|
|||
Введение в проблему.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Чеканка – способ художественной обработки металлов, Как вид искусства очень древний, развивающийся на протяжении многих веков. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен применялась в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду а различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь - котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы и многое другое. Мастера не только стремились сработать добротную и удобную посуду, но и старались сделать ее эстетически привлекательной. Древние мастера знали множество приемов чеканки, позволяющих создавать как низкий, так и высокий рельеф. При отделке чеканного рельефа они умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым " канфаренным" фоном, гравировкой, чернью и золотой наводкой. Во многих музеях нашей страны хранятся прекрасные образцы изделий с чеканными рельефами, выполненными на высоком профессиональном уровне. Пришедшая из глубокой древности техника чеканки хорошо применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, служащих украшением интерьера, а также различных ювелирных украшений. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображения. Чеканку производят на листовом металле толщиной от 0, 3 до 1, 5мм. Используют медные, латунные, алюминиевые листы, кровельную сталь. Используемые материалы для чеканки должны быть пластичными, изменять форму под воздействием усилия. Основным инструментом для чеканки являются чеканы – стержни особой формы: а) расходники – для прочеканивания контура рисунка; При выколотке крупных, глубоких рельефов или выравнивания фона, применяют деревянные чеканы из твердых пород дерева. Для получения рельефа чеканка производится на резиновой или войлочной подкладке. Технология чеканки по металлу состоит из следующих этапов: 1. Подготовка рисунка к работе – рисунки для выполнения чеканки выполняются в натуральную величину, без подробной детализации, в декоративно-обобщенном виде. Предполагаемые на чеканке выпуклости на рисунке заштриховываются. (Продемонстрировать образец выполненного рисунка для чеканки). 2. Выбор и подготовка заготовки – заготовка по размеру должна быть больше рисунка на 10-15мм, припуск на сторону, выравнивание заготовки. Перевод рисунка на металлическую поверхность и закрепление изображения - перевести рисунок на металл можно через копировальную бумагу. (Следует напомнить учащимся как укладывать копировальную бумагу) Рисунок желательно переводить шариковой ручкой, в этом случае линии рисунка не искажаются. Для закрепления переведенного рисунка можно покрыть его нитролаком. Окончательно рисунок закрепляется на пластине пунктиром, который наносится ударами молотка по канфарнику. 3. Выполнение расходки рисунка – нанесение контура сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. ( 4. Опускание фона вокруг рисунка – чеканом-лощатником. Эта работа выполняется на более твердой поверхности. Выравнивают все участки фона. 5. Подъем рельефа, после обводки контура и опускания фона Подъем рельефа выполняют чеканом-бобошником с обратной стороны на резиновой подкладке Отделка изделия – готовое изделие при необходимости шлифуют шкуркой. Введение в проблему. Подготовить рисунок для чеканки, выполнить эскизы без детализации и показать штриховкой выпуклые части. Выбрать заготовку соответствующего размера, при необходимости отрезать лишний материал слесарными ножницами и обработать края. (Следует напомнить учащимся о Т. Б. при резании металла слесарными ножницами. Напомнить учащимся об экономии металла) Перевести рисунок через копировальную бумагу одним из предложенных способов и закрепить лаком. Закрепить рисунок канфарником по контуру изображения.
|
|||
|