1. Лингвистическая сказка «КОРЕНЬ».
Много-много лет назад появился на свете корень -УЧ-. Нашли его люди и задумались: « Что с ним делать? » А корень этот им сказал: « Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. И будет вам большая польза». Посадили люди -УЧ-, и стал он расти.
Сначала росток появился, потом слова-веточки потянулись к небу... Много- много веточек - слов появилось. Все они на -УЧ- похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
· Вспомни всех родственников с корнем –УЧ-.
· Заполни «Дерево»
Проверка работы.
ü Посмотрите на своё чудо-дерево и словарное гнездо всевозможных родственников из статьи Школьного словообразовательного словаря русского языка А. Н. Тихонова.
· Что помогло образовать столько однокоренных слов?
ü Но у слов могут быть не только родственники, но формы.
· Что такое формы слова, чем они отличаются от однокоренных слов? (при затруднении – обращение к материалу учебника стр. 52)
· Какя морфема образует формы слова?
· Назовите формы слова УЧЕНИК
Упражнение 111
По цепочке, комментированное письмо, распределение слов в две колонки.
2. При морфемном разборе сперва....
· А зачем нужно знать часть речи того слова, которое будем разбирать?
· Что такое окончание?
· Для чего нужно окончание словам?
ü Прочитайте:
Радостн школьник ид..
Радостн ые школьник и ид ут.
Радостн ый школьник ид ёт.
· Что расскажет окончание вам о слове?
· Спишите одно из предложений, выделяя окончания и указывая грамматические признаки, которые отражаются в окончании.
(два ученика на доске выполняют грамматическое задание)
· Проверка.
3.
Раз – подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
4.
Разноуровневые задания: Карточка
Вставьте или выберите написание буквы. Обозначьте основы и окончания в словах.
(базовый) Почему подчёркнутое слово является лишним в строке?
1. Б.. грянец, б.. рюза, б.. рдовый, ф.. олетовый.
2. Р.. кета, р.. форма, (с, з)лева, (о, а) тмосфера
(повышенный) В каждой строке подчеркните лишнее слово.
1. Р.. кета, р.. форма, вс.. гда, (о, а) тмосфера.
2. Пор.. зил, (в) верх б.. грянец, пахуч.. .
1. Ш... с... е, (з, с)дание, (з, с)доровье, со.. нце
2. (В)сегда, (из) д... лека, (с) лева, (а, о)рена.
· Проверка
Оцените свою работу. (смайлы)- слайд
5. Что это за морфема?
· Что такое суффикс?
ü Прослушайте стихотворение и выпишите слова, обозначая суффиксы, которые послужили для образования новых слов.
(Задания по вариантам. Два ученика выполняют на закрытых досках. )
1 вариант
| 2 вариант
| Слава -.................
забор-................. .
скамейка-.......... .
тетрадь-............
| Боря-..............
карандаш-.......
лоб-.............
шея-............
| Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Проверка работы учеников на закрытых досках.
Оцените свою работу. (смайлы)- слайд
Значение суффиксов
-ищ-
-ик-
-еньк- и -очк-
6. на учить
по учить
про учить
от учить
пере учить
• Как такие слова называют?
• Каким способом образованы слова?
• Что такое приставка?
Карточка. (работа в паре)
Вместо точек запишите слова, образованные с помощью различных приставок от данного слова. Приставки выделить. Постарайтесь не повторять приставки.
1.................. в пустую графу.
2.................. из учебника.
3................... на доске.
4................... всю тетрадь.
5................... падеж над словом.
6................... сочинение с черновика на чистовик.
7.................... картину.
8..................... изложение, так как уроки сократили.
9.................. рисунок.
10.................. вазу яркими красками.
11.................. домашнее задание у отличницы.
|