Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Графическая композиция. 3(7)а класс.  «ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ (на примере образа Дон Кихота)». Вводная часть



 

 

Графическая композиция

3(7)а класс

 «ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ (на примере образа Дон Кихота)»

Вводная часть

Тема графической композиции в 3 четверти «Образ литературного героя». Одним из самых известных литературных образов-это Дон Кихот.

 

Практически каждый человек знаком с образом героя произведения Мегеля де Сервантеса  Сааведра Дон Кихотом Ламанческим, созданный в 1605 году.  Этот интереснейший персонаж уже не первое столетие привлекает музыкантов, художников и скульпторов. Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с этим персонажем, с его художественном воплощении в изобразительном искусстве и попытаемся создать свой неповторимый образ Дон Кихота.

- Кто же такой Дон Кихот?

Настоящее имя героя — Алонсо Кехана. Звучное рыцарское имя «Дон Кихот» он выбрал себе сам, «потратив на это ещё неделю» после того, как придумал имя своему боевому коню.

Дон Кихот - обедневший дворянин, который начитался романов и отправился совершать подвиги. За ним везде следовал его оруженосец Санчо Панса. Действия и поступки Дон Кихота иногда бывали смешными, глупыми: то он сражался с ветряком, то принимал стадо овец за вражеское войско, совершал и подвиги во имя своей прекрасной дамы – Дульсинеи Тобосской. При этом, он всегда оставался добродушным, отзывчивым к людям. Он хотел им помочь, изменить мир к лучшему. Даже несмотря на насмешки, он не переставал с любовью относится к людям, продолжал им помогать. Конечно, его похождения заканчивались зачастую печально. Зачастую его называют «Рыцарь печального образа».

Автор бессмертного романа Мигель де Сервантес Сааведра (1537− 1616) мог бы сам стать героем захватывающего романа. Он родился в небогатой семье. Служил на флоте, участвовал в морском сражении между Испанией и Османской империей и был ранен — его левая рука навсегда осталась неподвижной. Сервантес несколько лет служил при дворе в Неаполе. Возвращаясь в Барселону, корабль, на котором плыл Сервантес, захватили пираты, и будущий писатель пять лет провел в плену в Алжире, ожидая пока его семья соберет огромную сумму для выкупа. Четыре раза он пытался бежать и каждый раз кто-то из заговорщиков выдавал план побега. Чудом его корсары не казнили.

Вернувшись в Испанию, Сервантес должен был много работать, чтобы вернуть деньги за выкуп. Он занялся закупкой провианта для испанской «Непобедимой армады», и снова неудача: Сервантеса обвинили в растрате средств и посадили в тюрьму. В заключении и появилась идея романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский». Роман сразу же после издания стал очень популярным, но денежного успеха автору не принес. И, кажется, даже после смерти Сервантеса не оставляли злоключения — место его погребения оставалось неизвестным 400 лет

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского и одним из первых живописцев, который создал образ Дон Кихота.
Куапель создал 28 картонов-сцен с Дон-Кихотом для дивных «ковров» мануфактуры «Гобелен». Они пользовались большим успехом, так что их непрерывно ткали с 1714 по 1794 годы. (Роскошные гобелены тогда ценились куда больше, чем в наши дни. Они, например, использовались в качестве дипломатических даров и порой даже играли решающую роль в принятии судьбоносного решения — заключении мира или начале войны. )

Самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса стал Гюстав Доре — великий иллюстратор мировой классики, который за свою жизнь создал 80  000 рисунков. Когда Доре задумал иллюстрировать «Дон Кихота», Луи Виардо как раз закончил новый перевод романа, который стал классическим в французской литературе В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтобы передать местный колорит и увидеть места, которые он прославил своими подвигами». К роману Доре нарисовал 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями. Очень интересны его цветные работы.

Как пишет художник Эмиль Байяр, современник Доре, «Сюжет, трактовка сцены, композиция — рождались в воображении художника в совершенно законченном виде, и ему оставалось только зафиксировать это «творческое видение» на бумаге. Доре помещал где-то в углу, небрежно разбрасывая на бумаге, фигуру человека, затем несколько поодаль копье, руку, ногу, колонну храма, лошадь, колесо, группы всадников, силуэт пейзажа, потом быстро объединял все это в одну сложную по композиции сцену». И что невероятно, Доре никогда не исправлял свои рисунки. Композиционный дар — отличительная черта его искусства. Рисунки Доре остроумные и изобретательные, как и герой романа!

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

У читающего рыцарский роман Дон Кихота не чувствуется вдохновения и порыва, у героя нет желания отправиться на поиски, он чувствует прожитую жизнь. Художник размышляет о своем пути, возможно, о тщетных попытках изменить мир, бороться со злом, что делал Домье в своих карикатурах.

Начало и расцвет его творчества — это реалистические картины или карикатуры, в которых он высмеивает политиков и буржуа, а в конце жизни работы Домье принимают философское направление. Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста, стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один, даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его - на высоте, и рыцарь продолжает путь.

Дон Кихот долго выбирал имя своей лошади и по его замыслу, оно должно было указывать на ее прошлое и настоящее, и соответствовать новому статусу хозяина. Он остановился на имени Росинант («росин» — кляча, «анте» — прежде) «имени, по его мнению, благородном и звучном, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Но разве на работе Серова — кляча?

Дон Кихот стал близким образом и эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Во время «Русских Сезонов» 1909 года в Париже певец прослушал оперу и написал Горькому: «На двух вечерах мне читали музыку и либретто оперы, и оба раза я плакал, как корова. Это был Дон-Кихот, рыцарь печального образа. Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах… О, Дон-Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю».

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления. К Александру Бенуа, как знатоку эпохи, он обратился с просьбой нарисовать его костюм и внешность.

В 1910 году на сцене королевского театра-казино в Монако Шаляпин сыграл Дон-Кихота. Опера прошла с триумфом!

 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы разместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот».

…Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания, а позже Пикассо пожелал отпечатать тираж своего Дон Кихота и до 1961 года его рисунки разного формата успешно продавались. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало о родине.

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется еще один испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями, он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось и книга не вышла.

Дали очень дорожил этими рисунками и хранил их в числе наиболее любимых своих произведений, которыми чаще всего любовался в одиночестве. Эти рисунки впервые были изданы в 2004 году и малоизвестны публике. После этого Дали нарисует еще 3 цикла к роману.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века и в присутствии толпы поклонниц стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Потом он экспериментировал на Монмартре, взяв рога носорога и начиняя их хлебным мякишем, Дали бросил их в камень и — разбившись, получились крылья мельницы. Таким образом Дали «настрелял» 13 литографий.

Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда, а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

 

 В приложенной презентации вы можете посмотреть как Дон Кихота представлял то или иной художник.

 

ЗАДАНИЕ:

   У каждого художника свое видение Дон Кихота. Образов этого персонажа очень много. В кино, в музыке, в театре создаются свои образы. Все они неповторим и своеобразны.

- А какое оно у Вас?

Давайте мы с вами на листе бумаги попробуем создать свой образ этого интереснейшего персонажа.

 

Сначала на альбомном листе делаем эскизы. В них вы отражаете свое представление об этом литературном персонаже. Какой он в вашем представлении? Не знаю… Главное — то, что этот безрассудный и благородный идальго, искренний и изящный, готовый бороться за справедливость и истину, заслужил всеобщее глубокое уважение и искреннюю симпатию. И таким он должен быть у вас на эскизах!

 

Дон Кихота мы можем изобразить как портрет, так и полностью. Даже можно добавить образ кобылы и его спутника.

 

 В эскизах прорабатывать детали не надо. Далее выбираем наиболее интересный эскиз и работаем на формате.

 

Когда уже выбран эскиз, то его переносим на лист бумаги формата А4.   Сначала работа выполняется простым карандашом, потом черной гелевой ручкой и черным маркером.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.