Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Бессонница» Э. Шёльдбьерга, 1997



 

 

- Котенок вас не видит

- Оно и к лучшему

 

     Фильм, снятый в 1997 году, после просмотра которого сегодня, в 2017, первым делом в голове мелькает мысль: «как много таких сюжетов повторено». Разумеется, 10 лет назад это было свежо, поэтому так его расцениваю и сейчас.

 

     Считаю, что любому явлению, сфере и прочему можно всегда дать какой-нибудь один цвет, ну или иной раз палитру из нескольких. «Бессонница» Шёльдбьерга от меня получает серый цвет. Возникает он элементарно из всего, что мы видим на экране: это дождь, туман, стоящий при засаде на убийцу, серый цвет преобладает даже в костюмах героев. Как черта скандинавского нуара, несомненно, выражено это здесь отчетливо.

 

     Довольно интересно-жутковатый прием используется уже в самом начале фильма – вступительные титры в виде убийства молодой девушки – завязки сюжета - к тому же от первого лица, что создает самый настоящий эффект присутствия.

 

     На протяжении просмотра понимаешь, что в фильме почти нет музыкального сопровождения. Почему-то мне запомнились в этом плане только начальная сцена и финальная. Не могу вспомнить даже, была ли музыка между этими двумя точками. Но стоит сказать, что на замену музыкальному сопровождению в этой картине довольно удачно приходят звуки природы. Здесь же дождь, по большей части, здесь и чайки. Возможно, такова и была задумка, и если так, то это прямое попадание в точку, слышимые звуки передают серую атмосферу и одновременно отвлекают (с положительным знаком) и по-своему сосредотачивают внимание зрителя на переживаниях главного героя.

 

     Выше я назвал завязку фильма – самая первая сцена. Но думаю, в картине есть и вторая – убийство главным героем своего напарника. Рассматривать это можно двояко: одни назовут трагической случайностью, другие такой же судьбой, в любом случае, оно было непредумышленным. Что примечательно, такова здесь и развязка – убийца (убийца первой степени, так скажем) погибает, споткнувшись и ударившись головой о железный выступ. Таким образом, фундамент сюжета в некотором смысле – череда случайностей. Или же воля судьбы?

 

     Раз мы заговорили об убийце, то тут стоит отметить еще одну весьма редкую для представленного жанра деталь. Нет растянутой до финала картины интриги, кто же кроется под маской злодея. Он появляется достаточно просто и непринужденно. И мы смотрим половину фильма с уже раскрытыми картами.

 

     Главный герой. Сперва скажу, что всегда получаю удовольствие от игры Стеллана Скарсгарда. Персонажи у него почти всегда получаются глубокими, за ними интересно нааблюдать. К слову, семья Скарсгардов богата актерами. Герой Скарсгарда в «Бессоннице» уже с самого начала кажется нечистым человеком. Холодный взгляд, слова. Поэтому его поведение после случайного убийства напарника совсем не кажется странным, даже не вызывает отвращение – оно идет уже с первого появление персонажа в кадре, просто в меньшей мере.

 

     Последний кадр – цветовая фокусирвока на глазах – это 10 из 10. Не помню, когда в последний раз видел подобный монтажный прием. Весь психологический портрет главного героя в одном этом кадре.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.