Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского



Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского

Полный перевод

Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63)

Святитель Мелитон Сардский, «великое светило Азии», по выражению Евсевия, умер после 180 года. Современники называли его пророком, очевидно, по причине вдохновенности его проповедей. Две из них – «О Пасхе»[1] и «О душе и теле и страстях Господних»[2] – дошли до нас и, очевидно, относятся к 60–70-м годам II века. Гомилия Мелитона Сардского всегда привлекала внимание историков гимнографии[3] в связи с исследованием происхождения кондак[4] и антифонов Великой пятницы[5]. И действительно, мы находим немало параллелей между проповедью святителя Мелитона и скорбно-торжественными песнопениями Великой пятницы. Вот лишь одна из параллелей.

Святитель Мелитон:

Повесивший землю – повешен.
Устроивший небеса – пригвожден.
Утвердивший все – утвержден на древе.
Оскорблен Владыка.
Убит Бог.
Царь Израиля умерщвлен
рукой Израильской.

15-й антифон Великой пятницы:

Днесь висит на древе,
Иже на водах землю повесивый.
Венцем от терния облагается,
Иже Ангелов Царь…

Однако святитель Мелитон является и благовестником Воскресения. Некоторые темы его пасхальной проповеди перешли в Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина:

Святитель Мелитон:

Он есть Тот, Кто облек смерть позором
и диавола погрузил в печаль,
как Моисей Фараона.
Он есть Тот, Кто избавил нас
от рабства к свободе,
от тьмы для света,
от смерти к жизни,
от тиранства для Вечного Царства
И соделал нас священством новым
и народом избранным и вечным.

Пасхальный канон, ирмос 1-й песни:

Воскресения день,
просветимся людие:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни
и от земли к Небеси
Христос Бог нас преведе,

 

Св. Ириней проводит чёткое различие участия в домостроительстве Лиц Пресв. Троицы: " Так открывался Бог; ибо через всё это является Бог Отец, так как Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, а человек совершается ко спасению" (Пр. Ер. IV. 20. 6); " Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает. Человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству" (Пр. Ер. IV. 38. 3); " так как Бог - разумное существо, то поэтому Он Словом создал происшедшее; и так как Бог - Дух, то Он Духом украсил всё" (Проп. 5).

Во всех этих фразах Духу и Сыну отводится активная роль исполнителей единой божественной воли, источником которой является Отец. Поэтому св. отец считает возможным говорить о Сыне и Духе, как о " руках" Бога-Отца, что одновременно выражает и их различие Друг от Друга и их сущностное единство с Отцом и их активную, совершительную роль в божественном домостроительстве: " человек... создан по подобию Божию и образован Его руками, то есть, через Сына и Духа Святого, Которым и сказал [Бог]: сотворим человека" (Пр. Ер. IV. 4).

" Важнейшее и часто встречающееся определение Духа и Сына - " руки Божии".

Итак, если хочешь увидеть Господне таинство, то воззри
на Авеля, подобно Ему умерщвляемого,
на Исаака, подобно Ему связуемого,
на Иосифа, подобно Ему продаваемого,
на Моисея, подобно Ему извергаемого,
на Давида, подобно Ему гонимого,
на пророков, подобно ради Христа страдавших.

60. Воззри же
и на овцу, в Египте закланную,
на поразившего Египет
и спасшего Израиль чрез кровь.

67. Ибо Он, как агнец ведомый
и как овца закланный,
искупил нас от порабощения миру,
как из земли Египетской,
и избавил нас от рабства диаволу,
как из руки Фараона,
и запечатал наши души
Своим Духом,
и члены нашего тела
Своей кровью.

68. Он есть Тот, Кто облек смерть позором,
и диавола погрузил в печаль,
как Моисей Фараона.
Он есть Тот, Кто избавил нас
от рабства к свободе,
от тьмы для света,
от смерти к жизни,
от тиранства для вечного Царства,
и соделал нас священством новым,
и народом избранным и вечным.

69. Сей есть Пасха спасения нашего,
Сей есть во многих многое претерпевший,
Сей есть во Авеле умерщвленный,
в Исааке связанный,
в Иакове странствовавший,
в Иосифе проданный,
в Моисее извергнутый,
во агнце закланный,
в Давиде изгнанный,
во пророках обезчещенный.

70. Сей есть в Деве воплощенный,
на древе повешенный,
в земле погребенный,
из мертвых восставший,
в высоты небес вознесенный.

71. Сей есть Агнец безгласный,
Сей есть Агнец умерщвляемый,
Сей есть рожденный от Марии, Агницы прекрасной,
Сей есть от стада взятый
и на закланье влекомый,
и вечером в жертву принесенный,
и ночью погребенный,
на кресте не сокрушенный,
в земле не истлевший,
из мертвых восставший,
и воскресивший человека
из дольнего гроба.

72. Сей был убит. И где убит?
Посреди Иерусалима. Почему?
Потому что хромых их Он исцелил,
и прокаженных их очистил,
и слепых их световодительствовал,
и мертвых их воскресил.
Посему и пострадал.
Что и написано в законе и пророках:
«Воздали мне злом за благо и безчадием душе моей, помыслив на меня
злое, сказав: “Свяжем праведника, ибо тяжек нам есть”».

73. Отчего же ты сотворил, о Израиль, неслыханное преступление?
Ты уничижил почтившего тебя,
ты обесславил прославившего тебя,
ты отринул исповедавшего тебя,
ты отрекся от проповедавшего тебя,
ты убил оживотворившего тебя.
Что же сотворил ты, о Израиль?
Или не написано тебе:
«Не проливай кровь невинную, да не умрешь злой смертью»?

74. Да, говорит Израиль, я убил Господа. Почему?
Потому что надлежало Ему пострадать.
Заблуждаешься, о Израиль, изощряясь в таковых размышлениях
об убиении Господа.
Надлежало Ему пострадать, но не от тебя.
Надлежало Ему быть уничиженным, но не тобой.
Надлежало Ему быть осужденным, но не тобой,
Надлежало ему быть повешенным, но не десницей твоей.

75. О Израиль, таким гласом ты должен был воззвать к Богу:
«О Владыко, если бы и надлежало Твоему Сыну пострадать,
и сие есть Твоя воля,
то пусть пострадает, но не от меня,
да пострадает от иноплеменных,
да судится от необрезанных,
да пригвоздится от тиранической десницы,
а не от моей».

76. Ты же, о Израиль, не возопил к Богу таким гласом.
И не посвятился Владык

Ты же, о Израиль, не возопил к Богу таким гласом.
И не посвятился Владыке,
и не устрашился дел Его.

77. Не устрашила тебя рука сухая,
возвращенная телу,
ни очи больных,
отверстые Его рукою,

78. ни расслабленные тела,
восставшие по Его гласу,
не устрашило тебя и более удивительное знамение:
мертвый, воздвигнутый из гроба,
четверодневный.

79. Ты же, пренебрегши всем этим, на убийство Господа вечером
приготовил Ему гвозди острые и свидетелей ложных,
и веревки, и бичи,
и уксус и желчь, и меч и скорбь,
как кровавому разбойнику.
Принеся же ему и бичи для тела,
и терния для главы Его,
и связал ты Его прекрасные руки,
которые тебя создали от земли,
и прекрасные Его уста, которые питали тебя жизнью,
ты напитал желчью, и ты убил своего
Господа во время великого праздника.

80. И ты тогда веселился,
Он же алкал.
Ты пил вино и вкушал хлеб,
Он же пил уксус и вкушал желчь.
Сияло лицо твое,
Его же лицо омрачалось.
Ты веселился,
Он же скорбел.
Ты воспевал,
Он осуждался.
Ты повелевал,
и Он пригвождался.
Ты плясал,
Он же погребался.
Ты почивал на мягком ложе,
Он же – во гробе и прахе.

81. О Израиль беззаконный, почему ты сотворил это невиданное преступление,
подвергнув неслыханным страданиям твоего Господа,
твоего Владыку,
создавшего тебя,
сотворившего тебя,
почтившего тебя,

82. «Израилем» назвавшего тебя,
но ты оказался не «Израилем»,
ибо ты не увидел Бога,
не постиг Господа,
ты не понял, о Израиль,
что Он есть первенец Бога,
прежде денницы рожденный,
свет восставивший,
день просветивший,
тьму разделивший,
первый предел установивший,
повесивший землю,
усмиривший бездну,
простерший твердь,
украсивший мир,
установивший звезды на небе,
засветивший светила,
сотворивший ангелов на небе,
поставивший там престолы,
создавший на земле человека.

83. Сей избрал тебя
и руководил тобой
от Адама до Ноя,
от Ноя до Авраама,
от Авраама до Исаака
и Иакова и двенадцати патриархов.

84. Сей ввел тебя в Египет
и сохранял тебя
и питал тебя там.
Он освещал тебя столпом,
и покрывал тебя облаком,
и извел тебя,
а врага твоего рассеял.

85. Сей есть Тот, Кто с небес даровал тебе манну,
напоил тебя от камня,
даровал тебе закон в Хориве,
дал тебе землю в наследство,
послал к тебе пророков,
царей тебе воздвигнул.

86. Сей есть к тебе пришедший,
страдальцев твоих исцеливший
и мертвых твоих воскресивший.
Сей есть Тот, на Кого ты нечествовал,
Сей есть Тот, Кого ты оскорбил,
Сей есть Тот, Кого ты убил,
Сей есть Тот, Кого ты продал за серебро,
попросив за него сребреники,
за главу Его.

87. Неблагодарный Израилю, приди и судись со мною
о неблагодарности твоей.
Как ты воздал за Его водительство?
Как ты воздал за обретение отцов твоих?
Как ты воздал за приход в Египет
и за питание в нем чрез прекрасного Иосифа?
Как ты воздал за десять язв?

88. Как ты воздал за ночной столп,
и дневное облако,
и переход чрез Чермное море?
Как ты воздал за маннодаяние с неба,
и упоение водою от камня,
и законоположение в Хориве,
и наследие от земли,
и в ней дарования?

89. Как ты воздал за страждущих,
которых Он исцелил, явившись?
Воздай честь за сухую руку,
которую Он восстановил для тела.
Воздай честь за слепых от рождения,
которых Он гласом привел ко свету.
Воздай честь за лежащих мертвых,
которых Он воскресил из гроба чрез четыре дня.

90. Презрены тобой Его дарования.
Ты же презренно воздал Ему неблагодарностями,
воздав Ему «злая за благая»,
и скорбью за радость,
и смертью за жизнь.

91. А за Него подобало тебе и умереть,
ведь когда врагами похищается царь народа,
за него война начинается,
за него оплот разрушается,
за него город расхищается,
за него дары посылаются,
за ним послы посылаются,
чтобы взять его,
если он жив, чтобы его отослали,
если он мертв, чтобы его похоронили.
Ты же, напротив, против Господа Твоего произнес приговор.

92. Того, Кому поклонились народы,
и удивились обрезанные,
и прославили иноплеменные,
ты в великий праздник убил.

93. Итак, горек тебе праздник опреснок, как написано:
«Будете есть опресноки с горькими травами».
Горьки тебе гвозди, которые ты заострил.
Горек тебе язык, который ты изострил.
Горьки тебе лжесвидетели, которых ты поставил.
Горьки тебе узы, которые ты приготовил.
Горьки тебе бичи, которые ты сплел.
Горек тебе Иуда, которому ты мзду даровал.
Горек тебе Ирод, которому ты последовал.
Горек тебе Каиафа, которого ты послушался.
Горька тебе желчь, которую ты приготовил.
Горек тебе уксус, который ты взрастил.
Горьки тебе терния, которые ты пожал.
Горьки тебе руки, которые ты окровавил.
Ты убил своего Господа посреди Иерусалима!

94. Услышьте все отечествия языков и узрите.
Невиданное убийство свершилось в Иерусалиме
во граде законном,
во граде Еврейском,
во граде, почитающемся праведным.
И кто же убит был?
И кто же убийца?
Сказать я стыжуся,
сказать же обязан.
Если бы ночью свершилось убийство,
или в пустыне Он был бы заклан,
то было бы молчать прилично.
Но ныне среди стогн и града,
среди града,
у всех на виду
свершилось неправедное убийство Праведника.

95. Итак, Он возносится на древо, и надписание прилагается, указующее
на убитого. Кто же Он?
Сказать тяжело,
не сказать же – страшнее.
Но слушайте, трепеща Того,
ради Которого трепетала Земля.

96. Повесивший землю – повешен.
Устроивший небеса – пригвожден.
Утвердивший все – утвержден на древе.
Оскорблен Владыка.
Убит Бог.
Царь Израиля умерщвлен
рукой Израильской.

97. О невиданное убийство, о неслыханная несправедливость!
Владыка изменил Свой облик, тело Его наго, и Он не удостаивается даже одежды,
чтобы Его не видели. Посему светила отвратились, и день омрачился,
чтобы скрыть Обнаженного на кресте, помрачил же он не тело Господа, но
очи этих людей.
И когда народ не дрожал,
трепетала земля.
Когда народ не убоялся,
устрашились небеса.
Когда народ не растерзал свои ризы,
Ангел раздрал их.
Народ не рыдал,
«возгреме с небеси Господь
и Вышний даде глас свой».

98. Посему, о Израиль,
ты не трепетал о Господе,
о Господе не убоялся,
о Господе не возрыдал,
о первенцах ты восплакал;
о повешенном Господе ты не терзался,
об убитых твоих стал терзаться.

99. Ты оставил Господа
и не был им обретен.
Ты похоронил Господа
и погружен был в землю.
И ты лежишь умершим.

100. Он же восстал из мертвых
и восшел в высоты небес.
Господь, облекшись в человека,
и пострадав ради страждущего,
и связанный ради одержимого,
и судимый ради осужденного,
и погребенный ради погребенного,
воскрес из мертвых и воскликнул таковым гласом:

101. «Кто судящийся со Мною?
Да станет против Меня.
Я осужденного отпустил,
Я мертвого оживотворил,
Я погребенного воскрешаю,
Кто – противоречащий мне? »

102. Говорит Христос:
«Я уничтожил смерть,
и поразил врага,
и наступил на ад,
и крепкого связал,
и человека восхитил
вплоть до высот небес,
Я», – говорит Христос.

103. «Итак, приидите вся отечествия язык», смесившиеся с грехами,
и приимите оставления прегрешений.
Ибо Я Оставление ваше,
Я для вас Пасха спасения,
Я – Агнец, за вас закланный,
Я – Искупление ваше,
Я – Жизнь ваша,
Я – Воскресение ваше,
Я – свет ваш,
Я – спасение ваше,
Я – Царь ваш.
Я вас приведу
в высоты небес,
Я вам покажу
Отца от веков.
Восставлю Я вас
десницей Моей.

104. Сей есть сотворивший небо и землю,
и создавший в начале человека,
чрез закон и пророков проповеданный,
в Деве воплощенный,
на древе повешенный,
в земле погребенный,
из мертвых восставший,
и восшедший в высоты небес,
седящий одесную Отца,
имеющий власть все судить и спасать,
чрез Него же все сотворил Отец от начал до веков.
Сей есть Альфа и Омега,
Сей есть «начало и конец»,
начало несказанное и конец непостижимый.
Сей есть Христос.
Сей есть Царь.
Сей есть Иисус.
Сей есть Вождь.
Сей есть Господь.
Сей – восставший из мертвых,
Сей – седящий одесную Отца.
Он носит Отца и Отцом носится,
«Ему же слава и честь во веки. Аминь».

Мелитона [творение]«О Пасхе»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.