|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая часть. Исследование органолептических свойств снега
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №37имени выдающегося земляка Тартышева Андрея Михайловича»
Проект по химии «Свойство снега»
Выполнила: ученица 8А класса Мауриной Ани Учитель Сорожкина С. В.
Проведя анкетирование среди жителей поселка, мы узнали, что большинство жителей поселка пользуются льдом и талым льдом. Например: 1)можно растопить и поливать цветы, для них это очень полезно. 2)Можно пить растопленный лед только если его профильтровать. 3) Можно
1. 1Где и как берется снег? Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды.
А оказалось, что капельки воды могут стать градинками – комочками непрозрачного льда, которые иногда выпадают летом вместе с дождем. Но они никогда не превращаются в снежинки – шестиугольные звездочки. Всё происходит по-другому.
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки – шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Но кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю. 1. 2Почему снежинки шестиугольные? Снежинки всегда шестиугольные, если только не сломали от столкновений свои уголки. А почему?
Снежинка – это твёрдое тело. А каждое твёрдое тело состоит из мельчайших частиц, которые как бы держатся друг за друга, соблюдая строгий порядок в своём расположении.
Как же ведут себя частицы водяных паров, прежде чем стать снежинками? При охлаждении частички водяного пара начинают притягиваться и присоединяться друг к другу. Они собираются в шестиугольные многоугольники, образуя снежинку. Если частица не успела присоединиться к одному из многоугольников, она ищет себе другой. Такие шестиугольники могут наращивать свои лучики в шесть сторон, присоединяя всё новые и новые частицы. Так в небе и рождаются шестиугольные снежинки. Считается, что двух одинаковых снежинок не существует. И это действительно так. Снежинки бывают разных размеров. Самая крупная когда-либо засвидетельствованная снежинка имела диаметр в 38см. 1. 3. Почему снег белый? Каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Известно, что если тело полностью поглощает солнечный луч, то оно кажется черным. И наоборот, если тело полностью отражает луч солнца, то кажется белым. Каждая снежинка в отдельности свободно пропускала бы через себя луч солнца и была бы бесцветной. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга. Все вместе они становятся непрозрачными, не пропускают через себя лучи, а наоборот, отражают их в глаза. И поэтому снег видится белым.
1. 4. Почему снег скрипит? Скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов. Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной " сломанной" снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип. Скрипит снег лишь в мороз, а тональность скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. Усиление морозов делает ледяные кристаллики более твердыми и хрупкими. На Крайнем Севере снег бывает настолько твердым, что топор при ударе по нему звенит, словно ударили по железу. 1. 5. Вред снега Большое количество выпавшего снега может нарушить жизнь общества: это и пробки на дорогах, и гололедица и заносы и большое количество аварий из-за них, это и падение огромных сосулек с крыш, влекущих за собою травмы людей и повреждение автомобилей, это ледяные заторы и ледоходы на реках, следствиями которых является наводнение, это сход снежных лавин с гор, которые разрушают все на своем пути и очень опасны для людей. Также снег наносит огромный вред и для живой природы: снег, выпавший в большом количестве, создает трудности в передвижении и добывания корма для зайцев, лис, волков, оленей. Под снежным покровом птицам тоже нелегко раздобыть себе пищу. Они вынуждены ютиться под крышами домов и не все доживут до зимы. Огромные шапки снега обламывают ветви деревьев, нарушая целостность дерева. Лютые морозы разрушают кору, она трескается и дерево вымерзает за зиму. Все эти факторы доказывают отрицательное воздействие снега на людей, животных и растения.
1. 6. Польза снега Когда снег тает, он превращается в воду для орошения полей с зерновыми. Для этого вдоль полей высаживают лесополосы для предотвращения выветривания снега. Снежное одеяло не только запас воды, но и гигантское одеяло. Холодная бесснежная зама настоящее бедствие. Многие растения могут не выдержать лютые морозы и погибают. В лесу же снег является защитой от холода для многих животных. Например, мыши спасаются под покровом снега от морозов и продолжают вести активную жизнь, находя себе пищу на протяжении всей зимы в верхнем слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои лёжки, в снег закапываются ночью глухари и рябчики, под снегом спят медведи и бурундуки в своих берлогах. Зимняя спячка – это нечто большее, чем просто приспособление для того, чтобы пережить холодное время года. Для ежа, например, это единственный способ избежать голодной смерти. Большую пользу приносит снег для занятия зимними видами спорта. Езда на санях, лыжах и коньках – общедоступный спорт для любого возраста. При этом укрепляется иммунитет, улучшается работа легких и сердца, прибавляется здоровье и бодрость.
Практическая часть. Исследование органолептических свойств снега Для исследования были взяты два образца снега: 1. Снег перед крыльцом школы (чистая зона), 2. Снег у ворот школы (место парковки автомобилей).
Оценка запаха воды и талого снега. Налить 1 мл воды в пробирку, закрыть корковой пробкой, взболтнуть, понюхать.
Оценка цветности воды и талого снега. В мерный цилиндр налить 20 мл исследуемой воды. Посмотреть сверху сквозь столб жидкости на белый лист бумаги.
Оценка мутности воды и талого снега. В мерный цилиндр налить 20 мл исследуемой воды. Посмотреть сверху сквозь столб жидкости на черный лист бумаги.
Наличие и характер осадка. Для этого опыта понадобились: спиртовка, держатель, стекло. Зафиксировать предметно стекло в держателе, капнуть небольшое количество воды на стекло и зажечь спиртовку. Поднести над спиртовкой и подождать пока капля выкипит. И дальше оценить наличие и характер осадка.
Результаты эксперимента представлены в таблице:
Таким образом оба образца снега содержат примеси В чистой зоне минеральные (например, от солей, используемых для обработки снега), в загрязненной зоне и минеральные, и органические примеси (дополнительно продукты работы автомобильных двигателей и железнодорожного транспорта).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|