![]()
|
|||
Цвет в кадреКаждый художник, в том числе и оператор, в своем творчестве должен учитывать психологические и физиологические особенности цветовосприятия человека. Как мы помним, цветовая шкала состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Для более точного представления о закономерностях восприятия цвета обычно пользуются цветовым кругом, в котором спектральные цвета и добавленный к ним пурпурный расположены по окружности. На противоположных концах диаметров находятся цвета, дополнительные друг для друга. При смешении они дополняют друг друга до ахроматического цвета. Линия «пурпур—зеленый» делит круг на две половины. Справа — теплые цвета, слева — холодные. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон — это собственно цвет. Цветовой тон определяет качественную характеристику цвета. Насыщенность — это чистота цвета, степень концентрации красителя. Наличие или отсутствие примесей. Светлота — это степень отражения света цветной поверхностью. Оттенки ахроматического ряда, создающие серую шкалу от белого до черного, различаются только по светлоте. С этой шкалой обычно сравнивают светлоту той или иной цветной поверхности. Локальный цвет. Это цвет предмета, поверхности, независимо от условий освещения. Наиболее активно нашим зрением воспринимаются теплые цвета, менее активно — холодные. Психологически мы ощущаем «теплые» объекты как бы «выступающими» на первый план, а «холодные» — «отступающими» в глубину. Цветовой контраст. Наибольший контраст ощущается при сравнении дополнительных цветов (желтого и сине-фиолетового, красного и голубого, зеленого и пурпурного), т. е. цветов, противолежащих на одном диаметре в цветовом круге. а) Одновременный контраст. Художники давно заметили: если светлая часть объекта освещена ТЕПЛЫМ цветом, то тени кажутся ХОЛОДНЫМИ. б) Последовательный контраст. Если долго рассматривать ярко освещенную цветную поверхность, а потом перевести взгляд на белую поверхность, то она как бы приобретет цвет дополнительный к цветной поверхности. в) Пограничный контраст. На границе соприкосновения двух цветных полей их насыщенность как бы увеличивается.
Колорит. Колорит — гармоничное сочетание цветов, цветовых оттенков, предмет определенного эстетического наслаждения. Колорит — это совокупность и композиционное взаимоотношение всех цветов, создающих изображение и образующих определенное цветовое единство. Колорит может быть светлым или темным, теплым или холодным, «спокойным» или «кричащим». Добиваясь колористического единства в кадре, оператор использует и цветовые контрасты, и некий объединяющий цветовой тон, применяя иногда цветное освещение. Необходимо, однако, помнить: телекамера и телетракт нередко сильно искажают первоначальный цвет, особенно если цветная поверхность недостаточно освещена. С цветным освещением нужно работать при постоянном визуальном (монитор) и инструментальном контроле. В каждом произведении изобразительного искусства цвет является полноправным драматическим и драматургическим фактором. Естественные, реалистичные цветовые сочетания создают определенную цветовую гармонию изображения. Резкие цветовые акценты, диссонанс цветов воспринимаются дискомфортно, вызывают ощущение тревоги, опасности. Восприятие того или иного цвета у каждого человека сугубо индивидуально. Тем выше ответственность художника, который, выбирая тот или иной цвет, принимая то или иное колористическое решение, рассчитывает найти у будущего зрителя понимание и ощущение того, что выбор художником сделан правильно.
|
|||
|