Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мазурка. Полонез. Полонез A-dur, ор. 40 № 1



Мазурка

Мазурка - излюбленный польский танец. Он родился в одной из областей Польши - Мазовии. Поэтому его правильнее называть мазур. (Слово «мазур» означает житель Мазовии). Народная мазурка - танец, который танцуют два партнёра, причём в нём нет заранее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской, шляхетской среде, она превратилась в блестящий танец, символизирующий военную удаль.
Среди шопеновских мазурок можно выделить три основные группы - задорные народно-плясовые, блестящие бальные и поэтичные лирические.

Мазурка до мажор (ор. 56 № 2) – представляет первую группу. Это настоящая картинка деревенского праздника. Поляки называли её «мазуркой мазурок».

Представьте, что мы попали на праздник в польскую деревню. Конечно же, танцы сопровождает деревенский оркестр. Из каких же инструментов он состоит? Обязательная его участница скрипка, не менее важен был контрабас, который поляки ласково называли «толстой Мариной». И, конечно, волынка.

В начале мазурки Шопена несколько тактов «гудит» квинта, подражающая деревенскому оркестру. А на её фоне звучит весёлая, задорная мелодия с острым синкопированным ритмом.
На народных праздниках мазурка не всё время танцевалась всеми танцорами. В середине танца вперёд выходил главный танцор, в сольном танце показывая своё мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более лиричный.

Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается всё общим танцем.

Мазурка си бемоль мажор (ор. 7 № 1) является примером блестящей бальной мазурки. В её первом разделе (рефрене формы рондо) горделивые взлёты в мелодии чередуются со смелыми скачками с форшлагами - будто слышится удалое щёлканье шпор.

На смену этому разделу приходят две контрастные темы. Одна из них - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш. Можно вообразить, что это на балу промелькнул некто в необычном красочном наряде.

Мазурка ля минор (ор. 68 № 2). Это очень поэтичная лирическая картина Родины. Затаённая печаль рассеяна в звуках этой мазурки. Как и положено, мазурка написана в трёхчастной форме, где средний раздел также воплощает задорный деревенский танец.
Вначале звучит задумчивая, грустная мелодия. Движение по основным звукам ля-минорного трезвучия в медленном темпе придаёт ей мягкость и плавность, а лёгкий акцент на третьей доле такта - большое изящество.

Воспоминания композитора как бы уходит всё глубже и глубже. И вот уже звучит задорный деревенский танец с характерной «гудящей» квинтой в басу. Мажор, оживлённый темп придают музыке весёлый, зажигательный характер. А акцент на третьей доле такта напоминает притопывание в танце. Это средняя часть мазурки. Затем возвращается первая тема – нежная, грациозная, полная задумчивой грусти.

 

Полонез

Истоки полонезов Шопена восходят к танцу, издавна бытующему в городских кругах Польши. Но серьезность содержания, сила образного обобщения придают этому жанру смысл, далеко превосходящий его прямое назначение. Танец становится своеобразным символом Польши, ее истории, ее народа.

Жанровой приметой полонезов является трехдольный размер и присущая полонезу ритмическая формула:

Шопен пользуется ею очень свободно; бывает, что она даже не попадает в ритмический «чертеж» некоторых эпизодов и присутствует в скрытом виде, но упругость этого ритма, поступательность его движения всегда сохраняется.

 

Полонез A-dur, ор. 40 № 1

Он овеян духом рыцарской доблести. Рельефность музыкальных образов соответствует «гранитной» монолитности формы.

Чеканный ритм, массивная фактура с гордо устремленным вверх мелодическим голосом, немногие яркие детали, вроде «приседающей» унисонной фигуры, сменяющей грузно передвигающиеся аккорды — все это вызывает в воображении внушительную картину парадно-торжественного шествия:

Победные трубные фанфары в средней части усиливают рыцарственный характер музыки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.