|
|||
Мохова Вероника Геннадьевна,. классный руководитель 3 «В» класса. Лицея имени Н.Г. Булакина. Сочинение-рассуждение. «Новый» классный руководитель для поколения Z
Мохова Вероника Геннадьевна, классный руководитель 3 «В» класса Лицея имени Н. Г. Булакина Сочинение-рассуждение «Новый» классный руководитель для поколения Z 4 года педагогического колледжа, университет, аспирантура. И вот мой долгожданный первый «набор». Любопытные глаза, улыбки, смех и первые волнительные уроки. Мои ученики. Какие они? Подружимся ли мы? Станем ли верными товарищами? Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили…Впитывая самое лучшее, я отправилась в удивительный путь педагогической жизни «зажигать сердца». Проходили урок за уроком, и с каждым последующим в моей голове отчетливей звучала фраза «Забудьте о том, чему вас учили! », ведь передо мной сидели дети не из советских книжек, а уникальные ребята с совершенно иной системой ценностей, интересами и стремлениями – поколение Z. Конечно, гуманная педагогика бессмертна, но с этими детьми она приняла иные формы и проявления: им нужен не просто учитель и наставник, а идейный вдохновитель, старший друг за которым они захотели бы следовать. Так, кто они, дети нового поколения Z? Пришельцы с другой планеты, наше светлое будущее или идущие и ведущие за собой в бездну? Подумаем об этом вместе. Ведущими зарубежными психологами дана классификация поколений, определены их ключевые особенности, с которыми каждый из нас может ознакомиться в профессиональной литературе. Наблюдая за ребятами каждый день, кажется, будто они родились в руках с гаджетами. Они осваивают новую технику зачастую быстрее взрослого, действуют интуитивно, без страха, утомительного чтения инструкций. Для них это не «технологизация» или «компьютеризация» процессов жизни, для них это жизнь. Обыкновенная. Повседневная. Мир, в котором они чувствуют себя комфортнее, чем мы. Совершенный инсайт для меня случился при беседе о будущих профессиях ребят. «Кем ты хочешь стать, мой юный друг? ». Задав этот вопрос, безусловно, я ожидала, что получу весьма разнообразные ответы, включая и желание стать блогерами, коучтренерами, хакерами, сммменеджерами, сторимейкерами, стремление овладеть другими модными и современными специальностями. Привлекая внимание ребят к мыслям о не менее востребованных профессиях врача, учителя, пожарного, со мной и случилось открытие. Вправе ли мы судить их мечты, если они непонятны для нас? Осуждать желание овладеть иной профессией, если это профессии будущего, востребованные, высокооплачиваемые, требующие не мало душевных и интеллектуальных сил? Наша зашоренность настойчиво твердит нам: «Бездельники! ». Но ведь это не так. Например, чтобы хорошо писать тексты необходимо филологическое образование, творческий подход, вдохновение, так чем профессия копирайтера хуже писателя? Чем бы ты не занимался, нужно быть мастером и профессионалом, трудиться, стараться сделать свое дело лучше всех – вот к какому выводу мы пришли с ребятами в итоге этой беседы.
«Если вы есть – будьте первыми,
Эти строки Роберта Рождественского написала мне первая учительница, Золотых Татьяна Геннадьевна, на одной из грамот в 1997 году, которые цветным фломастером прочно въелись в мою память. Наверное, для нее мы тоже были поколением с латинской буквой, дети нового поколения, индиго, отличные от других. Поэтому конфликт поколений, который мы наблюдаем (пока взрослеет поколение Z) вечен. В наших же руках возможность продолжать нести сквозь разницу взглядов и возникающих противоречий главную ценность – воспитание Человека с большим сердцем, нравственного и порядочного. Думаю, данные постулаты педагогической мысли не потеряют своей актуальности, несмотря на стремительные изменения окружающего мира. Словно удерживая весь мир в ладошках внутри своих гаджетов, дети поколения Z не имеют пределов в источниках информации, у них нет ограничений городской библиотекой и текстом школьного учебника, они воспринимают больше и лучше, а, следовательно, растут более образованными и интересующимися. Им до всего есть дело, они хотят понимать причины и следствия, им недостаточно объяснения «так договорились люди». Именно поэтому так интересно работать с ними, искать, направлять, находить вместе ответы на самые каверзные вопросы. Приоритетом этого поколения является хорошее образование, престижная работа, они очень высоко ценят материальные блага. Словно маленьким компьютерам, им необходим четкий алгоритм действий для получения заданной цели. Ими владеет интерес к этой жизни, будучи не вовлечёнными в процесс познания, поколение следует к неизбежному и всегда одинаковому результату - потеря концентрации внимания. Вокруг них удивительный, яркий мир, меняющийся с каждой минутой, поэтому ценность транслируемых знаний должна восприниматься ими как кислород, что-то очень необходимое и важное (не для общества в целом, а именно для него, конкретного ученика). Еще несколько десятилетий назад, в иерархии системы ценностей находились интересы общества, развивалось понятие долга и терпения во имя светлого будущего народов. Современные дети озадачены своей личной значимостью, индивидуальными возможностями, личными траекториями развития и роста. Наша задача - поддержать их стремления, взращивая каждого по индивидуальному образовательному маршруту, помогая росткам уникальности приобрести свою форму и задав направление для личностного роста. Как же это сделать, если кажется, что их мир замкнулся вокруг гаджетов, мессенджеров и социальных сетей? В первую очередь, на мой взгляд, важно двигаться в ногу с динамично меняющимся миром НАМ, старшим товарищам, наставникам этого уникального поколения. Понимание их проблем, неподдельный интерес и стремление быть ближе приведут нас ко многим важным и сложным ВЗАИМОпроцессам: взаимопониманию, взаимодействию, взаимотворчеству, взаимоуважению и взаимодоверию. Наблюдая за совместной работой учителей и воспитанников, я часто сталкиваюсь с непреодолимым стремлением старших коллег «исправить» подрастающее поколение. Действуя по догматичной инструкции воспитания и обучения, педагоги, мастера своего дела, имея строгое представление про «плохо» и «хорошо», стандартизируют ответы и поступки ребят, не вникая во внутренние процессы данных явлений. А если дать ученикам возможность думать шире? Дать возможность принимать самостоятельные решения и делать выводы, не приводя все рассуждения к одному знаменателю? Удивительные истории случаются тогда! Беседуя с учениками первого класса об исторических событиях нашей Родины, нам удалось узнать, что на территорию нашего государства с самых древних времен совершались набеги вражеских народов. Россия всегда благородно защищалась, не нападая на неприятелей. Каково было мое удивление, когда маленький Миша провел в свои 6 лет тонкую аналогию поведения нашей страны с травоядными динозаврами. Толстая броня, мощный хвост, большой рост были необходимы травоядным для защиты от юрких и кровожадных хищников. Ответ моего маленького друга был далек от теории, записанной в учебнике, и уходил за пределы моего конспекта, но насколько глубоко и точно Миша понял и прочувствовал историю своей Родины! Широкий кругозор, эмпатия, умение анализировать, уходить от стандартных мыслей еще раз доказывают наличие уникального внутреннего мира современного поколения Z. Подружимся ли мы? Станем ли верными товарищами с поколением Z? Ответ находится внутри каждого из нас, всё зависит от наших аккуратных и осознанных действий на пути становления личности каждого ребенка. А самое главное, что необходимо уяснить и педагогам, и родителям поколения Z: «Другие, не такие как мы – не значит плохие». Нам необходимо принять этот факт уникальности и не стараться изменить ребёнка, сделать из него человека с таким же набором убеждений, ценностей и взглядов на жизнь. Стоит помнить, что наша миссия, как точно пометил Василий Александрович Сухомлинский – «Воспитать Настоящего Человека», верна и сегодня, равно как и много лет назад. Мы можем помочь войти ему, НАСТОЯЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, в современную удивительную взрослую жизнь и, возможно, присмотревшись повнимательнее, мы заметим, что нам тоже есть чему научиться у этих ребят.
|
|||
|