Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ



 

Об авторе

Кириллу 8 лет, он ученик МБОУ «Гимназия №3» города Астрахань.

Веселый, жизнерадостный мальчик, очень любит читать, пробует сочинять сказки. Занимается прикладным творчеством, его работы занимают первые места на школьных и на городских выставках. Город, где живет Кирилл, многонационален. Люди разных национальностей мирно живут не только в одном городе, но и в одной семье. Семья Кирилла русско – татарская. В своей сказке Кирилл рассказывает, что людям нужно жить в мире и чтить традиции друг друга.

«Сказка о дружбе народов»

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо – перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать – добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через кипящую реку не перебраться. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Арам, – построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился – перед ним стена огненная. Ходил – ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного – калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через огненную стену не перебраться – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, - говорит ему Басанг, – дам тебе коня, перенесет он тебя через огненную стену.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше – видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – Змея Горыныча голыми руками не одолеть. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Тагир, – дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню – то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного – татарина Рустама, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – в башне оно, окошечко под самыми облаками.

- Не печалься, друг, - говорит ему Рустам, - дам я тебе веревку сто верст длиной, да лук тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо. А как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое.

Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.

Автор: Чертин Кирилл, ученик 2 класса МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3». Руководитель: Бухвалова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3»

 

 

Наурыз - один из величайших праздников древности, связанный с началом весны, началом года, временем пробуждения всего окружающего мира.

«Сорвешь зелень - подобно ей и зачахнешь» - гласит казахская народная пословица. Любая зелень - растущее счастье и субстанция самой жизни на земле. Поэтому большое значение казахи придают рождению новой жизни, новому году. Другое название праздника - «Ұ лыстың Ұ лы кү ні» - «Великий день для всего народа».

Празднование Наурыза под различными названиями широко распространено во многих культурах.

Исторические сведения о Наурызе встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году - Наврузу и имеет свои корни в зороастризме. В переводе с персидского языка - это «новый день». Новый год в зороастризме приходился на 21-22 марта, в день весеннего равноденствия. Эта дата также перейдет в солнечный тюркский календарь как день ел сырты - хребет года. У древних тюрок и монголов стало традицией отмечать Новый год с приходом весны. Со временем календарь претерпел свои изменения.

По некоторым данным Наурыз отмечают не 2500 - 3500 лет, а около 5000 лет. В Казахстане Наурыз был запрещен в 1926г. Его возвращение относят к 1988г. Официальное признание он приобрел 15 марта 1991г. после выхода Указа Президента Казахстана «О народном празднике весны 22 марта - Наурыз мейрамы». С 2001г. Наурыз объявлен государственным праздником. Международным днем он стал по инициативе ЮНЕСКО 30 сентября 2009г., включившая Навруз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Празднование и распространение информации о Наврузе поддержала Генеральная Ассамблея ООН в 2010г., приняв резолюцию под названием «Международный день Навруз».

В день Наурыза представители многих народов одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию. С давних времен накануне праздника Наурыз люди наводили порядок и чистоту в своих домах и дворах, сажали саженцы. Наурыз считается экологическим праздником, призывающий людей к защите и облагораживанию природы.

Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары - «Нардуган». В настоящее время Наурыз отмечается, как государственный праздник: 21 марта в Иране, в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане и в Таджикистане (4 дня). Наурыз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане. В Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане празднуется 21-23 марта.

Наурыз остался одним из самых главных праздников казахского народа и в прошлом означал наступление кочевья. Заканчивалось противостояние тяготам зимы, теперь с приходом весны зарождалась новая жизнь. «Кө ктем туды» (весна пришла) - говорят казахи.

Накануне праздника в ночь на 22 марта, казахи ждут в гости мифического духа Қ ыдыр Ата. Девушки готовят угощение «ұ йқ ыашар» (разгоняющий сон). Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбақ ан». Главное ритуальное блюдо древнего праздника - наурыз кө же, включающее 7 обязательных элементов: воду, мясо, соль, масло, муку, пшено (рис, пшеницу, кукурузу) и молоко. Состав их в блюде символизирует счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. Весной люди спешат обновиться физически и духовно - освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки, колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, приглашают гостей, одаривают родных.

На Навруз узбеки устраивают народные гулянья, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Главное блюдо - сумаляк из пророщенных зерен пшеницы, муки и пряностей. Проросшее зерно символизирует жизнь, тепло, изобилие и здоровье. Во время его приготовления женщины напевают народные песни о весне и празднике Навруз. В первый день Навруза принято вставать рано и идти к водоему: умываться, брызгать водой друг на друга, желая благодатного и счастливого Нового года. У источника очищения угощают друг друга сладостями. А затем вдыхают ароматный дым, который символизирует освобождение от «злых духов».

У татар Наурыз отмечается в кругу семьи. Готовятся угощения из растительных продуктов и блюда из 7-ми ингредиентов. Наиболее известным является сумаляк. В старину дети ходили по домам, рассказывали стихи, а хозяева одаривали их угощением

 

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ

Весна исстари символизировала не только обновление природы, но и возрождение жизни. В русских напевах долгожданную весну именовали не иначе как «красной», то есть – «красавицей», «прекрасной».

 

Первый весенний месяц, март, за его певучие капели и таяние снегов называли «протальником». Прибавляются дни, все чаще из-за темных снеговых облаков выглядывает солнце. И уже одно это вызывало большой восторг. В древности в честь бога солнца и плодородия Ярилы устраивали веселые хороводы, распевали хвалебные песни, просили об урожае и здоровье. Светлые мартовские дни так и звали – «ярилины». Для беременных женщин считалось доброй приметой выйти на крыльцо своего дома и насладиться солнечными лучами, нежным весенним теплом. Позже, в знак благодарности Всевышнему за наступление весны, хозяйки стали печь большой круглый хлеб, клали его на вышитое полотенце и трижды поднимали его к небу.

 

Верили, что весеннее солнце – самое полезное, и для того чтобы укрепить здоровье, нужно всего лишь попросить его об этом. Целебным считался сам весенний воздух, поэтому старались побольше времени проводить наедине с просыпающейся природой, слушая журчание ручейков и любуясь залитыми солнцем бесконечными русскими далями.

Не зря в старину при унынии и душевной боли первым делом советовали уйти в какое-нибудь уединенное место на лоно природы, поведать ей о своей тоске. И сразу отпускала тоска, и человек возвращался будто помолодевшим и просветленным…

Даже малейшим, на первый взгляд, тонкостям, знаменующим возрождение природы, уделялось внимание. Так, по русским поверьям, талая мартовская вода, или, как ее ласково звали, «снежица» обладает чудесными целительными свойствами. В талой воде стирали одежду больного, веря, что снежица в буквальном смысле слова смоет с него всю хворь, придаст сил телу и душе. Снежицей мыли полы, чтобы от накопившихся за зиму неприятностей и тревог не осталось и следа. Ею поливали цветы, чтобы те пошли в рост, стали устойчивы к вредителям и болезням. Наконец, с теми же заботливыми целями талую воду добавляли в еду домашним животным.

Животворящей силой весны старались «благословить» все. Считалось, что в марте все подземные ключи «закипают». И бытовал обряд очищения колодезной воды. Ведь когда, как ни в весенний разлив, вода получает силу и полезность. Крестьяне обходили колодец с песнями и прошениями о чистой води

Победу весны над зимой означал прилет птиц. «Птица весне радуется», – говорили в народе. Надо сказать, к птицам русские люди с давних пор относились с особенной привязанностью и любовью. С равной силой грустит душа осенью при виде улетающих птиц и восхищается весной, встречая вернувшихся маленьких певунов. Замечали, что первой начинает свою весеннюю песню птица-овсянка. В честь этой пичужки пекли булочки из овсяной муки – «овсянички», и, конечно, угощали иА вообще, говорили, что «земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских. После этого дня считали, что утренних морозов осталось ровно сорок и с каждым разом они будут мягче. В некоторых губерниях бытовало поверье, что на сорок мучеников прилетают сорок разных птиц, среди которых и жаворонки. По народным представлениям, жаворонки – птицы, которые поют песни о Боге и самому Богу. Посему в их честь пекли печенье в форме жаворонков, подвешивали к веткам, на здоровье иНаши прадеды-славяне были весьма чуткими к природе, окружающему миру. Их трепетная бережливость нашла свое отражение в прекрасных народных обрядах, пословицах и приметах. А весна, день за днем одаривая мир красотой, была для русского народа далеко не «временем обострения хронических заболеваний и авитаминозов», а порой чистой радости и светлых надежд.

Откройте свою душу весне и будьте счастливы!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.