Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цвет в кадре



Каждый художник, в том числе и оператор, в своем творчестве должен учитывать психологические и физиологические особенности цветовосприятия человека.

Как мы помним, цветовая шкала состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Для более точного представления о закономерностях восприятия цвета обычно пользуются цветовым кругом, в котором спек­тральные цвета и добавленный к ним пурпурный расположены по ок­ружности. На противоположных концах диаметров находятся цвета, дополнительные друг для друга. При смешении они дополняют друг друга до ахроматического цвета.

Линия «пурпур—зеленый» делит круг на две половины. Справа — теплые цвета, слева — холодные.

 Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон — это собственно цвет. Цветовой тон определяет качественную характеристику цвета.

Насыщенность — это чистота цвета, степень концентрации кра­сителя. Наличие или отсутствие примесей.

Светлота — это степень отражения света цветной поверх­ностью. Оттенки ахроматического ряда, создающие серую шкалу от белого до черного, различаются только по светлоте. С этой шкалой обычно сравнивают светлоту той или иной цветной поверхности.

Локальный цвет. Это цвет предмета, поверхности, независимо от ус­ловий освещения. Наиболее активно нашим зрением воспринимаются теплые цвета, менее активно — холодные. Психологически мы ощуща­ем «теплые» объекты как бы «выступающими» на первый план, а «хо­лодные» — «отступающими» в глубину.

Цветовой контраст. Наибольший контраст ощущается при сравне­нии дополнительных цветов (желтого и сине-фиолетового, красного и голубого, зеленого и пурпурного), т. е. цветов, противолежащих на од­ном диаметре в цветовом круге.

а) Одновременный контраст. Художники давно заметили: если свет­лая часть объекта освещена ТЕПЛЫМ цветом, то тени кажутся ХОЛОД­НЫМИ.

б) Последовательный контраст. Если долго рассматривать ярко ос­вещенную цветную поверхность, а потом перевести взгляд на белую поверхность, то она как бы приобретет цвет дополнительный к цветной поверхности.

в) Пограничный контраст. На границе соприкосновения двух цвет­ных полей их насыщенность как бы увеличивается.

 

Колорит. Колорит — гармоничное сочетание цветов, цветовых оттенков, предмет определенного эстетического наслаждения. Колорит — это совокупность и композици­онное взаимоотношение всех цветов, создающих изображение и образующих определенное цветовое единство. Колорит может быть светлым или темным, теплым или холодным, «спокойным» или «кричащим».

Добиваясь колористического единства в кадре, оператор использу­ет и цветовые контрасты, и некий объединяющий цветовой тон, при­меняя иногда цветное освещение. Необходимо, однако, помнить: теле­камера и телетракт нередко сильно искажают первоначальный цвет, осо­бенно если цветная поверхность недостаточно освещена. С цветным освещением нужно работать при постоянном визуальном (монитор) и инструментальном контроле.

В каждом произведении изобразительного искусства цвет является полноправным драматическим и драматургическим фактором. Есте­ственные, реалистичные цветовые сочетания создают определенную цветовую гармонию изображения. Резкие цветовые акценты, диссонанс цветов воспринимаются дискомфортно, вызывают ощущение тревоги, опасности.

Восприятие того или иного цвета у каждого человека сугубо инди­видуально. Тем выше ответственность художника, который, выбирая тот или иной цвет, принимая то или иное колористическое решение, рас­считывает найти у будущего зрителя понимание и ощущение того, что выбор художником сделан правильно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.