Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Происхождение башкирского танца



 

Уфимский городской дворец детского творчества

им. В. М. Комарова

 

Происхождение башкирского танца

Выполнила:  учащаяся 4 группы

Фомина Варвара

Проверила: педагог Долгополова Ю. В.

 

Уфа-2021

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

На праздниках знатоки народного творчества — сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ведь именно на больших праздниках проходило обучение молодежи пляскам. В день праздника пляски, хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» — «вечерние игры».

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали.

Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами.

Коллективные пляски к концу XIX — началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни-заклинания, удары плетками, пропитанными конским потом и др.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения комбинируются с различными «дробями». В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Важно отметить, что исполнителями танцев являлись, нередко прославленные воины и лучшие охотники, повествовательный танец, которых не мог не вызывать восхищения зрителей.

Вся жизнь башкир тесно связана с животными и естественно многие животные становились идолами поклонения. Но и другие животные не оставались без внимания. Почти все танцы башкирского народа связаны с подражанием животным. Передавались характерные черты, повадки, голос животного. Например танец петухов был шуточный с иронией, а танец сокола — воинственный и серьезный.

Очень популярны были сольные свадебные танцы, которые также основаны, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Например танец свахи со стороны невесты. В танце она импровизированным лассо отлавливала сватов и они присоединялись к танцу свахи. Танец свекрови — это своеобразные наставления молодой невестке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.