Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 31.
Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 31.
Вскормлённые с копья
03. 05. 2010 07: 43: 14
Мошкин Юрий Владимирович и Омельченко Борис Захарович. Окончание.
Надо сказать, что в то время Юра уже учился по направлению военкомата на шофёра. Но машина простаивала: весь бензин поставлялся на фронт. Новоиспечённого юнгу, как человека, знакомого с техникой, направили учиться на моториста торпедного катера. В стенах Соловецкого монастыря в условиях военного времени выучка подростков была суровой. Ни о какой парадной форме, которой щеголяют нынешние «нахимовцы», не могло быть и речи. Самой праздничной была форма 2 – синяя голландка с «гюйсом» да «клеши». И, конечно, бескозырка. Но и это было осуществлением мечты. У юнг было одно заветное желание: «Сполна вложить фашистам до окончания войны! » И что, успели? Да ещё как! Сами зато хватили лиха! По флотам распределяли по желанию. Больше, конечно, по необходимости, хотя рвались на Северный и Балтийский флоты. Потому что там шли ожесточённые сражения с фашистами. Юнгу Юрия Мошкина направили в седьмой отряд третьего дивизиона морских бронекатеров. Служба была нелёгкая. По боевому расписанию матрос Юрий Мошкин был приписан в расчёт крупнокалиберного пулемёта по правому борту катера. Юноше никогда не забыть своих друзей – Володю Свиридова из Казани и Женю Логинова – из Горького. Воевали они, как могли. От пуль и осколков врага не прятались. Но уцелели. Хотя их, «катерников», называли «смертниками». Оба – и Свиридов и Логинов – награждены медалями адмирала Ушакова. В книге «Соловецкие юнги» о Юрии Владимировиче Мошкине не наберётся и двух страниц. Потому что словоохотливостью отличались не все. К ним относился и он. Однажды я спросил Юрия Владимировича: «Как воевалось? » Он ответил: - Служил, как все. Боялся ли смерти? Ну кто ж не боится?.. Мы были мальчишками. Желторотые, глупые, но жить-то хотелось… Но самое главное: в минуту опасности не думалось о смерти. Как будто жизнь впереди – вечная.
Однажды мой друг Юрий Владимирович Мошкин в канун Дня Победы пригласил меня на традиционную встречу Соловецких юнг. Эта встреча оставила у меня неизгладимое впечатление! Среди стареющих юнг был и Юра Мошкин. Ногинск, наверное, никогда не видел своего очень большого талантливого художника таким молодым, озорным и весёлым… Я вспоминал их, когда был на Соловках, стоял у обветшавшего памятника юнгам, перечислял особенно дорогие имена: Валентин Пикуль, Борис Штоколов, Василий Шукшин, Владимир Чернавин и, конечно же, Юрий Мошкин… Из всех моих друзей, ветеранов Великой Отечественной войны, заслуженных и прославленных моряков «на ты» смею лишь обратиться к Мошкину. Уж так сложилось, что юнга Тихоокеанского флота Борис Захарович Омельченко мне как отец, а Юра Мошкин – старший, чуткий и очень добрый брат. СПОСОБНОСТИ художника в молодом матросе уже заметили после войны. В 1947 году он попал в 1-й полк Краснознамённой Мозерьской дивизии морской пехоты. Его сначала назначили художником Дома офицеров флота, потом перевели в штаб полка чертёжником. В то же время наш земляк Юра Мошкин получил среднее образование в школе рабочей молодёжи. А в 1950 году оставил службу на Военно-Морском Флоте и вернулся в родной Ногинск. В 1954 году он стал студентом Московского Академического художественного училища «Памяти 1905 года». После окончания стал трудиться в Доме художника. Юрий Владимирович Мошкин – участник районных, областных, республиканских, союзных, международных выставок. Он имеет почётное звание – «Заслуженный художник России». В Звездном городке Юрий Владимирович удостоен Диплома Юрия Гагарина. Картины нашего моряка находятся в музеях России, стран ближнего зарубежья, в Сербии, Турции, Японии, Франции, Италии, США, Австрии. Сорок четыре года Юрий Владимирович Мошкин является членом Союза художников России.
Летний день. 1960-е гг. Холст, масло.
МОРСКАЯ душа щедра на подарки. Как-то мне пришлось побывать в Управлении социальной защиты населения Ногинского района. Разговорились с начальником Николаем Викторовичем Огибаловым. Он сказал: - Знаешь, твой друг Юрий Мошкин подарил мне замечательную картину. Идём, покажу. Когда я увидел это полотно, то поразился. Боже мой! Вот это талант! Передо мной развернулась целая картина одного из сражений Великой Отечественной войны. Сколько в ней мужества, сколько чувства любви к Родине! СРЕДИ самых дорогих подарков друзей-художников в моей квартире города Электроугли красуется миниатюра Юрия Мошкина «Эгейское море». Вряд ли сам художник помнит её. Ведь он столько раздарил своих полотен людям… И ещё помню: когда-то в своей мастерской художник Юрий Владимирович Мошкин снял со стены старинную икону «Трёх святителей» и протянул мне… Я обомлел: подарок-то бесценный! В этом жесте - весь Мошкин. И вот теперь, когда мой взгляд останавливается на святыне, губы шепчут: « Юра! Дай тебе Бог и дальше приносить нам радость. Храни тебя Господь! »
https: //flot. com/blog/historyofNVMU/2496. php
|