|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление. ВВЕДЕНИЕ (ВПИСАТЬ КАКИЕ УЧЕНЫЕ РАБОТАЛИ НАД ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ)Оглавление
В пункте 1. 3 описаны методы работы, а необходимо указать комплекс мероприятий для действующих социальных педагогов. кАК Я ПОНЯЛА НУЖНО НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ: КАК НАУЧИТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА пИСАТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ И КОРРЕКЦИОННУЮ ПРОГРАММЫ. гЛАВНОЕ НЕ ЗАБЫТЬ СПЕЦИФИКУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ. оЧНО МЫ МОЖЕМ ВИДЕТЬСЯ НЕ ЧАЩЕ РАЗ В МЕСЯЦ. зАТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ ДИСТАНЦИООНЫЕ СПОСОБЫ СВЯЗИ. вАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ПРОФИЛЬ, НА КОТОРОМ УЧИТСЯ ЗАКАЗЧИК: ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО УПРАВЛЕНЧЕНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРОСЬБА: ИСПРАВЛЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ ГОЛУБЫМ ЦВЕТОМ. ВВЕДЕНИЕ (ВПИСАТЬ КАКИЕ УЧЕНЫЕ РАБОТАЛИ НАД ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ) Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого- педагогической науки. В связи с этим, актуализируется проблема специалистов, молодых, активных и опытных педагогов. Реформирование системы образования поставило перед педагогическим сообществом вопрос о профессионализме каждого работника образовательного учреждения. Профессиональный стандарт социального педагога, введенный в Российской Федерации в 2017 году прямо указывает на взаимосвязь между наличием профессиональных компетенций и умением создать благоприятные условия для развития обучающихся. Профессиональные компетенции Стандарт определяет как единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению социально-педагогической деятельности. Обосновывая актуальность данной проблемы так же можно выделить противоречия между: необходимостью обеспечения качественной профилактической и коррекционной работы, учитывая требования профессионального стандарта и отсутствием методического сопровождения по развитию соответствующих профессиональных умений. На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: как организовать эффективное методическое сопровождение профилактической и коррекционной деятельности социального педагога. Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Организация методического сопровождения профилактической и коррекционной деятельности социальных педагогов». Цель исследования – теоретически обосновать направления деятельности по методическому сопровождению социальных педагогов, которое позволит повысить их уровень грамотности в области профилактической и коррекционной работы. Объект исследования – процесс методического сопровождения деятельности социальных педагогов. Предмет исследования –организация и содержание методического сопровождения профилактической и коррекционной деятельности социального педагога. Гипотеза: Методическое сопровождение профилактической и коррекционной деятельности будет результативным при условии, что готовность социальных педагогов к работе по профилактике и коррекции будет отслеживается и оценивается с помощью педагогического мониторинга и диагностического инструментария, включающего качественные и количественные показатели. Задачи исследования: 1) На основе анализа научно-педагогических теорий охарактеризовать сущность профилактической и коррекционной деятельности социальных педагогов; 2) Дать характеристику понятия «методическое сопровождение»; 3) Описать содержательные и организационные формы методического сопровождения профилактической и коррекционной деятельности социальных педагогов. 4) Теоретически обосновать эффективность технологии профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к коррекционнно-профилактической деятельности Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования, обобщение опыта методического сопровождения. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации методического сопровождения профилактической и коррекционной деятельности социальных педагогов 1. 1Содержание профилактической и коррекционной деятельности социального педагога
Психолого-педагогическая наука деятельность определяет как мотивированный процесс сопровождающийся активностью субъекта, связанного с изменением первоначального объекта в определенный промежуток времени [18]. Профилактическая и коррекционная деятельность, с научных позиций педагогики и психологии включает цель, мотивы, способы и приемы, ее осуществления. Суть профилактической деятельности заключается в том, что она носит предохранительный и предупредительный характер. Coглacнo выработанным нaучным oпpeдeлeниям данный термин рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных социокультурных и социально-педагогических условий, которые содействуют, семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей и общеобразовательным учреждениям в реализации функций обеспечения полноценного развития учащихся[11]. Помимо общей профилактики, есть и более узкое понятие, такое как «специальная профилактика», которая предполагает разнообразную работу с учащимся с отклоняющимся поведением. Вышеописанные моменты должны быть обеспечены коррекционно-реабилитационными мерами, направленными на подростков группы риска. Сущность коррекционно-профилактической деятельности заключается в понимании отклоняющегося поведения и учета силы влияния среды на его развитие. Отсюда возникает требование анализа индивидных, личностных и социально-педагогических факторов, которые обусловили отклонения в поведении несовершеннолетнего. Ранняя профилактика будет эффективной если будет обеспечена своевременная диагностика поведенческих отклонений, обеспечен дифференцированный подход в выборе средств коррекции. Началом профилактической и коррекционной деятельности должно стать выявление неблагоприятных факторов, которые послужили причинами отклонения в развитии личности несовершеннолетних. В нашей курсовой работе мы берем за основу тот тезис, что профилактическая деятельность – это деятельность социальных педагогов по предупреждению различных отклонений от социальных норм и правил, иными словами данные специалисты изыскивают возможность сохранить устойчивость личности и тем самым сохранить её целостность. По своей структуре профилактическая деятельность сложна. Дело в том, что в нашей стране, как правило, реагируют только на последствия социальных отклонений, чем на их предупреждение. Так устроена сегодняшняя российская реальность. Профилактика в этом отношении требует не только хорошей мотивации со стороны специалистов, родителей, но и наличие средств, которые позволят отложить и предотвратить возможные отклонения от социальных норм. К таким средствам относят: социальные, психологические, эмоциональные, педагогические. (расписать средства) Коррекционно-педагогическая деятельность предполагает взаимодействие с ребенком и его родителями, педагогами, изучение среды жизнедеятельности людей. Только изучив взаимодействие обучающихся с окружающей средой социальный педагог может достичь желаемого результата по коррекции. Данная работа строиться на осмыслении деятельности ребенка как целостного процесса, который плавно вписывается в систему его жизненных отношений. Р. В. Овчарова, считает что «коррекция – это обоснованное воздействие на характеристики внутреннего мира человека. Коррекция характеризуется как совокупность социально-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка [18. С. 29]. С точки зрения Г. М. Андреевой, «коррекция – деятельность педагога, направленная на корректировку тех особенностей, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения воспитанника»[3. С. 119]. Так же В. А. Сластенин, утверждал что «коррекционно-профилактическая деятельность – это организованный педагогический процесс, направленный на решении проблемы во взаимоотношениях между людьми в том числе и создание условий для их личностного развития» [23. С. 42]. А. Д. Гонеев выделяет основные принципы социального педагога по коррекции: – единство коррекции и развития. С помощью данного принципа, социальный педагог анализирует внутренние и внешние условия развития человека; – целостность возрастного и персонального в формировании. На данном этапе в полном объеме определяется развитие человека»[8 С. 66-67]. Конечным результатом любой коррекционно-профилактической деятельности должно стать исключение в поведении обучающихся любых отклонений и нарушений морально-нравственных и правовых норм принятых в обществе. Для достижения этой цели специалист должен владеть достаточным количеством средств и способов осуществления коррекционно-профилактической деятельности. Научно-методическая литература разработала и обосновала (литература разработала? ) классификацию этих средств, согласно которой они делятся на две большие группы – общие и специальные [12]. Общие средства коррекционно-профилактической деятельности представлены набором методического сопровождения это разнообразные семинары и тренинги для социальных педагогов, разнообразные тематические мастер-классы по новым направлениям в науке. Специальные средства коррекционно-профилактической деятельности направлены на изучение неблагополучных семей и организации работы с ней. Одной из распространенных технологий являются деятельностные технологии, описанные в научной литературе как технологии направленные на улучшение работоспособности организационных структур образования. Наиболее часто встречающиеся методы работы это техники от управления, до проектирования. Так же глубокоразработанными являются техники профилактической работы, направленные на улучшающие деятельности обучающегося. В этом случае социальному педагогу будет необходимо организовать установку на успех, подобрать методики, помогающие снять социальные комплексы, разработать комплекс коррекционных упражнений по улучшению коммуникативных навыков. Все вышеперечисленные техники на сегодняшний день довольно хорошо разработаны и описаны в специализированной литературе. Есть ряд техник которые созданы искусственно в строго определенных временных условиях. Для таких технологий даже нет точного названия и их называют просто кабинетные или лабораторные, или просто разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые. Следующая группа технологий это внедренные, но слабо используемые. Ряд технологий разработаны для применения в реальной среде несовершеннолетнего это может быть классный коллектив, семья, данные технологии получили название полевых. Но есть ряд современных коррекционных технологий научно обоснованных, разработка которых является для сегодняшней науки довольно актуальными. К таким технологиям относят средовые технологии. Для таких технологий характерен подход к человеку как существу биологическому и социальному, а потому для коррекции применяются процедуры как по оздоровлению внешнего мира несовершеннолетнего (социального окружения, коррекция процессов общения и т. д), так и внутреннего мира, представленного развитием стрессоустойчивости, техниками профилактики и разрешения конфликтных ситуаций. (Смущает, что поверхносто описаны технологии, нет ничего конкретного). Обобщая научно-методическую литературу, анализируя содержание методик профилактической деятельности и коррекционной работы мы выделили пять этапов содержания коррекционно-профилактической деятельности: Первый этап. Организационный. Здесь социальный педагог подобно врачу собирает анамнез проблемы, выявляет факторы породившие эту проблему. Одновременно уточняются критерии эффективности социальной работы и взаимодействие социально-психологической и методических служб образовательной организации Социальному педагогу уже на этом предварительном этапе необходимо будет мобилизовать весь свой профессиональный потенциал. И здесь любому педагогу от начинающего до профессионала потребуется методическая помощь и сопровождение его деятельности. Второй этап целеполагания. Данный этап предполагает работу консилиума социально-методической службы точно ли социально-методической службы для обсуждения планируемых целей выбранной методики коррекционной работы и планирования ее предполагаемых результатов. Исходя из поставленной цели подбираются средства в виде упражнений, заданий для ее достижения. Здесь же обсуждается и собранная в период организационного этапа информация о причинах корректируемой проблемы, условия жизни и социальное окружение обучающегося. Если цель поставлена правильно и она корректна это обеспечит 50% успеха работы. Третий этап аналитический предполагает обработку собранной информации. На данном этапе к работе подключаются родители, классный руководитель, словом те кто может дать дополнительную информацию о корректируемой проблеме. Затем всю собранную информацию необходимо будет систематизировать, проанализировать и обобщить. Выводы, которые последуют при выполнении данного этапа составят содержательную базу для коррекционной работы и могут быть заложены в профилактическую для референтной социальной группы, например класса. Заявлено 5 этапов, а распиано всего 3. Профилактическая и коррекционная работа является составной частью педагогического процесса имеет направление и методы воздействия на подрастающее поколение, основным положением данного подхода является представление того, что каждый человек представляет собой ценность и имеет право на проявление своих позиций и установок. Поэтому главными задачами специалиста является создание условий для полноценного проявления индивидуальных особенностей и осуществление коррекционных мероприятий [1]. Социальная среда проявляется на всех уровнях воспитательного процесса, на первом этапе она работает над становлением разностороннее развитие личности; второй этап занимается социально-трудовой реабилитацией; на третьем этапе происходит усвоение социального опыта. Таким образом, коррекционно-педагогической работа состоит в том, чтобы реабилитировать и социально адаптировать человека и сделать его полноправным и активным членом общества. Коррекция как социальная система, взаимодействует с социальной средой, поскольку она для коррекционно-педагогического процесса является той самой границей взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса. В науке обозначены ведущие направления данного процесса: 1) «Терапия средой», когда корректирующее воздействие на ребенка оказывают природные, социальные, факторы; 2) Коррекционная направленность учебного процесса; 3) Специализированная работа над материалом подлежащим коррекции. Таким образом, социализация детей и подростков в нашем обществе все сильнее смещается с процессов формирования системы ценностей личности и ее индивидуальных свойств к познавательным моментам. Но знания сами по себе еще не формируют личность. А воспитание вообще не может осуществляться вне системы неформальных, доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают человека, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, развивают в нем установки и ценности. Эти отношения необычайно важны для детей и подростков и играют решающую роль в их дальнейшей жизни. Корни проблемы девиантного поведения молодежи, несомненно, лежат в нарушении процесса социализации. Такое ощущение, что абзац, вырван из контекста. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна быть решена в следующих направлениях: во-первых, обеспечение своевременной диагностики асоциальных отклонений и социальной дезадаптации, а также в дифференцированных подходах к выбору воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции; во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности и своевременную нейтрализацию этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий. Отсюда возникают необходимость системного анализа индивиднᡃ ых, личностных, социально-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом того, что должны строительно-профилактические работы по предупреждению этих отклонений. Современная научная литература раскрывает многообразие форм отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные аспекты этого довольно сложного социального явления. В социально-педагогических аспектах работы с учащимися вычленяются следующие направления: диагностическое (выявление причин и сущности отклоняющегося поведения), профилактическое (работа по предупреждению отклоняющегося поведения) и коррекционное (работа по преодолению отклоняющегося поведения). Таким образом, при организации коррекционно-педагогической деятельности с обучающимихся и предупреждении причин их социально опасного положения необходимо учитывать силу влияния средовых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе. Профилактика должна предусматривать решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры современная наука рекомендует принимать задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы. 1. 2 Методическое сопровождение деятельности социального педагога: основные понятия и характеристика Методическое сопровождение представляет собой комплекс мер, направленный на поддержку социальных педагогов, обладающих разным уровнем квалификации и подготовки[27]. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей. Современная педагогическая наука разработала классификацию инструментария форм и методов профилактического и коррекционного воздействия. К первой группе относятся методы по объектам воздействия это методы воздействующие на учащихся их родителей и учителей. Вторая группа различается по средствам воздействия. К ним относят информационные и образовательные средства, психологические и педагогические средства, социальные средства и медицинские средства. Третья группа классифицируется по целям воздействия. Это, как правило, методы информирования, методы, способствующие формированию поведенческих навыков, а так же методов предоставления альтернатив зависимости. Знание данной классификации дает возможность методически грамотно подойти к выбору социально-педагогического инструментария. Все имеющиеся классификации не реализуют комплексного подхода, так как их можно применить к профилактике только отдельных видов социальных отклонений. Что актуализирует в свою очередь разработку общей классификации педагогического инструментария профилактической и коррекционной работы социальных отклонений. Анализ методической литературы позволяет выделить четыре группы педагогического инструментария по классификации по целям педагогического воздействия: Первая группа педагогического инструментария основана на анализе условий формирования социальных отклонений. Вторая группа педагогического инструментария основана на создании социально-педагогической среды, препятствующей возникновению социальных отклонений и закреплению у подростков социально значимых образцов поведения. Третья группа педагогического инструментария формирует готовность учащегося к построению конструктивного взаимодействия с объектом зависимости. Всегда ли зависимости? Четвертая группа педагогического инструментария формирует готовность подростка к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения. Технологический аспект социальной работы — это совокупность конкретных мер, средств и методов деятельности субъектов власти, общественности, среды жизнедеятельности и профессионалов специального института с человеком. Следует отметить, что этот аспект менее всего разработан исследователями. При осуществлении своей профессиональной деятельности социальному педагогу необходимо осознавать пользуясь каким педагогическим инструментарием можно помочь обучающемуся в коррекции его социальных проблем и нежелательными проявлениями в поведении. В этом и состоит профилактическая цель в использовании технологий социально-педагогической деятельности. Cнaчaлoм иcпoльзoвaния в пeдaгoгикe тeхнoлoгичеcкoгo подхода возникла необходимость уточнить соотношение понятий методика и технология. В современной научно-педагогической литературе понятийный аппарат социальных профилактических и коррекционных технологий находиться в стадии осмысления и накопления эмпирических данных. В научной литературе зачастую использование методик и технологий в коррекционно-профилактической работе социального педагога сравнивают с искусством. Хотя при этом предлагаются четкие разграничения этих двух понятий. Сравнительный анализ вышеупомянутых терминов показывает что как и у термина методика и технология основополагающим процессом является целеполагание. Но в коррекционно-профилактической работе иногда трудно четко и конкретно определить цель, её конечно определяют перед началом работы, но по ходу работы над ситуацией зачастую появляется большое количество нюансов, которые кардинальным образом могут изменить предварительно определенную цель. Как было сказано выше, зачастую деятельность социального педагога сродни искусству и по ходу работы с обучающимся, следуя своему профессиональному опыту может возникнуть ситуация когда запланированный подход имеет смысл кардинально изменить уже по ходу самой работы, что недопустимо в рамках технологического подхода. Технологический подход к коррекционно-профилактической работе показывает что отличительной чертой любой технологии является ее универсальность, тем она и привлекательна для специалистов, так как большинство педагогов которые уже имеют педагогическую подготовку довольно легко усваивают и эффективно применяют современные ведущие технологии в своей практической деятельности. Их реализация при этом, никоем образом, не изменяется под влиянием индивидуально-личностных особенностей человека. При работе с методиками, ситуация прямо противоположная именно личностные особенности обучающегося, отличительные признаки ситуации, профессиональные нюансы имеют первостепенное значение в решении проблемных задач над которыми работает специалист. Если же за основу при работе с любой методикой взять ее основополагающий ресурсный подход, то получится что именно профессиональный потенциал педагога будет играть определяющую роль при использовании той или иной методики. Особенностью специфики содержания коррекционно-профилактической деятельности является то что на подбор методики оказывает влияние содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана.
Рисунок 1 – Общая схема социальной технологии
Методическое сопровождение деятельности социальных педагогов является актуальной проблемой на современном этапе, так как модернизация современного образования нуждается в создании и развитии различных направлений для повышения профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. Методическое сопровождение и методическое обеспечение являются направлениями методической работы в целом. Эти два понятия имеют существенные признаки. Методическое сопровождение направленно на работу, как со всем коллективом, так и персонально с каждым педагогом в отдельности. Методическое сопровождение способствует возможности социальному педагогу быть в курсе социально-научной информации и эффективно использовать новинки в практической работе. Организовать методическое сопровождение можно только в процессе взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Её можно представить в виде следующей схемы: Прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция. Анализ современной социальной педагогики позволяет констатировать тот факт, что методическое сопровождение является основным путем повышения мастерства социального педагога, его компетентности, способный оказывать влияние на повышение качества образовательной работы с детьми группы риска. В международной стандартной классификации образования деятельность методической службы названа образовательной и классифицируется как дополнительное образование взрослых. Таким образом, можно сказать, что методическое сопровождение отвечает требованиям современного времени о непрерывном образовании педагогических кадров. Выделяют несколько функций методического сопровождения. К первой группе относят функции, которые развивают личностные качества социального педагога. Это в первую очередь расширение знаний в области профессиональной деятельности, формирование приоритетных направлений, работа с отклоняющимся поведением. Ко второй группе относят функции помогающие совершенствовать работу профессионального сообщества, методического объединения социальных педагогов. Это и умение развить процесс опережающей социализации (знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив), а так же способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии и участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. Третья группа функций занимается реконструкцией педагогической деятельности в образовании и нацелены на организацию работы по взаимодействию социально-психологической службы образовательного учреждения с другими структурными образовательными организациями. В сложившихся условиях актуальным становится понимание сущности и назначения профессиональной деятельности социального педагога как осуществления социального воспитания, создания благоприятных условий социализации растущего человека на каждом из этапов его развития путем организации основных сфер жизнедеятельности и оказания ему квалифицированной индивидуальной помощи в решении возрастных и личностно значимых проблем. В литературе формы методического сопровождения показываются как две связанные между собой группы. Первая группа это методическое сопровождение в групповых формах работы (консультации, семинары, семинары-практикумы, открытые показы, педагогические совещания, деловые игры, творческие группы, круглые столы, работа с единой методической темой и др. ). Вторая группа это формы индивидуальной работы (наставничество, стажировка, собеседование, индивидуальные консультации, самообразование и др. ). Основные формы методического сопровождения в образовательной организации можно представить в следующем виде. 1. Педагогический совет. Высший орган образовательной организации, который руководит всем педагогическим процессом, планирует цели и задачи, разрабатывает пути решения этих задач и работает в постоянном режиме. В нем участвуют все педагогические работники. Правомерным педагогический совет будет только если в заседании участвуют более половины списочного состава педагогических работников учебного заведения. 2. Консультации социальных педагогов, которые могут быть как групповые так и индивидуальные. Это один из самых распространенных форм методического сопровождения. Консультации могут быть по главным направлениям работы всего педагогического сообщества, по насущным проблемам педагогики и педагогического коллектива, а также по запросам индивидуально каждого педагога. Интересной формой методического сопровождения является консультация-диалог. Её как правило проводят два педагога, которые имеют разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Главная задача такой формы методического сопровождения – это привлечь внимание социальных педагогов к актуальным проблемам, наиболее сложным аспектам рассматриваемого вопроса. Если же, поставить целью, сформировать мотивацию социального педагога к активной деятельности в проявлении своих профессиональных умениях то в этом плане эффективной будет такая форма методического сопровождения, как консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками. Для повышения научно-теоретического уровня педагогов и совершенствования их профессиональной компетентности семинары являются наиболее эффективной формой работы. Семинары-практикумы, помогут социальным педагогам обобщить и систематизировать опыт передовых коллег, раскрыть в действии необходимые приемы и методы работы, которые затем необходимо обсудить и проанализировать. 3. Передовой опыт. Так же один из эффективных форм разрешения образовавшихся в практике противоречий, молниеносного ответа на запросы общества, на ситуацию частых изменений в области социального воспитания и образования. Данный вид методического сопровождения имеет многообразные формы: работа в парах, открытый показ, проводя авторские семинары-практикумы, конференции, недели, мастер-классы и т. д. 4. Деловая игра. Часто в методические объединения социальных педагогов города или района включаются элементы деловой игры, что также может быть эффективной формой методического сопровождения, используемого для группы педагогов и для индивидуальной работы. Часто деловые игры называют имитационными управленческими играми. Специфика деловых игр в том, что они могут носить как учебный, так и практический трудовой характер. 5. Круглый стол. Организатору и ведущему данной формы методического сопровождения отводится главная роль. В его компетенции находятся вопросы постановки обсуждаемых проблем, форм и методов ведения круглого стола, достижение его целей. 6. Тренинг. Данная форма предполагает, что с помощью анкетирования, экспертных оценок профессиональных умений и навыков социального педагога в конкретной деятельности, сначала провести предварительный итоговый мониторинг, а потом разработать и организовать работу по формированию отсутствующих профессиональных умений в профессиональной деятельности. На сегодняшний день в школах и других образовательных организациях работает большое количество социальных педагогов, в том числе молодых специалистов, которым остро требуется профессиональная помощь со стороны администрации, более опытных коллег, зачастую необходима консультация специалистов узкой направленности различных областей образовательной деятельности. На решение актуальных, значимых, важных задач направлена деятельность организованных методических объединений социальных педагогов, следовательно, строить профессиональную помощь, определять ее содержание следует по всему составу функций управления. Проанализировав теоретические источники по вопросу методического сопровождения, мы пришли к выводу, что– это целостный, систематический, непрерывный, индивидуальный по методам и формам процесс, основанный на достижениях науки и передового опыта, направленный на повышение мастерства каждого социального педагога. На этом этапе педагогу оказывается всесторонняя помощь в решении возникающих индивидуальных затруднений которые будут способствовать развитию его трудовых умений в достижении оптимальных результатов социализации личности. В методическом сопровождении выделяется ряд положений: - системность, которая прослеживается на всех этапах деятельности социального педагога (подготовительном, мотивационном, инновационном, результативном); -индивидуализация в формах и методах сопровождения в зависимости от индивидуальных запросов и потребностей педагогов; - непрерывностью обучения и самообразования (субъекты методического сопровождения должны видеть и осознавать, что работа по освоению чего-либо нового в образовательном процессе ведется с обеих сторон), лишь тогда возникает желание двигаться вперед на протяжении всей профессиональной деятельности; - предоставлением эффективной поддержки педагогу по формированию и совершенствованию профессионально значимых профессиональных умений, необходимых знаний, обозначенных в профессиональном стандарте педагога. Изучение теоретических источников по теме исследования выявило главное направление современной образовательной политики: ориентацию на приоритет методического сопровождения индивидуально каждого социального педагога, которое станет условием повышения качества социализации обучающихся и окажет влияние на результативность всей деятельности образовательной организации. Только грамотное методическое сопровождение социального педагога с учетом требований профессионального стандарта обеспечит выход системной работы по социализации личности, профилактике социальных отклонений на новый качественный уровень функционирования и развития.
1. 3 Содержание методического сопровождения профилактической и коррекционной деятельности социальных педагогов
Исходя из признаков целостности образовательной системы и применяя их относительно профилактической и коррекционной деятельности социального педагога, мы можем определить содержание системы методического сопровождения: 1) организационно-правовое обеспечение процесса методического сопровождения. Важным аспектом в работе социального педагога является ведение документации. Данный вид работы направленна планирование деятельности, отражения в протоколах этапов и результатов профилактической работы. Правовую основу деятельности социального педагога определяют документы, различных уровней. Первая группа документов это регламентирующие и рекомендательные мировые документы (декларации, конвенции, и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО). 2) обеспечение выполнения требований государственных образовательных и профессиональных стандартов. Данный документ является объективным измерителем квалификации и перечнем профессиональных и личностных требований к социальному педагогу. Профессиональный стандарт социального педагога помог преодолеть технократический подход в оценке труда данных специалистов, на данный момент он обеспечивает ответственность специалиста за результаты своего труда. Стандарт социального педагога учитывает специфику его работы в различных учреждениях с разными категориями детей и молодежи. 3) комплексные программы, профилактической и коррекционной деятельности (профориентации, воспитания, адаптации к социальным условиям и др. ); 4) учебно-методический комплекс образовательного учреждения, состоящий из обязательных учебно-методических материалов и учебно-материальной базы; 5) информационное обеспечение образовательного процесса; 6) мониторинг качества методического сопровождения профилактической и коррекционной деятельности социального педагога.
Однако, знания сами по себе, без умений и навыков их применения на практике не могут решить проблему подготовки социального педагога к профилактической и коррекционной деятельности. Следовательно, целью методического сопровождения их деятельности становятся не просто знания, а прежде всего формирование определенных качеств личности специалиста и ключевых компетенций. Одним из путей достижения этой цели и является использование интерактивных методов обучения. Акцентируя внимание на роли данной группы методов, мы исходили из того, что учебные планы и программы подготовки социальных педагогов ориентированы преимущественно на овладение слушателями теоретическими основами социально-педагогической деятельности, в то же время значительно меньше внимания уделяется обеспечению практической подготовки к участию в реальном социально-педагогическом процессе, что требует не только увеличения продолжительности учебных практик, но и создания условий обучения, приближенных к реальным – т. е. использование возможности глубокого погружения в модель будущей профессиональной деятельности. Представленные ниже методы интреактивого обучения можно применять на разных этапах подготовки специалистов на курсах повышения квалификации, методическом объединении социальных педагогов и т. д. Метод конкретных ситуаций способствует формированию у педагогов умений отбора и анализа наиболее важных факторов, которые вызывают проблему, актуализирует теоретические знания, способствует научному обоснованию принимаемых решений. Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а как средство решения заданий в профессиональной деятельности [5]. С целью анализа конкретной социально-педагогической ситуации можно предложить игру «Проблема на ладони», во время которой каждому участнику предлагается посмотреть на проблему со стороны таким образом, будто он держит ее на своей ладони. Анализ ситуаций дает возможность обосновывать избранную позицию, проиллюстрировать ее конкретными действиями. Отстаивание этой позиции целесообразно проводить в виде дискуссии, оппонентами в которой могут выступать товарищи по группе и преподаватель. Имитационные упражнения и тренинги, ролевые деловые игры, анализ и моделирование социально-педагогических ситуаций с последующим командным построением «дерева целей» по решению конкретной социально-педагогической проблемы – все это, с одной стороны, позволяет привлечь внимание к наиболее значимым социально-педагогическим проблемам, способствует формированию мотивации их профессионального саморазвития и закреплению полученных теоретических знаний, а с другой стороны – благодаря формированию практических умений и навыков в процессе интерактивного обучения, готовит к реальной социально-педагогической работе. Метод конкретных ситуаций способствует формированию у слушателей умений отбора и анализа наиболее важных факторов, которые вызывают проблему, актуализирует теоретические знания, способствует научному обоснованию принимаемых решений. Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а как средство решения заданий в профессиональной деятельности. Метод «Модерации»может применяться как отдельный метод или синтезироваться сТехнологией Открытого Пространства (ТОП), которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете. Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП? Рассмотрим основные термины и этапы организации работы. Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета. В нашем случае тема перекликается с одной из годовых задач детского сада. (Пример с детским садом не подходит) Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов - минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале. Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов. Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы. Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым. [2] Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом «Модерации»: Первый этап - опрос педагогов. В начале педсовета проводится опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, в их работе. Второй этап - поиск. Поиск самого актуального для педагогов вопроса, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Педагоги, на листках анонимно пишут вопрос. После, собранные листки группируются по темам или направлениям работы. На этом этапе у некоторых педагогов возникают затруднения в формулировке вопроса, особенно у молодых специалистов, поэтому лучше заранее нацелить их на специфику педсовета, познакомить с темой. Третий этап - выбор. На плакате помещаются все собранные у педагогов листки с ответами и распределяются по содержательным кластерам (группам). Затем все члены педагогического совета делятся на рабочие группы в зависимости от количества кластеров. В нашем случае рабочие группы разделились по проблемам привлечения родителей к активизации речи детей и развития речи детей во время составления творческих и описательных рассказов. Пример не подходит заявленной теме Четвертый этап - проработка. Педагоги в рабочих группах детально работают над выделенной темой. Надо отметить, что на этом этапе при первоначальном использовании этого метода у некоторых педагогов возникают проблемы в обсуждении вопросов. Они сначала не понимают, как можно обсуждать вопрос, на который они сами хотят получить ответ. Они ждут, когда им кто – либо объяснит или детально расскажет, как решить эту проблему. Понимание приходит только в процессе обсуждения вопроса. Поэтому иногда необходима помощь лидера (руководителя или методиста). В помощь педагогам раздаются заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы. Педагоги выбирают те карточки, на которых вопросы им более понятны и близки.
Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Пятый этап - мероприятия – как заказ на работу. Обсуждение конкретных мероприятий для решения проблемы. Карточка 4
Шестой этап - заключение. Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения? ) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения. Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного группового обучения, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство. З. В. Возгова выделяет следующие признаки метода кейс-стади: 1) наличие модели социальной системы, состояние которой рассматривается в некоторой дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем; 2) возможное участие максимального количества людей в их изучении. Выяснение иных точек зрения, сравнение различных взглядов и принятие коллективных решений; 3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией; 4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения; 5) наличие системы группового оценивания деятельности; 6) организаторзанятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера. В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждения реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию. Цель кейс-стади — совместными усилиями группы (круга сообщества педагогов) проанализировать ситуацию, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Выбор лучшего решения в контексте поставленной проблемы происходит через анализ ситуации и оценку выработанных альтернатив. В курсовой работе планируется следующий алгоритм реализации данного метода. 1. Предложения от участников для рассмотрения в кругу актуальных затруднительных ситуаций профессиональной деятельности с кратким представлением и формулированием запроса к группе (каждому участнику дается по минуте). 2. Демократический выбор участниками круга ситуации для обсуждения. 3. Знакомство участников с общими принципами и правилами работы в группе (запреты на осуждение, оскорбление; конфиденциальность; выражение эмоций по принципу «здесь и сейчас» и др. ). 4. Более подробное представление ситуации, которая вызвала интерес большинства (до 5 мин). 5. Круг уточняющих вопросов (по одному вопросу от каждого участника, без повторений и обсуждения ответов; вопросы задаются по очереди, начиная с участника, сидящего по левую руку от ведущего). 6. Конкретизация / коррекция автором ситуации запроса к группе. 7. Обсуждение в микрогруппах в течение 2–3 мин и последующая презентация на круг эмоций (опасений и переживаний) действующих лиц представленной ситуации через прием «личная аналогия» («Я Алексей, мне 15 лет, я чувствую…», «Я мама Алексея, я чувствую…», «Я классный руководитель Алексея, я чувствую…» и т. д. ). 8. Повторная конкретизация / коррекция (при необходимости) запроса к группе. 9. Круг конкретных предложений и рекомендаций в ответ на запрос от каждого участника без подробного пояснения и группового обсуждения предложений (строго по очереди, начиная с участника, сидящего по левую руку от ведущего). 10. Рефлексия услышанных предложений и рекомендаций от автора запроса. 11. «Вентиляция эмоций» участников группы по поводу ситуации. 12. Рефлексия участия в круге и возможности использования технологии в практике работы образовательной организации или территориального сообщества. Данный алгоритм универсален и может быть использован в рассмотрении широкого спектра затруднительных профессиональных ситуаций, возникающих при работе социального педагога с детским и семейным неблагополучием. Задача ведущего в использовании кейс стади — активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемых и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, повышение профессиональной компетентности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций. Метод «информационного лабиринта» / «баскет-метод» — еще один из активно используемых нами методов интенсивного обучения. Идея метода: участникам занятия необходимо изучить определенную ситуацию и в различных пунктах выбрать одно из множества альтернативных действий, другими словами, пройти своеобразный лабиринт. Цель технологии информационного лабиринта заключается в том, чтобы научить определять верные методы или отношения, учась на своих ошибках. После выполнения задания ведущему необходимо вместе со всеми обсудить причины выбора верных и неверных решений. Как показывает опыт, интерактивная часть этой технологии осуществляется в основном во второй части: когда решения уже приняты, их необходимо публично озвучить и обсудить результаты. Вместе с тем в лабиринте могут участвовать не отдельные обучаемые, а несколько малых групп, в этом случае целесообразно усложнить задания. Эта технология может быть очень полезна, когда она отражает содержание обучения, например, если изучается процесс принятия решений или технология «дерево решений». Данный метод развивает у слушателей способность к анализу, к отбору наиболее значимых фактов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения различных проблем. Преимуществом этого метода является высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач. На наших занятиях этот метод используется чаще всего для поиска эффективной тактики ведения мотивирующей или информационно-консультативной беседы с «холодным» клиентом — «шаг за шагом, от вопроса к вопросу» (например, моделирование беседы социального педагога с алкоголизированным родителем или с педагогом, склонным к усилению конфронтации с неблагополучным ребенком, и т. д. ). Необходимо отметить, что имитационное проигрывание ситуаций само по себе является полноценным и эффективным методом активного обучения специалистов. Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволило создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, познакомиться с предлагаемым опытом работы, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.
Отдельно нужно написать Выводы!!! Заключение
В результате проведенного исследования, была достигнута цель работы, решены поставленные задачи. Проанализировав теоретические источники по теме исследования мы смогли выявить что приоритет на индивидуальную ориентацию методического сопровождения каждого социального педагога станет условием повышения качества социализации обучающихся, и в свою очередь окажет влияние на результативность всей деятельности образовательной организации. Социализация детей и подростков в нашем обществе все сильнее смещается с процессов формирования системы ценностей личности и ее индивидуальных свойств к познавательным моментам. Но знания сами по себе еще не формируют личность. А воспитание вообще не может осуществляться вне системы неформальных, доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают человека, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, развивают в нем установки и ценности. Эти отношения необычайно важны для детей и подростков и играют решающую роль в их дальнейшей жизни. Корни проблемы девиантного поведения молодежи, несомненно, лежат в нарушении процесса социализации. Многочисленные факторы, которые влияют на становление личности, свидетельствуют о сложности и неоднозначности данной проблемы. Знание различных причин отклоняющегося поведения, приемов изучения и оценки индивидуальных особенностей и черт личности учащихся, своевременное выявление факторов, влияющих на возникновение девиаций в их поведении, в существенной мере повышают возможности воспитания. Разносторонняя информация о личности воспитанников позволяет находить наиболее оптимальные, эффективные пути психолого-педагогических воздействий. При этом главную роль должны сыграть профилактические меры, и в первую очередь – создание системы профилактической работы с несовершеннолетними через координацию, сотрудничество и взаимодействие всех государственных и негосударственных учреждений и организаций, чье поле деятельности охватывает эту категорию населения. Особенно важны в настоящее время формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма и воспитание миролюбия, доверия, уважения, любви и милосердия к окружающим людям и миру в целом у молодежи. Работу с учащимися необходимо строить на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна выполнять координирующую роль в организации этой деятельности. Грамотное методическое сопровождение социального педагога с учетом требований профессионального стандарта обеспечит выход системы образования по социализации личности и в профилактике социальных отклонений на новый качественный уровень функционирования и развития. Предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании профилактических и коррекционных технологий. Использование профилактических и коррекционных технологий при отклоняющимся поведении несовершеннолетних будут эффективны если в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды и ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения). Описанные радикальные меры принимаемые по отношению к несовершеннолетним такие как изъятие из семьи, и направление их в учреждения интернатного типа не всегда приносят ожидаемый результат. При таком подходе проблема, а усугубляют ее или какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие. Организация коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками и предупреждении причин их отклоняющегося поведения исходит из того, каково влияние факторов среды на развитие личности, а так же значимости межличностного общения со сверстниками в группе. Основная и главная задача службы профилактики это предотвращение отклонений в поведении обращение в первую очередь к здоровым школьникам, которые еще не вступили на полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей). Профилактические мероприятия должны предусматривать решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы. Службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем. В этом и состоит ценность и значение профилактической деятельности.
Смущает «свежесть» литературных источников. Не удалось найти источники 2019 годов (именно книг). В тексте нет ссылок на приложения!!!
Список использованной литературы
1. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов, – М., 1980. 2. Анненкова, Н. В. Обеспечение качества социозащитной функции педагогов в условиях образовательного учреждения / Н. В. Анненкова // Наука и школа. – 2010. – № 5. – С. 12-14. 3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении /Г. М Андреева. — М., 2015. 4. Беженцев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А. А. Беженцев. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 296 с. 5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /В. П Беспалько. – М., 1989. –231 с. 6. Василькова, Ю. В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -208 с. 7. Гайсинᡃ а, Г. И. Ведущие идеи социально-педагогического подхода как методологической основы педагогического исследования / Г. И. Гайсина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 4(83). – С. 25-31. 8. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; ред. В. А. Сластенин. – М., 2008. 9. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенᡃ ий / Под ред. И. Г. Зайнᡃ ышева. 10. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. учрежденийвысш. Проф. Образования / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с. 11. Кузнецов, В. В. Профилактическая деятельность: содержание и структура / В. В. Кузнецов // Вестнᡃ ик Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 87-92 12. Кузнецов, В. В. Превентивная педагогика как инструмент предупреждения аддиктивного поведения /В. В. Кузнецов, А. Р. Моршинин//Образование и общество. – №3 (86). – 2014. 13. Лазарева, Л. И. Информационная культура социального педагога: структура, правила подготовки и оформленᡃ ия результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности / Л. И. Лазарева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2014. – 183 с. 14. Лазарева, Л. И. Документационᡃ нᡃ ое обеспечение деятельности социального педагога в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / Л. И. Лазарева, Г. Т. Васильчук. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2014. – 76 с. 15. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: основы профессиональной деятельности социального педагога: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Мардахаев; Российский государственᡃ нᡃ ый социальный университет. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 326 с. 16. Нᡃ агорнова, А. Ю. Готовность будущих педагогов к применению специальных умений и навыков коррекции психических состоянᡃ ий учащихся / А. Ю. Нᡃ агорнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 174-178. 17. Нᡃ икитина Л. Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьников. — 2000. — № 10. — С. 14. 18. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога /Рᡃ. В. Овчарова. - М: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с. 19. Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия. Четыре специфические этиологические проблемы. М, — 1993. 20. Олиференᡃ ко Л. Я., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., испр. И доп. - М: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с. 21. Профессиональный стандарт 01. 005 Специалист в области воспитания. Утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Рᡃ оссийской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. 22. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 23. Профилактика социальных зависимостей подростков: учебное пособие для академического бакалавриата / С. В. Воробьева [и дрᡃ. ]; под редакцией Н. И. Нескоромных. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 227 с. 24. Рᡃ идецкая, О. Г. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: хрестоматия / О. Г. Ридецкая. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 647 с. 25. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для вузов по направлению 050100 " Педагогическое образованᡃ ие" / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Academia, 2012. – 608 с. 26. Столяренко, А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций/А. М. Столяренко. М., – 2000. –236 с. 27. Телина, И. А. Социальнᡃ ый педагог в школе: учебнᡃ ое пособие / И. А. Телина. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНᡃ ТА, 2019. – 266 с. 28. Теория социальной работы: учебник / Е. И. Холостова, М. В. Вдовина, Л. И. Кононова [и др. ]; под общей редакцией Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. – Москва: Дашков и К, 2018. – 474 с. 29. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. – Москва: Дашков и К, 2017. – 272 с. 30. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие / П. А. Шептенко, Е. Н. Дронова, Л. Нᡃ. Гиенко; под редакцией П. А. Шептенко. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 196
Приложение1.
Социально-педагогическая ситуация как объект профилактики и параллельной коррекции
Условнᡃ ые обознᡃ аченᡃ ия: С1-рᡃ еальнᡃ ая ситуация, С2 – изменᡃ енᡃ нᡃ ая ситуация, Рᡃ -рᡃ одители, П-педагоги.
Приложение 2.
Основные виды социально-педагогических программ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|