Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за ошибочное мнение, резкость замечания, несправедливую оценку? Между тем именно извинение способно быстро изменить ситуацию – от враждебнос



 

  Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение. Наблюдения показывают, что большая часть современных дошкольников склонна к ее проявлению. Это  выражается в обзываниях детей друг другом, дразнилках, ругательствах, а также – дерзости, пререканиях со взрослыми. Сюда же можно отнести оскорбления и угрозы, грубые требования и отказы, обвинения и насмешки…

    

   Почему же это происходит уже в дошкольном возрасте? Каковы причины речевой агрессии у детей? Как семейные отношения могут влиять на то, будет ребенок грубить и выражаться или нет?

    Разумеется, любые нормальные родители внушают своему ребенку: «нельзя драться и обзываться», «надо уважать старших», «быть послушным, хорошим и добрым». А если задуматься о том: «Всегда ли я разговариваю с ребенком в уважительном тоне, не раня его самолюбия и самооценки? » Иногда речь родителей показывает пренебрежительно-грубое или повелительное отношение к ребенку. Это и замечания («Сколько можно повторять! », «Рисуешь как курица лапой! »); грубые требования («Закрой рот! », «Живо мыть руки! »); явные угрозы («Поставлю в угол! »).

 В таких семьях ребенок берет пример с родителей. И если не разговаривает так с ними (боясь более сильного наказания), то уж к детям применит обязательно. Это как способ «вылить» отрицательную энергию.

Добиваясь послушания жесткими требованиями, взрослые неосознанно провоцируют детей на ответную речевую агрессию – протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29% всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.

При современном ритме жизни, частой занятости родителей дети бывают лишены элементарного родительского внимания. В таких случаях ребенок использует речевую агрессию как способ привлечения к себе внимания, способ самоутверждения. Обзывая другого ребенка, дошкольник тем самым повышает свою самооценку: «Ты хуже меня - я лучше тебя».

  Поэтому при появлении речевой агрессии в первую очередь  нужно не ребенка ругать и корить, а оценить собственные взаимоотношения с ним.

  Часто взрослые теряют терпение, начиная возмущаться и раздражаться по поводу недостаточной сообразительности при рисования домика или отсутствия ловкости при завязывании шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком спокойным, ровным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз», «Завтра у тебяполучится лучше»), чтобы не спровоцировать ответную агрессию.

Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за ошибочное мнение, резкость замечания, несправедливую оценку? Между тем именно извинение способно быстро изменить ситуацию – от враждебности к примирению, достижению согласия («Извини, пожалуйста, я была не права! »; «Прости, взрослые тоже могут ошибаться»; «Давай мириться! ») 

Желаем успеха в общении с

Вашим ребенком!

Подготовила: Желандинова В. Н., педагог-психолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.