Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Планируемые результаты. 1. Лингвистическая сказка «КОРЕНЬ».. Упражнение 111. 2.При морфемном разборе сперва .. Радостн школьник ид . 5. Что это за морфема? . Значение суффиксов. Карточка.(работа в паре). Заполните кластер.. Домашняя работа



 

Урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного в 5 классе: «Морфемика»»

 Место урока: 1 урок в разделе «Словообразование и орфография»: 1 урок по теме «Повторение изученного в 5 классе: «Морфемика».

Цель урока: Повторить и обобщить материал изученного по морфемике 5 классе.

Планируемые результаты

Предметные умения УУД
 Закрепление -знаний о предмете изучения морфемики, словообразова­ния, орфографии; - знания, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; - знаний о грамматическом значение окончаний разных частей речи; - понимания о том, что морфемы — значимые части слова; - знания о различии однокоренных слов и форм одного и того же слова;  - понимать грамматиче­ское значение нулевого окончания существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Совершенствование умения выделения окончания и основы слов; навыка разграничения однокоренных слов и форм одного и того же слова; умения определять значения, выражаемые суффиксами и приставками Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при работе в группе, в паре. Регулятивные: осуществление регулятивных, коррекционных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе письменной и устной деятельности; Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей при выполнении заданий письменного и устного характера.; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного и научного стилей. Коммуникативные: формулирование в виде устного ответа собственных знаний, умений,  способность аргументировать и координировать, корректировать их с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; правильно строить монологическую речь во время ответа на поставленную задачу.; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.

Тип урока:   обобщение

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Фронтальная беседа,  работа в паре, заполнение кластера, орфографическая работа, словарная работа.

мультимедийный проектор, маркерная доска / интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, «Дерево» однокоренных слов корня –УЧ-, карточка с предложениями- «писать».

 

Технологическая карта урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент.  

 

Проверяет готовность учащихся к уроку Включаются в деловой ритм урока
2. Самоопределе-ние к деятельности: Целеполагание и мотивация  

 

Формулирует тему занятия в сотрудничестве с учащимися. Направляет на самостоятельноеорпеделение целей и задач занятия. П.: Принимают участие в беседе, формулируют цели и задчи; учатся ставить и формулировать познавательные цели и задачи, К.: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы, учатся слушать собеседника и строить высказывания. Р.: учатся высказывать своё мнение по существу полученного задания.
3. Актуализация знаний

· Заполни пропуски нужными словами.

· О какой морфеме идёт речь?

................... – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

.............................. подбери слова

· Что такое корень?

· Какие слова называются однокоренными?

· А чем отличаются однокоренные слова друг от друга?

 

Организует возпроизведение и коррекцию опрорных знаний учащихся по теме «Морфемика». П.: воспроизводят изученные знания в виде определения морфем, структурируют полученные знания,  
4. Практическое применение знаний и закрепление изученного материала     Физкультминутка  

1. Лингвистическая сказка «КОРЕНЬ».

Много-много лет назад появился на свете корень -УЧ-. Нашли его люди и задумались: « Что с ним делать? » А корень этот им сказал: « Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. И будет вам большая польза». Посадили люди -УЧ-, и стал он расти.

 Сначала росток появился, потом слова-веточки потянулись к небу... Много- много веточек - слов появилось. Все они на -УЧ- похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

· Вспомни всех родственников с корнем –УЧ-.

· Заполни «Дерево»

Проверка работы.

ü Посмотрите на своё чудо-дерево и словарное гнездо всевозможных родственников из статьи Школьного словообразовательного словаря русского языка А. Н. Тихонова.

· Что помогло образовать столько однокоренных слов?

ü Но у слов могут быть не только родственники, но формы.

· Что такое формы слова, чем они отличаются от однокоренных слов? (при затруднении – обращение к материалу учебника стр. 52)

· Какя морфема образует формы слова?

· Назовите формы слова УЧЕНИК

Упражнение 111

По цепочке, комментированное письмо, распределение слов в две колонки.

 

2. При морфемном разборе сперва....

· А зачем нужно знать часть речи того слова, которое будем разбирать?

· Что такое окончание?

· Для чего нужно окончание словам?

ü Прочитайте:

Радостн школьник ид..

Радостн ые  школьник и ид ут.

Радостн ый школьник ид ёт.

 

· Что расскажет окончание вам о слове?

 

· Спишите одно из предложений, выделяя окончания и указывая грамматические признаки, которые отражаются в окончании.

(два ученика на доске выполняют грамматическое задание)

· Проверка.

 

3.

Раз – подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

4.

Разноуровневые задания: Карточка

Вставьте или выберите написание буквы. Обозначьте основы и окончания в словах.

 (базовый) Почему подчёркнутое слово является лишним в строке?

1. Б.. грянец, б.. рюза, б.. рдовый, ф.. олетовый.

2. Р.. кета, р.. форма, (с, з)лева, (о, а) тмосфера

 

 (повышенный) В каждой строке подчеркните лишнее слово.

1. Р.. кета, р.. форма, вс.. гда, (о, а) тмосфера.

2. Пор.. зил, (в) верх б.. грянец, пахуч.. .

 

1. Ш... с... е, (з, с)дание, (з, с)доровье, со.. нце

2. (В)сегда, (из) д... лека, (с) лева, (а, о)рена.

 

· Проверка

 

Оцените свою работу. (смайлы)- слайд

 

5. Что это за морфема?  

· Что такое суффикс?

ü Прослушайте стихотворение и выпишите слова, обозначая суффиксы, которые послужили для образования новых слов.

(Задания по вариантам. Два ученика выполняют на закрытых досках. )

1 вариант 2 вариант
Слава -................. забор-................. . скамейка-.......... . тетрадь-............   Боря-.............. карандаш-....... лоб-............. шея-............

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

 

Проверка работы учеников на закрытых досках.

Оцените свою работу. (смайлы)- слайд

Значение суффиксов

 -ищ-

-ик-

-еньк- и -очк-

 

6. на учить

по учить

про учить

от учить

пере учить

 

• Как такие слова называют?

• Каким способом образованы слова?

• Что такое приставка?

Карточка. (работа в паре)

Вместо точек запишите слова, образованные с помощью различных приставок от данного слова. Приставки выделить. Постарайтесь не повторять приставки.

1.................. в пустую графу.

2.................. из учебника.

3................... на доске.

4................... всю тетрадь.

5................... падеж над словом.

6................... сочинение с черновика на чистовик.

7.................... картину.

8..................... изложение, так как уроки сократили.

9.................. рисунок.

10.................. вазу яркими красками.

11.................. домашнее задание у отличницы.

 

    Р.: Самостоятельно об­наруживают ошиб­ки, вызванные не­соответствием усво­енного способа действия и вносят коррективы     Р.: Самостоятельно об­наруживают ошиб­ки, вызванные не­соответствием усво­енного способа действия и вносят коррективы     Р.: Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.     Выполняют работу в паре. К.: учитывая разные мнения, самостоятельно выстраивают свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;  
4. Подведение итогов    

Заполните кластер.

· Что такое морфемика?

· Что такое основа слова?

· Что такое окончание?

· Что такое корень?

· Что такое суффикс?

· Что такое приставка?

· Что нужно помнить при морфемном разборе?

Организует повторение материала, пройденного на уроке в виде заполнения кластера с объяснением понятий по теме «Морфемика» П.: учатся выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символ, схемы, знаки).  
5. Домашнее задание

Домашняя работа

1. Учить определения морфем с. 52

2. Разноуровневые задания:

• Базовый: Упр. 113  

• Повышенный: Упр. 116 или Составить «Отгадай слово»: записать определения 5-и однокоренных слов   

Объясняет сущность домзадания. Предлагает на выбор разноуровневые задания и работу с дополнительными источниками. Р.: планируют выбор и выполнение домзадания в соответсвии с уровнем самооценки. К.: работают со словом, предложением, определениями. П. : осуществляют актуализацию знаний по пройденной теме. самостоятельно осуществляют поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий.
6. Рефлексия

Продолжите фразу:

· Выполняя задания, мне было легко(трудно), потому что 

· Теперь я могу …

· Я хочу похвалить своего одноклассника (имя) за то, что он …

· Я могу похвалить себя за …

Организует выполнение оценки и самооценки. П.: осуществляют самооценку и оценку достижений за урок по предложенной теме урока. К. . употребляют в устной речи грамотно построенные окончания предложенных фраз с аргументацией высказываний. Р.: учатся формировать положительную и уважительную самооценку и оценку действий, внесение коррекции по качеству выполненных действий в течение урока.
           

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.