Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симонова, Л. С.



 

.

5 октября – День Учителя

Каждый человек в жизни, так или иначе, встречает учителя на своем пути. И все мы прекрасно понимаем значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают. Какими они были?


Фонвизин, Денис Иванович Недоросль
: комедия в 5 д.: для детей старше 12 лет / Д. Фонвизин; худож. Т. Плетнева. - Москва: Искательпресс, 2013. - 59, [2] с. : ил. - (Библиотечка школьника).

 В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком. Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам. В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку. Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

 

 

  Пушкин, Александр Сергеевич Капитанская дочка: для детей старше 12 лет / А. Пушкин; худож. А. Симанчук. - Москва: Искательпресс, 2013. - 94, [1] с. - (Библиотечка школьника).

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»  роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour ê tre outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

 

 

Толстой, Лев Николаевич Детство [полный текст, подробный план, навигатор поиска, тесты] / Л. Н. Толстой; [сост. Б. А. Ланин]. - Москва: Eksmo education: ЭКСМО, 2008. - 127 с. - (Классика в классе. 6-8).

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя.

  Чехов, Антон Павлович Человек в футляре: [повести и рассказы]. - Москва: Э, 2016. - 252, [2] с. - (Внеклассное чтение) (Классика в школе и дома).       Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим, какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве советских писателей и зарубежных писателей.

Имя Януша Корчака (1878 – 1942) известно, хочется думать,  каждому. Этот человек – невысокого роста, худощавый, чуть сутулый, с рыжеватой бородкой – одна из ключевых фигур в истории XX века. Писатель, врач, педагог-реформатор, основатель сиротских приютов, построенных по принципу коммун, Корчак был прежде всего великой личностью: значение его поступков сегодня трудно переоценить. Помимо написанных им книг – замечательных детских повестей, а также уникальных, опередивших свое время работ по педагогике, – наследие Януша Корчака включает огромный багаж его дел – тех, что он совершал «здесь и сейчас», зачастую вопреки опасности и здравому смыслу, ради блага детей. 6 августа 1942 года, отвергнув предложение бежать из Варшавского гетто, Корчак не покинул своих воспитанников из Дома сирот и вместе с ними был отправлен в Треблинку.

Корчак, Януш (польский писатель; педагог; 1878-1942).

Воспитательные моменты [Текст]; Как любить ребенка; Оставьте меня детям: (педагогические записи) / Януш Корчак; [пер. с пол. Л. Стоцкой]. - Москва: АСТ, 2017. - 455, [1] с., [8] л. ил. - (Бестселлеры воспитания).

 

Корчак, Януш (польский писатель; педагог; 1878-1942).

Несерьезная педагогика [Текст] / Януш Корчак; [пер. с пол. Ирины Адельгейм]. - Москва: Самокат, 2015. - 212, [2] с. - (Самокат для родителей). - 16+.

 

Не обязательно так трагически заканчивать свой жизненный путь, как Януш Корчак, чтобы остаться в сердцах детей Учителем. Именно о таких людях, преданных своему делу, можно прочитать в следующих книгах:

 Айтматов, Чингиз Первый учитель: повести: [для старшего школьного возраста] / Чингиз Айтматов. - Москва: Эксмо, 2013. - 444, [2]  с.
Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики - обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе. Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.


Алексин, Анатолий Георгиевич " Безумная Евдокия " : повести и рассказы: [для старшего возраста] / Анатолий Алексин; [оформ. В. Терещенко]. - Москва: Детская литература, 1978. - 446, [2] с. - (Библиотечная серия).  
Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятствовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

Быков, Василь

 Обелиск: [пер. Г. В. Куреневой]; Сотников: повести: перевод с белорусского: [для старшего школьного возраста] / Василь Быков; [пер. авт. ]; худож. П. Пинкисевич. - Москва: Детская литература, 2015. - 269, [2] с. : ил. - (Школьная библиотека). - 16+.

«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.

 

Киселев, В. Л. Девочка и птицелет : роман: для среднего и старшего возраста / В. Л. Киселев; худож. Д. Штеренберг. - Москва: Детская литература, 1988. - 238 с. : ил. - (Библиотечная серия).

 

Девочке Оле трудно даётся учёба, её отношения с родной мамой хуже, чем с отчимом, ей кажется, что жизнь взрослых чрезвычайно проста. Множество мыслей крутиться у нее в голове. Пытаясь разобраться в себе, Оля пишет стихи. А ещё девочка серьёзно увлекается химией. Она задумывается о цели своей жизни, но как сложно задаваться этим вопросом человеку, которому всего 14 лет. А одноклассники и родители ее не понимают.

 

 

Лиханов, Альберт Анатольевич Благие намерения: повести / А. А. Лиханов; предисл. авт. ; авт. послесл. И. Мотяшов; худож. Ю. Иванов. - Москва: Молодая гвардия, 1981. - 560 с., [1] л. портр. : ил. - (Библиотека юношества).
Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.  

 

     Симонова, Л. С.

Круг: повесть: для среднего и старшего возраста / Л. С. Симонова; худож. А. Остроменцкий. - Москва: Детская литература, 1990. - 175 с. : ил.  

У подростков одного из старших классов складываются сложные отношения с учителями и родителями. Ученики недовольны порядками в школе, учителями, методами их воспитания. Не могут найти они общий язык и с родителями, которые не научили их любить. Ненависть ко всему, что мешает им жить, желание обрести свободу объединяет подростков, но как они еще далеки друг от друга!

 

 

Садовников, Георгий Михайлович (1932-2014).

Большая перемена : [для среднего школьного возраста] / Георгий Садовников; [ил. А. Доброчасовой]. - Москва: Издательский дом Мещерякова, 2016. - 173, [1] с. : цв. ил. - (Мальчишки и девчонки). - 12+

Нет, наверное, такого человека, который не смотрел бы фильм " Большая перемена" о трогательном молодом историке Несторе Петровиче, внезапно оказавшемся перед лицом необходимости воспитывать великовозрастных учеников вечерней школы. Но мало кто знает, что в основе этого фильма лежит повесть Георгия Садовникова " Иду к людям". Именно под таким названием в начале 1960-х годов познакомились с ней читатели, однако в последующие годы эта полюбившаяся телезрителям история выходила уже как " Большая перемена". Светлана Афанасьевна и Ганжа, Тимохин и Коровянская, Леднёва, Лина и Северов - их такие знакомые, но от этого не менее увлекательные приключения и проблемы, радости и огорчения вновь предстают перед читателями в новом издании с оригинальными иллюстрациями.

 

 

Полонский, Георгий Исидорович (1939-2001).

Доживем до понедельника: [киноповесть о трех днях в одной школе]; Ключ без права передачи: повести: [для детей среднего школьного возраста] / Полонский; ил. Виктора Янаева. - Москва: РИПОЛ Классик, 2015. - 191 с. : ил. - (Одноклассники). - 12+.

В 1967 году на экраны вышел фильм " Доживем до понедельника", а в 1976 - " Ключ без права передачи". Сценарии были написаны Георгием Полонским. Фильмы очень понравились зрителям, и сценарист вопротил свои идеи в повестях.
Дозволено ли учителю дружить со своими учениками? Можно ли ученикам делиться с учителем переживаниями, проблемами? Что важнее - принципы или любовь? И что это вообще такое - любовь?..
Ответы ищите в книге.

 

                                                                                             

 

Если бы я был учителем: рассказы, повесть / худож. Александр Гурьев. - Москва: Махаон, 2011. - 204, [3] с. : цв. ил. - (Веселая компания).

 В книгу вошли рассказы В. Драгунского, Л. Каминского, И. Пивоваровой, В. Голявкина, А. Раскина, Г. Книжника, М. Дружининой, К. Драгунской, М. Москвиной, О. Колпаковой, а также небольшая повесть Н. Соломко о школьной жизни. Эти истории очень разные — весёлые и грустные, трогательные и поучительные, над ними можно и от души посмеяться, и поразмыслить, а то и поплакать. Но точно одно — прочтение этой книги никого не оставит равнодушными — ни учеников, ни их родителей, ни учителей!

Школу не зря называют Школой жизни. Те сложные события, смена ориентиров, кризис семейных ценностей, которые присутствуют в нашем обществе, находят свое отражение на страницах книг, написанных в последние десятилетия.


Грачевский, Борис.

Крыша: [повесть] / Б. Грачевский, И. Бурденкова. - Москва: Априори-Пресс, 2009. - 176 с. : цв. ил.

 

В центре повести находятся непростые взаимоотношения трех девочек-подростков. Лена, Даша и Света дружат с первого класса, и, кажется, нет на свете силы, способной разрушить их искреннюю привязанность друг к другу. Но все меняется, когда в их классе появляется новенький мальчик Максим... А родители девочек заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с их детьми. Взрослые часто бывают, невнимательны к тем, кому дали жизнь... Мама одной героини - карьеристка, рвущаяся к высокой должности, другая готова оставить семью ради любовного романа, а третья с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку.

Поляков, Юрий Михайлович (российский писатель; 1954- ).

Работа над ошибками. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. - 252, [2] с. - (Геометрия любви).

«Работа над ошибками» – одно из прославивших Юрия Полякова произведений. Герой повести, журналист, случайно становится учителем, и отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить – и о которой лучше бы не знать.

 

 

 

Иванов, Алексей Викторович (российский писатель; 1969- ).

Географ глобус пропил : роман / Алексей Иванов. - Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. - 443, [3] с. - (Проза Алексея Иванова).

Роман «Географ глобус пропил» – «это роман вовсе не о том, что веселый парень Витька не может в своей жизни обрести опору, и не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в собственную ученицу. Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом, о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить “душу живую”, не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви». (Алексей Иванов) Одноименный фильм режиссера А. Велединского, снятый по мотивам этой книги, получил четыре награды 24-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»: Гран-при фестиваля; приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский); приз жюри кинопрокатчиков; приз за лучшую музыку к фильму.

 

 

 

Проблемы есть не только в жизни российской школы. Современные зарубежные писатели рассказывают о своих странах, своих учениках - и своих учителях.

 

 

 Хайтани, Кэндзиро (японский писатель; 1934-2006).

Взгляд кролика: [роман: для среднего и старшего школьного возраста] / Кэндзиро Хайтани; [пер. с яп. Елены Байбиковой; ил. Томоко Хасегава]. - 3-е изд. - Москва: Самокат, 2017. - 318, [1] с. : ил. - 6+.

История молодой японской учительницы, сумевшей преодолеть множество навязанных обществом стереотипов. Даже в самых нелюдимых и странных своих учениках она смогла рассмотреть неповторимую, удивительную, но одинокую личность, отчаянно нуждающуюся в заботе и любви. Молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города Осака. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих людей изменилась - к лучшему.

 

Сашар, Луис (детский американский писатель; 1954- ).

Я не верю в монстров: [для среднего школьного возраста] / Луис Сашар; [пер. с англ. Евгении Канищевой]. - Москва: Розовый жираф, 2014. - 227, [2] с. - (Вот это книга! ) - от 11 - до 14.


Почти в каждом классе есть такой человек. Как говорится, отпетый. Он сидит на последней парте. Уроков никогда не делает. По всем предметам у него двойки, а когда его стыдят, он только ухмыляется. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники от него шарахаются. Он врет по делу и без дела, частенько противореча сам себе.
То он лезет в драку, то вымогает у кого-то деньги, то угрожает девочкам, то толкает малышей. Понятно, что все его ненавидят. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Оказывается, есть способ выяснить это наверняка. Какой? Подружиться с ним. Неужели найдется человек, готовый дружить с таким монстром?

 

 

Быть учителем очень непросто. Не зря говорят, что у них в сердце «горит огонь Прометея». И если вам повезло, и в вашей жизни был такой учитель, или вы прочитали о нем, то можете с радостью сказать «Я хочу в школу! »  

 

 

Жвалевский, Андрей Валентинович.

Я хочу в школу! [Текст] / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак; [ил. В. Коротаевой]. - Москва: Время, 2012. - 317, [1] с. : ил. - (Время - детство).    

Мы давно хотели сказать большое спасибо нашим учителям и очень рады, что такой повод представился. Лучший способ сказать спасибо — написать книгу. Дорогие учителя! Те, кто вопреки всему не растерял умение слышать, те, кто в перерывах между внеклассными мероприятиями и заполнением бумажек, еще способен преподавать, те, для кого «педагогика» — это не название давно забытого предмета, сданного в вузе, а жизнь…

Дорогие! Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо вам за то, что вы делаете!

И когда вы в очередной раз подумаете: «Уволюсь! Нет больше сил! », пожалуйста, возьмите в руки эту книжку. Мы бы очень хотели, чтобы она помогла вам остаться в школе. Потому что на вас вся надежда…- такие проникновенные слова написали авторы этой книги с жизнеутверждающим названием «Я хочу в школу! ».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.