Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература. Примечания



Литература

Хаким Амин Абд ас — Саид. Киям даулят ал — мамалик ас — сания. ЯтIонэрэ мамлук къэралыгъо зэраубытыгъэр. ЗэридзэкIыгъэр Дэгуф Сэлэхьдин. //Адыгэ макъ, 1992, мэлылъфэгъум и 18 — жъоныгъуакIэм и 6.

Дэгуф Сэлэхьдин. Мэмлукмэ яхьылIэгъэ мэкъэгъэ1у. //Адыгэ макъ, 1991, шэкIогъум и 23.

Дэгуф С. Адыгэ мамлюкмэ яхьылIэгъэ хэукъоныгъэхэр. //Адыгэ макъ, 1992, мэзаем и 19.

Дэгуф С. Делэри султан хъун ылъэкIыщт. //Адыгэ макъ, 1992, гъэтхапэм и 25.

КIубэ Щэбан. Туман — бэй. //Адыгэ макъ, 1992, мэзаем и I.

Цэй Iихьсан. Лъэхъэнэ лIыхъужъ цIэрыIу: Захир Бибэрс. ЗэзыдзэкIыгъэр Хьаткъо Хьаисам Умар. //Социалистическэ Адыгей, 1990, шышъхьэIум и 10.

Шъхьэлэхъо Абу. Шъыпкъагъэр — шэтапкъэ. Мыекъуапэ, 1990.

ХъатIан Абдул. Мамлюк. //Соц. Адыгей, 1960, жъоныгъуакIэм и 4.

Къущхъэбий А. Африка Ищхъэрэм и адыгэхэр (XIX лI). // ЩIэнгъуазэ, 1990, № 1.

Ashtor Е. Some unpublished sources for the Bahri period. //Studies in islamic history and civilization, ed. by U. Heyd, Jerusalem, 1961.

Ayalon D. [Neustadt]. The Circassians in the Mamluk Kingdom. // JAOS, vol. 69, Baltimore Maryland, 1949, № 3.

Ayalon D. L’Esclavage du Mamelouk. //Oriental Notes and Studies published by the Israel Oriental Society. № 1., Jerusalem, 1951.

Ayalon D., Gunpowder and Firearms in the Mamluk Kingdom. London, 1956.

Ayalon D„Notes on the Furusiyya Exercises, and Games in the Mamluk Sultanate//Studies in Islamic History and Civilization, ed. by U. Heyd, Jerusalem, 1961.

Ayalon D„Studies in al‑ Djabarti. Notes on the Transformation of Mamluk Society in Egypt under the Ottomans. //JESHO, Leiden, 1969, pt 2–3.

Lutrell A., The Hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece and the West, 1291–1440, London, 1978.

Cantimir Demetrius. Histoire de l’empire othoman ou se voyent les causes de son aggrandissement et de sa decadence. Traduite en Fransois par M. de Joncquieres. t. I‑ II. P., 1743.

Darrak Ahmad. L’Egypte sous le regne de Barsbay (825–841/ 1422–1438). Damas, 1961.

Deherain H. L’Egypte Turque. Pashas et mameluks du XVI‑ e, au XVIII‑ e siecle. Histoire de la Nation Egyptienne, sous la dir de G. Hanotaux, V, P., 1934.

Cibb Hamilton A. R.. Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962.

Glubb John. Soldiers of Fortune. The Story of the Mamlukes. N. Y., 1973.

Gureyho A, Osmanli‑ Qerkes Miinasebetleri. //Yampi, sayi: 7—16, Ankara, 1978, S. 394–401.

Hammer Joseph de. Histoire de l’Empire Ottoman. Depuis son origine jusqu’a nos jours, t. VI, P., 1836.

Hitti Philip K. History of the Arabs, L., 1946.

Holt P. М., Egypt and the Fertile Crescent, 1516–1922. A Political History. N. Y., 1966.

Inalcik Halil. The Ottoman Empire. The Classical Age, 1300–1600. L„1973.

Minorsky V., Studies in Caucasian History. L., 1953.

Muir W., The Mameluke or Slave Dynasty of Egypt, 1260–1517. L., 1896.

Poliak A. N.. Feudalism in Egypt, Syria, Palestine and the Lebanon, 1250–1900. L. 1939.

Izzet Aydemir, G05, Ankara, 1988.

Atiya Aziz S., Crusade, Commerce and Culture. Indiana University Press. Bloomington, 1962.

Verlinden Ch., Le commerce en Mer Noire des debuts de l’epoque byzantine au lendemain de la conquete de l’Egupte par les ottomans (1517), Moscou, 1971.

Popper W„Egypt and Syria under the Circassian Sultans, 1382–1468. A D. Systematic Notes to Ibn Taghri Birdi’s Chronicles of Egypt// University of California publications in Semitic philology, vol. 15, Berkeley‑ Los Angeles, 1955.

Shauket Mufti [Habjoko]. Heroes and Emperors in Circassian History. Beirut, 1975.

Stripling George W. F., The Ottoman Turks and the Arabs, 1511–1574, Urbana‑ Illinois, 1942.

Carman W. Y., The Military History of Egypt. The story of the Egyptian army, its battles, organizations and uniforms from the pharaons to the present day.

Haghandoqa M. Kheir, The Circassians, Amman, 1985.

Lane‑ Poole Stanley. A history of Egypt in the Middle Ages. London, 1901.

Lewis Bernard. The Ottoman Archives as a Source for the History of the Arab Lands. — „Journal of the Royal Asiatic Society“, 1951, October.

Абдоков А. И. Откуда пошло название «Кабарда»? //Сборник статей «Мир культуры», Нальчик, 1990 г.

Аджиев М. Кумык из рода половецкого. //Вокруг света, М., 1991 г., № 2.

Алексеева Е. П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов). //Труды Черкесского НИИ, выпуск 2–ой, Черкесск, 1954 г.

Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971 г.

Амин алъ — Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII‑ XIV вв., М., 1962 г.

Аталиков В. М. Ф. Хитти о черкесской династии мамлюков. // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980 г.

Аут лев П. У. Адыгея в хронике событий (с древнейших времен до 1917 г. ). Майкоп, 1990 г.

Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962 г.

Бартольд В. В. Халиф и султан. //Сочинения, т. 6, М., 1966 г.

Бартольд В. В. К вопросу о полумесяце как символе ислама. // Сочинения, т. 6, М., 1966 г.

Бартольд В. В. Ислам на Черном море. //Сочинения, т. 6, М., 1966 г.

Бгажноков Б. X. Образ жизни адыгской феодальной знати. // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии, Нальчик, 1980 г.

Бей — Мамиконян Г. А. Судьба мамлюка. Краткий исторический очерк. //Уиараго. Мамлюк. Историческая повесть, Тбилиси, 1959.

Бларамберг Иоганн. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. //Известия Северо — Кавказского научного центра высшей школы, Ростов — на-Дону, 1990 г., № 1.

Близнюк С. В. Торгово — экономические отношения Кипра с государствами Средиземноморья в 1192–1373 гг. //Византия. Средиземноморье. Славянский мир. Сб. ст., М., 1991 г.

Близнюк С. В. Рецензия на книгу Servodio peccator Notaio in Venezia e Alessandria d’Egitto (1444–1449). /А cura di Franko Rossi Venezia, 1983. //Византия. Средиземноморье. Славянский мир. Сб. ст., М., 1991 г.

Босворт К. Э. Нашествие варваров: появление тюрок в мусульманском мире. //Мусульманский мир. 950—1150. М., 1981 г.

Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Перевод с английского и примечания П. А. Грязневича, М., 1971.

Виноградов В. Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991 г.

Витсен Николас. Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов. Черкесия. //АБКИЕА. — С. 86–99.

Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973 г.

Гадло А. В. Князь Инал адыго — кабардинских родословных. // Из истории феодальной России, JL, 1978 г.

Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV‑ X вв., Л., 1979 г.

Г. Э. фон Грюнебаум. Классический ислам. Очерк истории 600—1258. М., 1986 г.

Гордеев А. А. История казаков. Часть I. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991 г.

Гимилев Л. Н. Князь Святослав Игоревич. //Наш современник, 1991 г., № 7.

Дзамихов К. Ф. К генеалогии западноадыгских Черкасских княжеских родов в XVI‑ XVII веках. //Известия Северо — Кавказского научного центра высшей школы, Ростов — на — Дону, 1991 г., № 2.

Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975 г.

Дэрол А. История тайных обществ. Перевод Ю. Зыбцева. // Детектив и политика, выпуск 2, 1991 г.

Египет. Справочник, М., 1990 г.

Ечерух Магомет. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции. //«Мусульманин», Париж, 1910 г.

Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980 г.

Заборов М. А. Крестовые походы. М., 1956 г.

Заборов П. Р. Мадемуазель Аиссе и ее «Письма». //Аиссе. Письма к госпоже Каландрини. Л., 1985 г.

Закиров Салих. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом, XIII‑ XIV вв., М., 1966 г.

Зевакин Е. С. и Пенчко Н. А. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV вв. //Исторические записки, М., 1938 г., т. 3.

Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран, 1516–1574. М., 1984 г.

Игнатенко А. А. Ибн — Хальдун. М., 1980 г.

История Африки в XIX — начале XX в. М., 1984 г.

История XIX века. Под ред. Лависса и Рамбо. т. 8.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988 г.

История Грузии (учебное пособие). Тбилиси, 1970 г.

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 г.

Карпов С. П. Маршруты черноморской навигации венецианских галей «линии» в XIV‑ XV вв. //Византия. Средиземноморье. Славянский мир. Сб. ст., М., 1991 г.

Кешев А. Г. (Каламбий) Записки черкеса. Нальчик, 1988 г.

Кильберг X. И. Восстание Араби — паши в Египте. М. — Л., 1937 г.

Коков Дж. Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. Нальчик, 1973 г.

Коков Дж. Н. Из адыгской (черкесской) ономастики. Нальчик, 1983 г.

Короленко И. П. Записки о черкесах. //Кубанский сборник, Екатеринодар, 1909 г., т. XIV.

Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV, М. — Л., 1957 г.

Крымский А. История Турции и ее литература, т. 1, М., 1916 г.

К у ад же Р. 3. Социальные отношения и их отражение в неписаном феодальном праве Адыгеи (Черкесии) XVIII — первой половины XIX вв. (диссертация), Тбилиси, 1988 г.

К у ад же Р. 3. Мамлюк Наполеона. По материалам ГАКК.

Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913 г.

Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией, вторая половина XVI — 30–е годы XVII века. М., 1963 г.

Лавров Л. И. Адыги в раннем средневековье. //Сборник статей по истории Кабарды. Выпуск IV, Нальчик, 1955 г.

Лавров Л. И. Этнография Кавказа. Л., 1982 г.

Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990 г.

Ллойд Сетон. Реки — близнецы. М., 1972 г.

Лэн — Пуль Стэнли. Мусульманские династии. Перевод В. Бартольда. СПб., 1899 г.

Люлье Л. Я. Черкесия. Историко — этнографические статьи. Краснодар, 1927 г.

Матвеев В. В. и Петровский Н. С. Египет — сын тысячелетий. Л., 1959 г.

Мейер М. С. Рецензия на книгу: Стэнфорд Дж. Шоу. Финансовое и административное устройство и развитие Османского Египта 1517–1798 гг. //Народы Азии и Африки, 1965 г., № 4.

Мейер М. С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М., 1991 г.

Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. Перевод Д. Е. Бертельса. М., 1966 г.

Монперэ Ф. Д. Путешествие вокруг Кавказа…, Сухуми, 1937 г.

Монтень Мишель. Опыты. М., 1991 г.

Некрасов А. М. Международные отношения и народы Западного Кавказа (последняя четверть XV — первая половина XVI в. ). М., 1990 г.

Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1982 г.

Новичев А. Д. Краткая история Турции. М., 1965 г.

Олдридж Джеймс. Каир. М., 1970 г.

Опрышко О. Л. По тропам истории. Нальчик, 1990 г.

Османская империя. Сборник статей. М., 1986 г.

Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957 г.

Очерки истории Грузии, т. 2, Тбилиси, 1988 г.

Плетнева С. А. Половцы. М., 1990 г.

Погосян В. А. Мамелюк Наполеона Рустам. //Новая и новейшая история, 1989 г., № 2.

Полиевктов М. А. Европейские путешественники XIII‑ XVIII вв. по Кавказу. Тифлис, 1935 г.

Равдоникас Т. Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа (античность и средневековье). JI., 1990 г.

Рущди Расим. Трагедия нации. Иерусалим, 1939 г. //Гъуазэ, 1990 г., 20 сент., перевод с английского В. Тлюстена.

Семенова Л. А. Салах ад — дин и мамлюки в Египте. М., 1966 г.

Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887 г.

Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI‑ XVII вв. М., 1946 г.

Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI‑ XIX веках. М., 1958 г.

Смирнов С. Р. История Судана (1821–1956 гг. ). М., 1968 г.

Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990 г.

Тарле Е. В. Очерки истории колониальной политики (конец XV — начало XIX в. ). М. — Л., 1965 г.

Тунманн. Крымское ханство. Перевод с немецкого издания 1784 г. Н. Л. Эрнста и С. Л. Беляевой. Примечания, предисловие и приложения Н. Л. Эрнста. Симферополь, 1991 г.

Убичини А. и де Куртейль П. Современное состояние Отоманской империи. Перевел и издал О. И. Бакст. СПб., 1877 г.

Урсу Д. П. Историография истории Африки. М., 1990 г.

Успенский Ф. И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках. //Византийский временник, т. XXIV, Л., 1926 г.

Учок Бахрие. Женщины — правительницы в мусульманских государствах. М., 1982 г.

Фелицын Е. Д. Некоторые сведения о средневековых генуэзских поселениях в Крыму и Кубанской области. //Кубанский сборник, Екатеринодар, 1899 г., т. 5.

Фильштинский И. М. Египетский историк ал — Джабарти и его хроника. //Вестник истории мировой культуры. М., 1960 г., № 4.

Хан — Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989 г.

Харт Г. Венецианец Марко Поло. Пер. с англ. Н. В. Банникова, М., 1956 г.

Харт Г. Морской путь в Индию. Пер. с англ. Н. В. Банникова, М., 1959 г.

Хизриев X. А. Нашествие Тимура на Северный Кавказ и сражение на Тереке. //Вопросы истории, 1982 г., № 4.

Ходжаш С. И. Каир, М., 1967 г.

Черновская В. В. Формирование египетской интеллигенции в XIX — первой половине XX в. М., 1979 г.

Чирг А. Ю. Борьба России против контрабанды и работорговли на Северо — Западном Кавказе (1829–1864 гг. ). М., 1987 г. — диссертация.

Шафиев Н. А. К вопросу о происхождении и расселении кабардинцев. //Ученые записки АНИИ, Майкоп, т. VIII, 1968 г.

Энгельс Ф. Избранные военные произведения. М., 1956 г.

Энциклопедический словарь, СПб., 1893 г., т. 5, 6, 9, 39, 73.

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов, т. I‑ II, Лондон, 1840 г. Перевод с англ. А. И. Петрова. //АБКИЕА, Нальчик, 1974 г. — С. 531–585.

Гельмольт Г. История человечества. Всемирная история. Т. III, СПб., 1904 г.

Тунис. Справочник, М., 1978 г.

Расим Рушди. Черкес рассказывает о своем народе. Каир, 1947 г.

Блашэр Р. Некоторые соображения по поводу форм, присущих энциклопедизму в Египте и Сирии в период с VIII/XIV по IX/XV в. // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978 г. — С. 77–92.

Цагов Нури. Мусульманская история. Баксан, 1918 г. //Адаб баксанского культурного движения. Нальчик, 1991 г. — С. 175–197.

Дэгуф С. Адыгэ мэмлукмэ яшыудзэ тэктик. Алджир, 1992.

Шостак В. История черноморской торговли в средних веках. Часть I, Одесса, 1850 г.

Карпов С. П. Венецианская работорговля в Трапезунде (конец XIV — начало XV в. ). — Византийские очерки, М., 1983 г. — С. 191–207.

Бибиков М. В. К изучению византийской этнонимии. //Византийские очерки, М., 1982 г. — С. 148–159.

Бациева С. М. Историко — социологический трактат Ибн — Халдуна «Мукаддима. М., 1965 г.

Певзнер С. Б. Икта в Египте в конце XIII‑ XIV вв. //Сб. «Памяти академика И. Ю. Крачковского, Л., 1958 г. — С. 176–191.

Семенова Л. А. Основные направления развития феодального землевладения в Египте XV в. //Советское востоковедение, 1958 г., № 3, С. 83–90.

Иванов Н. А. «Китаб аль — Ибар Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV веке. //Арабский сборник, М., 1959 г. — С. 3—45.

Пахимер Георгий. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Том 1. Царствование Михаила Палеолога 1255–1282. СПб., 1862 г.

Филыитинский И. М. Каирские восстания 1798–1800 гг. и их описание в хронике Абд Ар — Рахмана Аль — Джабарти. //Советское востоковедение, М., 1958 г., № 3. — С. 46–56.

Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов (средневековый период), 1960.

Турецкие анекдоты. Из тридцатилетних воспоминаний Михаила Чайковского (Садык — паши). М., 1883 г.

Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. М., 1983 г.

Скржинская Е. Ч. Барбаро и Контарини о России. Л., 1971 г.

Старокадомская М. К. Солхат и Каффа в XIII‑ XIV вв. // Феодальная Таврика, Киев, 1974 г. — С. 162–173.

Бадян В. В., Чиперис А. М. Торговля Каффы в XIII‑ XV вв. // Феодальная Таврика, Киев, 1974 г. — С. 174–189.

Данилова Э. В. Каффа в начале второй половины XV в. // Феодальная Таврика, Киев, 1974 г. — С. 189–213.

Оссон М. Д. Полная картина Оттоманской империи. Перевод с фран. Михаила Веревкина, т. I, СПб., 1795 г.

Тридцать лет в турецких гаремах. Автобиография жены великого визиря Кипризли — Мегемет — паши, Мелек — Ханум. Перевод с англ., СПб., 1874 г.

Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию. Перевод, предисловие и примечания А. А. Семенова. М., 1958 г.

Поркшеян X. А. К вопросу о пребывании адыгов в Крыму и об их взаимоотношениях с народами Крыма в эпоху средневековья. // УЗ КЕНИИ. Т. 13. Нальчик, 1957 г.

Примечания

1 Категоричность Салиха Закирова вызывает некоторые сомнения. С. А. Плетнева в своей книге «Половцы» упоминает, правда без ссылки на источник, о кипчакском подразделении Бурч. Таким образом, если исходить из того, что Калаун был бурч /бурдж — араб, произношение/, если именно он назвал новых гвардейцев именем бурдж, то черкесы — башенные мамлюки также были из этого племени. А бурдж — одно из черкесских племен XIII века. Место его расселения, согласно данным Николаса Витсена, Тунманна и ал — Айни, — восточный Крым и восточный берег Азовского моря. Этот регион, населенный в XII‑ XIII вв. адыгами, поставил Египту первых мамлюков. Такой известный востоковед, как Азиз Атийа, прямо называет бахритских султанов черкесами. Аналогичную трактовку дает и М. X. Хагундоко — автор книги «Черкесы».

2              Известный византиновед М. В. Бибиков указывает, что употребление средневековыми византийскими авторами «нулевых» этниконов, т. е. не имеющих определенного этнического содержания терминов, вызывает многочисленные дискуссии в современной медиевистике вообще и в кавказоведении в частности. «Архаизация употребляемой терминологии, — пишет М. В. Бибиков, — элемент системы словоупотребления византийских авторов».

3 Санджар аш — Шуджа’а (Смелый).

4 Имя говорит о его грузинском происхождении.

5 Тинкиз и Акуш или Акош по прозвищу «Лев — Убийца», по всей видимости, одно и то же лицо.

6 Абдсаид приводит имя этого регента — Гырлей. С его гибелью корпорация башенных мамлюков прекратила формально свое существование. Но черкесские мамлюки сохраняли свою самостоятельность в рамках Бахри и продолжали считаться бурджитами.

7 Это уже второй мамлюкский военачальник с «татарским» именем Мамай. Черкесский эмир Мамай был начальником полиции при султанах Кансав Гуре и Туманбае II. Это имя встречается и среди кавказских черкесов как в виде «Мамай», так и в виде «Мамий». Золотоордынский диктатор Мамай, возглавлявший татар на Куликовом поле, также, скорее всего, был черкесского происхождения. Во времена Мамая в Астрахани властвовал Хаджи — Черкес — такой же выскочка, как и Жануко Джаркас или Жанкасиус Зих, правитель Солхата в Крыму (фактически, наместник Крыма), у которого пытался скрыться разбитый Мамай.

8 Это был, насколько известно, последний черкесский мамлюкский эмир, который носил собственно адыгское имя. Анри Деэрен пишет, что в османский период мамлюкам давались мусульманские имена: Мухаммад, Али, Ибрагим, Мурад, Исмаил, Ахмед и т. д. Имя Китае широко бытовало среди кавказских черкесов восемнадцатого века. Так, например, Китасом звали одного из предводителей бжедугов в Бзиюкской битве.

9 Обычай вызова на поединок был характерен для кавказцев. Вспомним, хотя бы, шапсугского рыцаря Казбича, который, по рассказу М. Ю. Лермонтова, разъезжал перед

10 Материалы о Хвяёт Аля, находящиеся в ГАКК, впервые введены в научный оборот Русланидом Куадже в статье — «Мамлюк Наполеона» (см. АП, 1989 г., 25 октября).

11 В числе этой или другой группы, посланной на учебу в Европу, находился и будущий адыгский просветитель Умар Берсей (см. Г. В. Рогава, 3. И. Керашева. Грамматика адыгейского языка. Краснодар — Майкоп, 1966. — С. 13).

12 Его черкесское происхождение прослеживает Артин — паша в своем письме Уильяму Мьюру: «Другой пример, вы, наверное, знаете это имя, Махмуд — паша Сами из семьи Баруди, который сейчас на Цейлоне (в ссылке — прим. С. X. ) вместе с Араби — пашой. Он претендует на происхождение от султана аль — Гури, но известно о нем лишь то, что он правнук мамлюка Али — бея, которому последний вверил арсенал, созданный им в Булаке. Даже после смерти своего господина, Али — бея, этот мамлюк сохранил свое положение — понадобилось его знание порохового и литейного дела. Отсюда его прозвище Баруди, что означает «делатель пороха». Его сын унаследовал ему и женился на черкесской невольнице: их единственная дочь вышла замуж за черкесского невольника, который и стал отцом Махмуда Сами». Muir W., The mameluke or slave dynasty of Egypt, 1260–1517. L., 1896, p. 226.

13 Следует отметить, что Давлет — Гирей имел среди черкесов и союзников, поскольку был зятем князя Тарзатыка, сыновья которого Татар — мурза и Ахмет — Аспат Черкасские служили при его дворе. Младшая жена хана также была черкешенкой и ее брат тоже служил у хана. Конюшими у Давлет — Гирея и наследника престола были черкесские уорки Толбулдук и Верхуша Черкасский. (См.: Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963 г. )

14 Ахмед III был женат на «прекрасной черкешенке», которую впервые увидел в доме главного придворного медика.

15 Он унаследовал этот высокий пост от другого черкеса, Джезаирли Хасан — паши, который возглавил правительство, став великим везиром после удачной экспедиции против мамлюкских беев в 1786 году. Во время правления Абдул Хамида I (1773–1789) Хаан — паша был наиболее влиятельной фигурой в государстве.

16 Чирг А. Ю. (Кандидатская диссертация) Борьба России против контрабанды и работорговли на Северо — Западном Кавказе (1829–1864), М., 1987 г. — С. 84.

17 Ганичев В. Н. Росс непобедимый. Исторические повествования. М., 1990 г.

18 Ç ureyko A., Osmanli—Ç erkes Mü nasebetleri. //Yamç i, sayi: 7—16, Ankara, 1978, S. 394; izzet Aydemir, Ç ö ç, Ankara, 1988. S. 204–205.

19 Подтверждение этому можно найти в следующих изданиях: Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962 г. — С. 110, 155, 164–165; Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, М., 1823 г. — С. 102; Гаркур Ф. Ш — М. Египет и египтяне, Казань, 1895 г. — С. 30; Клот А. Б. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, СПб., 1843 г., т. 2. — С. 214; Осман — бей, Невольничество и гарем. //Отечественные записки, т. ССХII, — С. 339–375; Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско — абхазском берегу Черного моря в 1750–1762 годах. В изложении Е. Д. Фелидына, 1990 г. — С. 12; История XIX века. Под ред. Лависса и Рамбо, т. 2. — С. 160; Чирг А. Ю. (Кандидатская диссертация) Борьба России против контрабанды и работорговли на Северо — Западном Кавказе, М., 1987 г. — С. 82, 84; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 39. — С. 205, т. 73. — С. 245; а также в материалах ГАКК, ф. 454, оп. 1, д. 215, л. 29–30.

20 Бгажноков Б. X. Черкесское игрище, Нальчик, 1991 г. — С. 169.

21 Медведев М., История черкесских гербов. //Джэрпэджэжь, 1992, № 2 (февраль).

22 Впрочем, еще до конца не ясно, так ли уж важна была роль артиллерии турок в этой битве. Хотя в армии Кансав Гура не было пушек, но мамлюкам они были хорошо знакомы. Огневой мощи пушек того времени не могло хватить для того, чтобы сдержать мощную кавалерийскую атаку. Предательство — вот, на наш взгляд, истинный бич мамлюков.

23 Махмуд Баруди. Воспоминания о восстании. Перевод В. Журавлева, //Черкесское зарубежье, 1992 г., № 1. — С. 15.

24 Баков X. X. Махаджирство и турецкая литература XX века. //Проблемы адыгейской литературы и фольклора, Майкоп, 1990 г. — С. 82.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.