СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Заведующийкафедрой. Заведующийкафедрой. Кафедра деликтологии и криминологии (ДиК_ЮРФ). Кафедра деликтологии и криминологии (ДиК_ЮРФ). Щедрин Н.В.. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИН
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
СОГЛАСОВАНО
|
|
УТВЕРЖДАЮ
|
| |
|
| |
Заведующийкафедрой
|
Заведующийкафедрой
| |
Кафедра деликтологии и криминологии (ДиК_ЮРФ)
|
Кафедра деликтологии и криминологии (ДиК_ЮРФ)
| |
| наименованиекафедры
|
| |
| наименованиекафедры
|
| |
|
Щедрин Н. В.
| |
| подпись, инициалы, фамилия
|
|
| подпись, инициалы, фамилия
|
| |
|
| | «____» _______________ 20__г.
| «____» ________________ 20__г.
| |
|
| |
| институт, реализующий ОП ВО
|
|
| институт, реализующийдисциплину
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
| |
|
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Дисциплина
| Б1. В. ДВ. 9. 3 Противодействие коррупции
| |
|
|
|
|
|
| | Направлениеподготовки / специальность
| 40. 03. 01 Юриспруденция заочная форма обучения 2014 год набора
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | Направленность (профиль)
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | Формаобучения
| заочная
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | Годнабора
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Красноярск 2018
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| |
| | составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе
| |
|
|
|
|
|
| | 400000 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
| |
|
|
|
|
|
| | Направление подготовки /специальность (профиль/специализация)
| |
|
|
|
|
|
| | Направление 40. 03. 01 Юриспруденция заочная форма обучения 2014 год набора
| |
|
|
|
|
|
| | Программусоставили
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. 1 Цельпреподаваниядисциплины
|
|
|
|
|
|
|
| Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представлений о коррупции как негативном социально- правовом явлении и нетерпимого отношения к коррупционному поведению в любых его проявлениях.
|
|
|
|
|
|
|
| 1. 2 Задачиизучениядисциплины
|
|
|
|
|
|
|
| - изучить понятие и признаки коррупции как негативного социально-правового явления;
- изучить организационные и правовые основы противодействия коррупции;
- получить навыки идентификации коррупционного поведения;
- сформировать нетерпимость к коррупционному поведению.
|
|
|
|
|
|
| 1. 3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-12: способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению
|
| Знать
| Основные положения антикоррупционного законодательства, формы и виды коррупционного поведения и технологии его пресечения
|
| Уметь
| Выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
|
| Владеть
| Навыками анализа различных юридических фактов и правоотношений, и их юридической оценки; навыками оценки коррупционного поведения и содействия его пресечению
|
|
ПК-14: готовностьпринимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
|
| Знать
| Нормы права, требования законодательства к антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
|
| Уметь
| Анализировать содержание нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
|
| Владеть
| Навыками мониторинга правоприменительной практики, реализации норм различных отраслей права
|
|
|
|
|
|
|
| 1. 4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
|
|
|
|
|
|
| Дисциплина «Противодействие коррупции» входит в блок 1
|
|
|
|
|
|
|
|
структуры программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция» (вариативная часть) и изучается по выбору.
Для изучения данной дисциплины студентам необходимо освоить дисциплины:
Конституционное право
Административное право
Уголовное право
Муниципальное право Российской Федерации
Криминология
|
|
|
|
|
|
|
Изучение дисциплины необходимо для последующего освоения следующих дисциплин:
Служебныепреступления
Прокурорскийнадзор
|
|
|
|
|
|
|
| 1. 5 Особенностиреализациидисциплины
|
|
|
|
|
|
| ЯзыкреализациидисциплиныРусский.
| Дисциплина реализуется без применения ЭО и ДОТ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Объемдисциплины
|
|
|
|
|
|
|
| Видучебнойработы
| Всего,
зачетных единиц
(акад. часов)
| Семестр
|
|
|
|
Общаятрудоемкостьдисциплины
|
2 (72)
| 2 (72)
|
| Контактнаяработа с преподавателем:
|
0, 39 (14)
| 0, 39 (14)
|
| занятиялекционноготипа
| 0, 11 (4)
| 0, 11 (4)
|
| занятиясеминарскоготипа
|
|
|
| в томчисле: семинары
|
|
|
| практическиезанятия
| 0, 28 (10)
| 0, 28 (10)
|
| практикумы
|
|
|
| лабораторныеработы
|
|
|
| другиевидыконтактнойработы
|
|
|
| в том числе: групповые консультации
|
|
|
| индивидуальныеконсультации
|
|
|
| инаявнеаудиторнаяконтактнаяработа:
|
|
|
| групповыезанятия
|
|
|
| индивидуальныезанятия
|
|
|
| Самостоятельнаяработаобучающихся:
|
1, 5 (54)
| 1, 5 (54)
|
| изучениетеоретическогокурса (ТО)
|
|
|
| расчетно-графические задания, задачи (РГЗ)
|
|
|
| реферат, эссе (Р)
|
|
|
| курсовоепроектирование (КП)
| Нет
| Нет
|
| курсоваяработа (КР)
| Нет
| Нет
|
|
Промежуточнаяаттестация (Зачёт)
|
0, 11 (4)
| 0, 11 (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Содержаниедисциплины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. 1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий)
|
|
| № п/п
| Модули, темы (разделы) дисциплины
| Занятия лекционн ого типа
(акад. час)
| Занятиясеминарскоготипа
| Самостоя тельная работа,
(акад. час)
| Формируемыекомпетенции
| Семинары и/или Практические занятия (акад. час)
| Лабораторные работы и/или Практику мы (акад. час)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коррупция как социально- правовое явление
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
|
| Механизм коррупционного поведения и факторы, его детерминирующи е
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
|
| Противодействиекоррупции
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
|
| Антикорррупционнаясоциальнаяпрофилактика
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
|
| Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
|
| Антикоррупционнаясоциальнаяпрофилактика
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
|
| Антикоррупционныемерыбезопасности
|
|
|
|
| ПК-12 ПК-14
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. 2 Занятиялекционноготипа
|
|
|
| №
| № раздела
| Наименованиезанятий
| Объем в акад. часах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п/п
| дисциплин ы
|
| Всего
| в том числе, в инновационной форме
| в том числе, в электронной форме
|
|
|
| Коррупция как социально-правовое явление
|
|
|
|
|
|
| Механизм коррупционного поведения и факторы, его детерминирующие
|
|
|
|
|
|
| Противодействиекоррупции
|
|
|
|
|
|
| Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. 3 Занятиясеминарскоготипа
|
|
|
| № п/п
| № разделадисциплины
| Наименованиезанятий
| Объем в акад. часах
| Всего
| в том числе, в инновационной форме
| в том числе, в электронной форме
|
|
| Коррупция как социально- правовое явление
|
|
|
|
|
| Механизм коррупционного поведения и факторы, его детерминирующие
|
|
|
|
|
| Противодействиекоррупции
|
|
|
|
|
| Антикоррупционнаясоциальнаяпрофилактика
|
|
|
|
|
| Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения
|
|
|
|
|
| Антикоррупционныемерыбезопасности
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. 4 Лабораторныезанятия
|
|
|
| №
| №
| Наименованиезанятий
| Объем в акад. часах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п/п
| разделадисциплины
|
| Всего
| в том числе, в инновационной форме
| в том числе, в электронной форме
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины и учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещены по адресу: https: //e. sfu- kras. ru/course/index. php? categoryid=36
5 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5. 1 Переченьвидовоценочныхсредств
Типовые контрольные задания (задачи) или иные материалы, необходимые для оценки владений, умений, знаний, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы с описанием шкал оценивания и методическими материалами, определяющими процедуру оценивания, подробно изложены в приложении к рабочей программе дисциплины.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. 2 Контрольныевопросы и задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Понятие, признаки и виды коррупции в отечественной научной литературе.
2. Понятие, признаки и виды коррупции в российском законодательстве.
3. Понятие, признаки и виды коррупции в международном законодательстве.
4. Соотношение понятия «коррупция» в отечественном и международном законодательствах.
5. Масштабы распространения коррупции в России и за рубежом.
6. Характеристика механизма коррупционного поведения и его основных элементов.
7. Факторы, детерминирующие возникновение и распространение коррупционных отношений.
8. Характеристика личности коррупционного преступника.
9. Индикаторы коррупции.
10. Общая характеристика системы противодействия коррупции.
11. Правовые и организационные основы противодействия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
коррупции.
12. Принципы противодействия коррупции.
13. Особенности предупреждения (профилактики) коррупции.
14. Меры антикоррупционной социальной профилактики в действующем законодательстве Российской Федерации и зарубежных странах.
15. Антикоррупционное просвещение, образование и воспитание.
16. Антикоррупционные реклама, пропаганда и агитация.
17. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов: субъекты, объекты, особенности правового регулирования.
18. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов.
19. Методика проведения антикоррупционная экспертиза.
20. Роль гражданского общества в предупреждении коррупции.
21. Меры безопасности в системе предупреждения коррупции.
22. Понятие и признаки антикоррупционных мер безопасности.
23. Антикоррупционные правила и санкции безопасности.
24. Антикоррупционные меры безопасности в законодательстве Российской Федерации и зарубежных странах.
25. Антикоррупционные обязанности государственных (муниципальных) служащих.
26. Антикоррупционные запреты государственных (муниципальных) служащих.
27. Антикоррупционные ограничения государственных (муниципальных) служащих.
28. Конфликт интересов и его урегулирование.
29. Правовое регулирование принятия государственным (муниципальным) служащим вознаграждений (подарков).
30. Особенности антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений, возлагаемых на лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
31. Ротация государственных и муниципальных служащих.
32. Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
33. Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
34. Административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
35. Уголовная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
|
|
|
|
|
|
|
| 5. 3 Темыписьменныхработ
|
|
|
|
|
|
| Условием допуска студентов заочной формы обучения к промежуточной аттестации является успешное выполнение контрольной работы, общие требования для которой изложены в методических указания по данной дисциплине. Перечень тем (типовых заданий) для контрольных работ, а также критерии их оценивания представлены в приложении к настоящей рабочей программе.
|
|
|
|
|
|
|
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
| 6. 1. Основнаялитература
|
| Авторы, составители
| Заглавие
| Издательство, год
| Л1. 1
| Клейменов М. П.
| Криминология: Учебник
| Москва: ООО " Юридическое издательство Норма", 2015
| Л1. 2
| Абрамов Р. А., Мухаев Р. Т., Жигун Л. А., Акиндеев Ю. А., Грибков М. А., Соколов М. С.
| Государственнаяантикоррупционнаяполитика: Учебник
| Москва: ООО " Научно- издательский центр ИНФРА- М", 2017
| 6. 2. Дополнительнаялитература
|
| Авторы, составители
| Заглавие
| Издательство, год
| Л2. 1
| Акунченко Е. А., Вырва П. А., Дамм И. А., Коваль Ю. А., Константинов А. С., Сухарева К. С., Щедрин Н. В., Янов О. А.
| Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования: учебное пособие
| Красноярск: СФУ, 2016
| Л2. 2
| Добролюбова Е. И., Павлушкин А. В., Сидоренко Э. Л.
| Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения: монография
| Москва: ООО " Научно- издательский центр ИНФРА- М", 2016
| Л2. 3
| ИЗиСП
| Противодействие коррупции: новые вызовы: монография
| Москва: ООО " Научно- издательский центр ИНФРА- М", 2016
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л2. 4
| Долгова А. И.
| Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность: Монография
| Москва: ООО " Юридическое издательство Норма", 2017
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
|
Современные профессиональные базы данных
| Э1
| ГАРАНТ
| http: //www. garant. ru/
| Э2
| КонсультантПлюс
| http: //www. consultant. ru/
| Э3
| Судебные и нормативные акты РФ
| http: //sudact. ru/
|
|
|
|
|
|
|
|
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
|
|
|
|
|
|
|
| Виды учебной работы в рамках дисциплины предполагают посещение лекционных и практических занятий, а также выполнение самостоятельной работы. Теоретическая подготовка обучающихся, наряду с посещением лекций, предполагает использование основной и дополнительной литературы, приведенной в разделе 6 данной Рабочей программы.
Учебный материал, рассматриваемый на лекционных занятиях, имеет общий характер и получает свое развитие на практических занятиях сообразно рассматриваемым темам. Вопреки распространенному мнению, посещение лекционных занятий является обязательным и требует предварительной подготовки. В ходе лекции перед преподавателем поставлена задача изложить учебный материал в аспекте актуальных проблем соответствующей юридической науки. Его усвоение предполагает наличие у обучающихся базовых представлений по вопросам лекционного занятия.
Посещение практических занятий является обязательным. Пропуски негативно влияют на процесс обучения и развитие профессиональных навыков юриста. Приветствуется активное участие в аудиторных дискуссиях. Качество выступлений оценивается выше, чем их количество. Обучающимся следует четко и ясно излагать свои мысли, конкретно отвечать на вопросы преподавателя. При подготовке к практическим занятиям, обучающимся следует:
- использовать не только основную, но и дополнительную литературу, рекомендованную к изучению в рамках определенной темы, а также нормативные правовые акты и электронные ресурсы;
- всегда соотносить предложенный в рамках учебной литературы теоретический материал на предмет соответствия действующим нормативным правовым актам ввиду динамичного изменения последних;
- применять творческий подход и проявлять креативность
|
|
|
|
|
|
|
|
мышления, стремиться к грамотной письменной и устной речи.
Подробные методические указания к выполнению заданий для практических занятий изложены в соответствующих методических указаниях.
Самостоятельная работа обучающихся осуществляется на протяжении всей дисциплины для подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации.
Обучающиеся выполняют следующие виды самостоятельной работы:
1) самостоятельное изучение теоретического курса по определенным темам;
2) подготовка и решение заданий (задач).
Темы для самостоятельного изучения теоретического курса, задачи и задания, требования к их выполнению и решению студентами очной (заочной) формы обучения содержатся в соответствующих методических указаниях.
|
|
|
|
|
|
|
9 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. 1 Переченьнеобходимогопрограммногообеспечения
|
|
|
|
|
|
| 9. 1. 1
| Microsoft® Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level
| 9. 1. 2
| Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN 1 License No level
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. 2 Перечень необходимых информационных справочных систем
|
|
|
|
|
|
| 9. 2. 1
| Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Доступ через электронную информационно-образовательную среду СФУ.
| 9. 2. 2
| Научная электронная библиотека E-library. ru. Доступ через электронную информационно-образовательную среду СФУ.
| 9. 2. 3
| Электронная библиотека диссертаций РГБ. Доступ через электронную информационно-образовательную среду СФУ.
|
|
|
|
|
|
|
10 Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
| Учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, оснащены современными средствами воспроизведения и визуализации видео и аудио информации, демонстрации, получения и передачи электронных документов и включает специализированную мебель; компьютер (-ы), имеющий (-ие) соответствующее лицензионное программное обеспечение, с подключением к сети Интернет (неограниченный доступ) и доступ в электронную информационно-образовательную среду СФУ; демонстрационной оборудование (проектор, настенный монитор, плазменный комплекс); магнитно-маркерная доска.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Помещения для самостоятельной работы – аудитории для проведения планируемой учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской работы студентов, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|