Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вперед, Атаман!



 

Насретдинова Алина

г. Благовещенск,

Республика Башкортостан  

Вперед, Атаман!

- Сын, подожди меня!

Высокая трава сминалась под ногами маленького человека, несущегося вперед изо всех сил. В свои семь лет Минигали бегал быстрее своих сверстников и всегда побеждал друзей в играх. Сейчас он бросил вызов своему отцу; отец делал вид, что сердится за его шалости, но в глубине души очень гордился своим маленьким богатырем и очень любил его.

Стоило маленькому Минигали обернуться на секунду, отец легко и ловко подбросил хохочущего сына на плечи. Взгляд упал на стадо лошадей, мирно пасущихся неподалеку. Чуть поодаль виднелась череда деревянных домов, построившихся в ряд разноцветным строем.

- Вот и твое родное село, улым, - мягко произнес отец. – Биштяки.

- Атай, а расскажи про Салавата! – Минигали ловко спрыгнул на землю и устроился в тени большого дуба. – Вы дружили?

Отец рассмеялся.

- Нет, но все же мне есть что про него рассказать.

Мальчик устроился на земле, с боевым настроем сжимая толстую палку в руке.

- Зачем тебе палка? – насторожился отец.

- Я же буду как Салават, - в недоумении ответил Минигали.

- Эй-балам, - покачал головой отец. – Сила Салавата не в оружии, а в голове. Ты думаешь, Салават силой врагов побеждал? Тут грамотный подход нужен. Слушай. Случилось как-то отряду Салавата столкнуться с командиром Рылеевым. Жестокое было у них сражение; силы были равными. Но пришлось Салавату отступить.

- Как отступить? – недовольно воскликнул Минигали.

- А ты не перебивай, улым - отец щелкнул сыну по носу. – Ушел отряд Салавата прямо в болото. Вот уже и радуется русский командир – мол, не было даже потерь с их стороны. Но не успели сомкнуть глаз русские, как наши башкиры с новыми силами выскочили на них; на расслабленных и сонных. Дух башкир не сломить! Это была великая битва, но битва не орудий и солдат, а битва тактик. И ты должен быть таким: не хвататься вперед за палку, а вначале подумать хорошенько. И запомни важные слова «Потомки Салавата отступать не умеют»! Все понял? А теперь пошли, надо лошадей перегнать.

Отец подошел к самому большому коню по кличке Алтын и дружески похлопал его по мускулистой шее. Жеребец одобрительно фыркнул, как бы разрешая хозяину взять ответственность за его табун. Мужчина потянул жеребца за шею и подвел к быстрой реке. Неподалеку был брод, узкий, но илистый. Взрослые лошади легко с ним справлялись, но в табуне был маленький жеребенок Атаман.  У Минигали мелькнула мысль, что ему будет трудно совладать с трясинным берегом, однако он беспрекословно слушался отца и доверял его интуиции. Мальчику нравилось смотреть на лошадей, слушать цокот их копыт, он невольно залюбовался грацией сильных животных. Табун, вслед за  Алтыном перебрался на другой берег. Минигали хотел уже пойти искупаться, как вдруг увидел: тонкие ноги маленького жеребенка беспомощно бьются в илистом берегу, и его вот-вот могло снести течением. Отец тоже заметил бедствующего жеребенка и попытался вытянуть его за шею, но все попытки были безуспешными.

- Ну же, киликай, вперед! - приговаривал он с опаской.

- Я сейчас, - Минигали опрометью кинулся к лодке, привязанной к берегу и вернулся уже с веревкой. Несколько секунд он не знал, как поступить.

- Ты не сможешь его вытащить, - крикнул отец. – Видишь, даже я не могу.

Эта фраза и натолкнула мальчика на немного безрассудный, но единственный выход: один край веревки он отдал отцу и велел привязать жеребенка, а другим концом он проделал то же самое с Алтыном. Это оказалось нелегко: жеребец был больше его раза в три, а еще он смотрел на него очень строго, но уважительно. Все стадо было уже неспокойно: лошади переминались на месте, фыркали, громко ржали. Большая вода была совсем рядом, и мальчик понял: медлить нельзя. Убедившись, что отец закончил, Минигали палкой ударил жеребца по крупу и заставил его что есть силы рвануть. Вначале Алтын лишь подпрыгнул на месте, чуть не сбив с ног Минигали, но затем конь понял, что от него хотят. Атаман пронзительно ржал, отец направлял его, а мальчик старался немного успокоить разъяренного вожака. Вдруг конь резко дернулся вперед, и маленький жеребенок словно вылетел на землю, беспомощно болтая ногами. Отец поспешно его отвязал и еще пару минут приводил в чувство.

- Ну, ты даешь Минигали, ну, голова! Ну, смельчак! – с гордостью сказал отец, и потрепал непослушные вихры сына. – Посмотри на нашего киликая: как он сразу к маме прижался.

И вправду, маленький жеребенок, еще мокрый, но уже гораздо более резвый, прижимаясь, по пятам следовал за мамой.

- Пообещай мне, что всегда таким будешь, - сказал отец. – Храбрым и сообразительным, и будешь защищать тех, кто с тобой рядом.

- Обещаю, - твердо сказал Минигали.

Тогда он не придал этим словам большого значения, но запомнил их на всю жизнь, как клятву, которой неустанно следовал.

Дома отца и сына уже ждала мать с горячим бишбармаком и кувшином забористого свежего кумыса.

- Посмотри, Минигали. Это хозяин лошадей тебе передал, - счастливо сказала женщина. – Не зря ты трудишься!

Минигали знал, что лошади не принадлежат отцу, но от этого он любил и заботился о них не меньше. Мальчик мечтал, что когда станет взрослым, у него обязательно будет свой конь.

- Минигали, пей кумыс, - улыбнулась мать.

- Наш Минигали сегодня герой, - сказал отец. – Только послушай, что он сегодня сделал!

Пока отец рассказывал историю, Минигали задумался: как же там сейчас жеребенок, напуганный и озябший? В ту же секунду мальчик поблагодарил мать за обед и выбежал. Он прибежал к мирно пасущимся лошадям и нашел среди них Атамана. Ароматную хлебную горбушку и кумыс он отдал жеребенку, малыш жадно пил из пиалы, приятно тыкаясь мягкими и влажными губами с удовольствием ел хлеб с ладони.

- Вот Минигали! Вот добрая душа! – увидев, покачала головой мать. - И что же нам с таким делать?

- Гордиться им нужно, - ответил отец. – Он еще станет настоящим батыром.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.