до полного уничижения. Она не возроптала, не посетовала на слишком тяжелый удел и в несчастьях благодарила Бога за помощь в скорби и за свое слишком короткое земное счастье.

Первые проблески христианского характера, чистого и цельного, можно проследить по жизнеописанию Наталии Шереметевой в ту пору, когда она была еще незамужней девицей. Родилась она в 1714 году в знатном и достаточном семействе графа Бориса Петровича Шереметева. Знаменитый петровский фельдмаршал и на склоне лет своих любил, чтобы дом его полон был гостей и веселья. Однако при всем своем исключительном хлебосольстве он не терпел постоянной праздности и тем паче попоек.

Известно, что Петр 1 только его да Василия Васильевича Голицына оставлял в покое на пирах, уважая строгий добродетельный нрав. В своем имении Борисовке под Полтавой по обету, принесенному перед Полтавской битвой, он основал Тихвинский женский монастырь. Это о нем как о «благородном», то есть достойном по своим нравственным качествам, «птенце гнезда Петрова» упоминает А. С. Пушкин в поэме «Полтава».

Был фельдмаршал уже тридцать лет вдов, дети выросли, и, когда ему исполнилось шестьдесят, он, желая покончить с земными страстями, решил удалиться в монастырь.

Неожиданное событие перевернуло всю его жизнь. Поехал он к Петру 1 сказать последнее: «прости» перед пострижением, а вышел от него женихом – родственница царя, вдовушка в самом соку Анна Петровна Нарышкина, случившаяся тут, была мгновенно сосватана расторопным самодержцем.

Впоследствии Наталья Борисовна Долгорукая свою горестную жизнь считала искуплением греха отца, не устоявшего перед мирским соблазном и так поспешно отказавшегося от служения Богу…

Воскреснувшему для семейных радостей молодожену супруга успела подарить дочь Наталью и трех сыновей. Маленькая любимица родителей, пригожая, смышленая девочка недолго, однако, купалась в довольстве отчего дома. Ей не было пяти лет, когда умер отец, а в четырнадцать осталась круглой сиротой. Юная Наталия почти два года провела в уединении в доме своего брата Петра Борисовича Шереметева завладевшего отцовским богатством и не простившего Наталье особую любовь родителей. Девушка, еще подросток, осталась без опоры, защиты и без малейшего представления о том, как ей жить дальше.

Однако природный здравый смысл охранял Наташу от разных неприятностей. Каких? Да таких, что преподносит девушкам и нынешняя жизнь. Но наши «прапра» были несравненно требовательнее в вопросах морали. «Тогда очень наблюдали честь…очень примечали поступки молоденьких девушек; тогда не можно было так мыкаться, как в нонешний век, - вспоминала наша героиня.

И вот общительная, «склонная к веселью», как она сама признавалась, Наталья Шереметева живет замкнуто, сторонится шумных сборищ и, мало того, ограничивает себя во всем: житейских удобствах, дорогой одежде, даже еде. Это балованное дитя словно предчувствует свою судьбу…

 

 

Красотой Наталья уродилась в мать, характером же в отца. Необычная душевная твердость фельдмаршала известна. Именно он, даже не ратные подвиги, заставили Пушкина в «Полтаве» написать: « Шереметев благородный» Во время войны с Турцией фельдмаршал оставил врагам под залог своего старшего сына. Петр 1, понимая трагедию родительского сердца, предлагал за большую сумму выкупить пленника, но Шереметев отказался, считая себя не вправе вводить государство в такие расходы.

Жизнь юной Натальи Шереметевой говорит о том, что внутренняя стойкость, непреклонная воля самым поразительным образом уживались в ней с тихой прелестью обходительного, незлобивого нрава, с несказанным обаянием женственности.

Легко себе представить, сколько московских женихов пытались добиться расположения красивой и богатой невесты. Однако напрасны были старания. «Пришло на меня высокодумие», - так Наталия объясняла свою неприступность.

И вдруг крепость пала, сдалась без осады на милость первой любви с полувзгляда, с полуслова.

Так кто же он, кому так беззаветно отдала свою любовь первейшая московская красавица? В недоброе семейство готовилось войти юное, нежное, чистое создание.

Иван Долгорукий детство провел в Варшаве у деда-посла. Как ни старался тот дать внуку хорошее образование и достойно воспитать его – ничего не получалось. Легкомысленный, приохотившийся с юности к кутежам, картам, утехам с веселыми девицами, таким он и вернулся в Россию. Здесь, сумев развлечь молодого государя похождениями, тому доселе незнакомыми, он стал его первейшим другом и пользовался этим, зная что останется безнаказанным. Москва буквально стонала от Ивана Долгорукова. «По ночам, окруженный сбродом негодяев, вооруженный он разъезжал по улицам Москвы, вламывался в дома, совершал самые гнусные насилия, и никто не смел ни оказать сопротивления, ни пожаловаться на царственного фаворита, - писал в своих «Записках» потомок Долгорукова.

Когда же князь объявил о своем выборе, Долгорукие засыпали невесту подарками, очевидно надеясь, что под ее присмотром 22-летний Иван наконец остепенится.

Почему из всех женихов она выбрала именно его? Поразительно, но Наталья Борисовна пишет о том, что ее покорили «природные достоинства « суженого. Какие? Разве не знала она, о чем шепчутся москвичи по углам, как прячут от охальника красивых дочек? Какие там природные достоинства?.. Загадка.

Обручение проходило в Москве в канун Рождества 1729 года и в пышности соперничало с недавним обручением сестры Ивана Долгорукого Екатерины с Петром II. Драгоценные меха, лучшие ювелирные украшения и редкие ткани падали к ногам Наталии Борисовны и совсем вскружили ей голову: «Все кричали: “Ах, как она счастлива! ” Моим ушам не противно было это слышать; а не знала, что это счастье мною поиграет: показало мне только, чтоб я узнала, как люди живут в счастии, которых Бог благословит. Однако я тогда ничего не разумела… а радовалась тем, видя себя в полном благополучии цветущею. Казалось, ни в чем нет недостатку… от всех людей почтение; всякой ищет милости… подумайте, будучи девке в 15 лет так обрадованной! Я не иное что воображала, как вся сфера небесная для меня переменилась». Печально заканчивает она воспоминания о коротком и ярком, как фейерверк, успехе: «Мне казалось, по малодушию моему, что все прочно и на век мой станет, а того не знала, что в здешнем свете нет ничего прочного: за 26 дней 40 лет стражду».

Внезапная кончина Петра II положила конец могуществу Ивана Алексеевича и всего клана Долгоруких. Бледный, с опущенной головой и заплаканными глазами, шел жених Наталии Борисовны за гробом своего великодержавного покровителя. Любящим, полным сострадания взглядом провожала его невеста, будто желавшая вобрать в свое сердечко его переживания и страх, так что, как пишет, «в беспамятстве упала на окошко». Авантюрный план Ивана возвести на престол свою сестру Екатерину – обрученную, но не обвенчанную Петру II, – не состоялся. Тем не менее, слухи о предпринятых действиях с неимоверной быстротой достигли новой государыни – курляндской герцогини Анны Иоанновны, и та решительно и твердо наложила на Долгоруких опалу. А что же невеста князя Наталия Борисовна? Сразу после кончины императора тревожные новости о переменах и о попытках Ивана Алексеевича изменить судьбу заставили Шереметевых встрепенуться. Наталии советовали, пока не поздно, разорвать помолвку, но ответ ее поразил родных мужеством и прямодушием, свойственными, скорее, ее отцу, нежели ожидаемыми от молодой девицы: «Честна ли совесть: когда он был велик, так с удовольствием шла за него, а когда стал несчастлив, отказать ему? » Венчание проходило скромно, в сельской церкви в подмосковном имении Долгоруких, и контрастировало с пышной обстановкой их обручения, а на следующий день молодая чета получила высочайший указ, каковым было предписано ехать вместе с другими родственниками в глухую сибирскую ссылку. Так бывшие некогда виновниками несчастья А. Д. Меншикова Долгорукие оказались в том же Березове.

По прибытии на место Наталия Борисовна попала в условия, прежде немыслимые: жилищем их стала изба с утоптанной землей вместо пола, где ей пришлось прожить без малого 11 лет. Из острога семейство Долгоруких выпускали только в церковь. Наташа с нетерпением ждала вечера, когда после церкви могла вернуться в свой сарай, к мужу. «.. Эта черная изба, в которой я с ним жила, казалась мне веселее царских палат.. ». Чадила свечка в сыром, убогом их углу – муж читал ей Библию, святые книги, объяснял важные вещи, стараясь научить доверчивую, наивную супругу, как надо жить, и не замечал, что не он, а она учит его с терпением переносить все, что выпало на их долю.

Наташины раздумья единственно о муже. Такой замечательный. Такой красавец. Такого несказанного разума и редкой доброты. Каково же ему в этой глуши? И ей-то, неумехе, развлечь его нечем. «Пускай бы я одна в страдании была, товарища своего не могу видеть безвинно страждущего», - писала Наталья.

В условиях ссылки, в окружении недружной семьи мужа, где часто вспыхивали ссоры, Наталия Борисовна проявила терпение, на которое мог быть способен только очень любящий человек: «Мне как ни было тяжело, однако принуждена дух свой стеснять… для мужа милого; ему и так тяжко, что сам страждет, при том же и меня видит, что его ради погибаю. Я в радости их не участницей была, а в горестях им товарищ, да еще всем меньшая, надобно всякому угодить. Я надеялась на свой нрав, что я всякому услужу» В Сибири у Ивана и Наталии Долгоруких родились дети, однако к скорбям Наталии Борисовны прибавилось то, что Иван Алексеевич, не смотря на все ее старания, совсем душевно ослаб. Он пытался забыться в вине и, пользуясь послаблениями стражи, часто пропадал где-нибудь у березовских обывателей. Как-то по неосторожности помянул Иван Алексеевич недобрым словом в разговоре с ненадежными людьми императрицу Анну Иоанновну. Последовал донос. На ссыльного обратило внимание начальство: не слишком ли вольготно ему живется? Пришел приказ разлучить Долгорукова с семьей, посадить в одиночное заключение на хлеб и воду. Измученная, нищая, отрывала она кусок от себя, чтобы незамеченной доносчиками в глухую полночь проскользнуть к земляной темнице.

 

Свидание княгини Н. Б. Долгорукой с мужем в Березове (Рисунок художника А. П. Рябушкина)

 

Однажды она нашла землянку пустой. Тайно Иван Долгорукий был в кандалах переправлен в Тобольск, а потом в Новгород. «Я не знала, что его уже нет…мне сказывают, что его - де увезли. Что я делала? – кричала, билась, волосы на себе драла, кто ни попадет навстречу, всем валилась в ноги, прошу его слезами: помилуйте, когда вы христиане, дайте только взглянуть на него и проститься. Не было милосердного человека, не словом меня кто утешил, а только взяли меня и посадили в темницу и часового, примкнувши штык поставили.. » Это потрясение не прошло даром. Сын Дмитрий, родившийся спустя два месяца после этих событий, всю жизнь страдал припадками.

После жестоких и продолжительных пыток в Тобольске Иван был доставлен в Шлиссельбург, где продолжилось следствие, определившее судьбу других членов семейства, а затем был жестоко казнен четвертованием в Нижнем Новгороде. По преданию, бывший щеголь и мот, Иван Алексеевич в смерти явил необыкновенную силу характера. В то время как палач привязывал его к доске, он молился. Когда палач рубил ему левую руку – он сказал: « Благодарю Тя, Господи! » Палач отсек ему правую руку – Иван продолжил: « Что сподобил мя! » И когда ему рубили левую ногу, продолжил: «Познать Тя». Затем потерял сознание. Палач закончил казнь, отсекши правую ногу и голову. В муках он славил и призывал Бога, как разбойник на кресте, уповая на Его милосердие. А его вдова, которой предстояло в одиночестве нести тяготы ссылки, ни единым словом не упрекнула его, а наоборот, подчеркивала: «Во всех злополучиях я была своему мужу верна и теперь скажу сущую правду, что, будучи во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего за него пошла». Ей даже не сообщили о казни супруга. Ивана Алексеевича уже не было в живых, а она еще долго ожидала ответа на свое прошение – дозволить ей быть рядом с ним, какова бы ни была его участь. Лишь в 1741 году, при вступлении на престол Елизаветы Петровны, Наталии Борисовне Долгорукой было разрешено вернуться из ссылки. Ей вернули свободу, прежнее звание и милость. Нелегко и не быстро налаживалась ее жизнь: «Три года скиталась по чужим дворам… сколько бед претерпела, нападков, разорения, нестроения домашнего, тому Бог свидетель». А ведь она была молода - всего двадцать семь лет. Страдальческая жизнь не исказила прекрасные черты и снова ее осаждали с предложением руки и сердца. Наталья Борисовна хотела сразу уйти в монастырь, но надо было поднимать детей, давать им образование. Когда карьера старшего сына, Михаила, определилась, мать подыскала ему невесту. Устроив имущественные дела, вместе со слабым болезненным Дмитрием в 1758 году, отправилась в Киевский Флоровский монастырь.

В том же году стала монахиней Нектарией. Весной 1769 года на руках у матери умер Дмитрий. «Увы мне окаянной! Горе проходит, другое наступает», - выводит она дрожащей рукой. Ей оставалось еще два года жизни. Думы о пережитом не оставляли ее. Она решилась доверить бумаге печальную повесть своей жизни. В бедной келье порой до утра горела свеча. Видно, сердце умершей для мира женщины исполнилось прежней любовью к казненному мужу и жило благодарной памятью о нем: «Вот любовь до чего довела: все оставила, и честь, и богатство, и сродников, и стражду с ним и скитаюсь; этому причина – все непорочная любовь, которой я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом, потому что он один был в моем сердце; мне казалось, что он для меня родился, а я для него, и нам друг без друга жить нельзя… и не тужу, что век мой пропал; но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтобы мне за любовь жизнею своею заплатить…»

Великий и единственный адвокат своего мужа, Наталья Борисовна оставила потомкам бесхитростной, святой любовью написанный портрет без единого изъяна: «Вспомню все его благородные поступки и счастливою себя считаю, что я его ради себя потеряла.. Он был ко всякой добродетели склонный, хотя в роскошах жил яко человек, только никому зла не сделал и никого ничем не обидел, разве что нечаянно.. »

Сохранилась красивая легенда, будто перед пострижением Наталия Долгорукая бросила в воды Днепра свое обручальное кольцо, которое хранила как память о муже. Ее не оставляли без внимания. Необычайная судьба ее привлекала к ней сочувствием множество людей, а ее внук Иван Михайлович Долгорукий на всю жизнь сохранил воспоминания о глубоком мире, который всегда царил вокруг нее. Одна из самых ярких женских судеб, один из самых запоминающихся русских образов, соединивший черты старого и нового: романтичной красавицы и преданной жены опального боярина. Удивительная история христианского возрастания.

Мария Киви

 

Источник: http: //cpsim. ru/school/o_shkole/doklad/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.