Эмотивный радикал
Общая характеристика: В основе лежит повышенная эмоциональная чувствительность. Спектр его эмоций очень широк. У эмотивного человека с равной степенью легкости возникают любые эмоции (в отличие от тревожного). Достаточно легкого изменения обстановки для возникновения эмоции. Это позволяет эмотиву легко, без «алгебры» переживать гармонию, а также создавать ее. Так же, как эпилептоиду неприятен беспорядок, эмотиву – отсутствие гармонии. Нервная система скорее сильная, чем слабая. Долго выдерживает эмоциональное напряжение. Но экстремальные нагрузки не выдерживает, и в этом смысле он послабее, чем, к примеру, паранояльный.
Внешний вид: Телосложение значения не имеет, но при беглом взгляде дисгармонии не будет; если она есть, то будет спрятана. Большая пластичность, легкость в движениях, нет навязчивости в позах. Оформление внешности: вкус и такт. Приятно всем, гармонично, нет броскости, яркости. Умение нравиться без особых усилий. При первом взгляде на толпу – тот, кто вам понравился (в отличие от истероида, который выделяется). Выдержано в стиле окружающей среды, подходит под обстановку. Причем воспринимается им не головой, а неким чутьем (в отличие от функционального эпилептоида). Любит трикотаж, избегает острых линий, плавность, мягкость, закругленность. Свобода, отсутствие галстуков, тугих поясов, пуговиц. Удобство, но со стилем.
Мимика и пантомимика: Мимика свободная, богатая. Мысли эмоционально окрашены, все эмоции отражаются на лице. Глаза часто увлажняются, и вообще, глаза очень выразительны и показательны. Обаяние и гармоничная пластика, естественность поз и движений, без выпячивания.
Оформление пространства: Те же естественность и гармония: и в цветовой гамме, и в соответствии формы содержанию. В окружении эмотива часто встречаются произведения художественных жанров, причем не дорогие и броские, а, скорее, талантливые и гармоничные.
Черты характера: Доброжелательность, дружелюбие. Гуманизм, истинный альтруизм. Жертвенность (на основе эмоций, вне логики). Нравственность, совестливость, такт. Эстет, тонко чувствует красоту и глубоко переживает любое отклонение от ее канонов. Мягкость, бесхарактерность. Отсутствие строгости, жесткости, решительности. Ответственность, добросовестность. Возможность возникновения психосоматических заболеваний в стрессовой ситуации, особенно, если она затянулась. Склонен любой негатив относить на свой счет (в отличие от эпилептоида, относящего его на счет окружающих). Эмотивный радикал в характере смягчает проявления всех других радикалов (в их жестких проявлениях). Даже эпилептоид с эмотивным радикалом скорее педантичный ворчун, чем жесткий агрессор.
Задачи, доступные эмотиву: Неформальное, эмоциональное общение. Успешны в психотерапии, в консультировании, как врач-терапевт. Деликатные поручения, требующие такта и обходительности, но не требующие жесткости и решительности. Успешен в социальной среде. На эмотива хорошо реагируют все радикалы (некоторые не сразу, например, эпилептоид). Стиль эмотива как руководителя – либерально-попустительский.
Особенности коммуникации: Расположен к общению, усилий прилагать не нужно. Но фальшь распознает сразу, поэтому врать ему не стоит. Обычно эмотив не имеет низкой самооценки, за исключением случаев многократных неудач от провалов эпилептоидных задач. Таковые задачи ему строго противопоказаны.
Шизоидный радикал
Общая характеристика: В основе радикала лежит специфическая особенность мышления, а именно – брать за основу второстепенный, зачастую даже выдуманный признак предмета и на его основе строить понятие об этом предмете. Ничего не принимают на веру, для них нет ни аксиом, ни догм, ни правил. Пока они сами не проверят их на практике, все будут подвергать сомнению. Диалектики в крайнем проявлении. Шизоид всю жизнь пытается обучиться нормальным, общепринятым стереотипам, одновременно сопротивляясь этому. И сформировавшаяся, стереотипная, адаптировавшаяся часть личности вступает в противоречие с глубинной частью, отчего и возникает противоречие, то есть «шизо».
Внешний вид: Телосложение: статистически чаще всего это высокие астеники. Вообще высокие люди предрасположены к шизоидности.
Мимика и пантомимика: Дисгармония и диспластика, хрупкость, впечатление незащищенности, необычность поз, немотивированность движений. Гримасы. Абсолютно не следит за лицом, на лице отражается все, что происходит внутри. Тот, кто не следит за собой, кому абсолютно безразлично впечатление, производимое им, – это шизоид.
Оформление пространства: Небрежность, неопрятность, бардак, свалка. Хаос порождает молниеносно и не убирает никогда.
Черты характера: Непредсказуемость. Упрямство, трудноуправляемость. Сложная эмоциональность: эмоционально тупы, не обнаруживают эмоций там, где это ожидается, и вдруг очень резко реагируют на чепуху. Бесхитростны, наивны, их очень легко обмануть. Детская непосредственность, опасная во взрослом человеке. Легко, без напряжения могут постигать суть самых заумных теорий, но при этом не понимают «простых вещей». Прямолинейность. Неаккуратность.
Задачи, доступные шизоиду: Только шизоид способен продуцировать новизну. Причем это получается у них естественно, без напряжения. Во всем остальном шизоид социально опасен. Поручать нельзя ничего. Но включать в творческий коллектив необходимо. Шизоиды создают «виртуальные миры», поэтому прирожденные IT-шники – шизоиды, и там они счастливы. Однозначно противопоказана работа, где нужно сделать все по шаблону.
Особенности коммуникации: Рекомендуется устанавливать с ними формально-доброжелательные отношения, не пытаясь проникать в глубины их души. Не оставлять педагогических усилий, вооружившись терпением, причем очень и очень. Не падайте духом, если пока ничего не получается. Если шизоид все же с вами сблизился, имейте в виду, что он очень раним. Несите ответственность за «того, кого приручили». Дружеский совет для них, скорее всего, не будет иметь значения. Хотите повлиять на шизоида - вложите ваши слова в уста соседа, врача, друга семьи, кого угодно.
Гипертимный радикал
Общая характеристика: Сильная нервная система при некотором преобладании процессов возбуждения над торможением («темпераментный»). Подвижный, быстро соображающий, увлекающийся, но и быстро переключающийся. Жизнелюб, оптимист. Единственный радикал, принимающий реальность, как она есть. Отсюда непродуктивность, растворение в сегодняшней реальности, без оглядки на прошлое и взгляда в будущее. Недооценка негативных последствий ситуации может приводить гипертима к проблеме. Но гипертим не будет находиться в проблеме долго, просто уйдет в другую ситуацию. Не созидатель, не разрушитель, скорее, приспособленец.
Внешний вид: Телосложение особой роли не играет. Чаще этим радикалом обладают люди, которых Э. Кречмер определял как пикников (коренастые толстячки), но возможны и другие варианты. Впрочем, астеническое сложение препятствует развитию этого радикала. Оформление внешности: некоторая неряшливость, но не фатальная. Торопливость (что-то не застегнуто, что-то забыл надеть и т. п. ). Не имеют внутреннего критерия качества, чувства гармонии, многое делается как попало, и это характерно не только в одежде. Небрежность в наложении макияжа, некоторые несообразности в общем стиле (не обязательно, но очень возможно).
Мимика и пантомимика: Живая, быстрая, подвижная мимика. Иллюстрирующая жестикуляция, имитация деятельности в жестах, позах. Размашистые жесты, которые присущи только гипертиму. Бесхитростные проявления своих сиюминутных эмоций и желаний.
Оформление пространства: Ничего особенного, кроме некоторой небрежности. По принципу «и так сойдет». Редко можно увидеть в его пространстве сложную технику, он ее не любит. Да и она его терпеть не может.
Масса записных книжек, старых и толстых, часто наполненных телефонами людей, которых он не помнит.
Черты характера: Оптимизм, легкость на подъем. Динамичность, социальная мобильность. Энергичность. Поверхностность, неустойчивость. Ненадежность, в том числе социальная. Грубоватость, нетактичность. Небрежность в поведении, общении и отношениях, в поступках. Не слишком хорошая социальная адаптивность вследствие поверхностности и нечувствительности.
Задачи, доступные гипертиму: Передача информации, сбор большого количества людей, оповещение о чем-либо, организационные вопросы, особенно те, где задействована масса людей. «Организатор тусовок». Рутина противопоказана, не сделает вообще (даже вида не сделает, как истероид). Многие гипертимы втягиваются в алкоголизм в силу большой склонности к коллективному приятному общению (банька, пикничок, праздничек). Срок жизни, по сравнению с другими радикалами, обычно меньше.
Особенности коммуникации: Налаживать с ним контакт не придется, так как он наладит его сам, не успеете и глазом моргнуть. Нельзя пытаться удерживать гипертима все время возле себя. Отпускайте его, он непременно вернется. Правда, неизвестно, когда.
Тревожный радикал
Общая характеристика: Условие формирования этого радикала – слабая и малоподвижная нервная система. Низкий порог возникновения тревожных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость, как у эмотива, но реакция только эмоциями тревожного ряда: волнение, беспокойство, тревога, страх, ужас, панический ужас. Робкий, нерешительный, склонный избегать новизны.
Внешний вид: Телосложение любое. Оформление внешности: антипод истероида, делает все возможное, чтобы слиться с фоном. Минимум украшений (не полный отказ от них, так как это тоже форма вызова). Неброскость, неяркость, все требования социума к одежде выполняются по минимуму. Неопределенность в цвете, покрое, линиях. Стертость, отсутствие стиля. Устойчивость привычек в гардеробе, любит носить одно и то же. И даже новая одежда похожа на старую.
Мимика и пантомимика: Сдержанность в мимике и жестикуляции. Не повышают голос, не корчат рожи, не размахивают руками. Главное – не выделяться из фона. Контрастность поведения в незнакомой обстановке и в привычном окружении. В новой обстановке или при новом человеке сразу прячется, сереет, умолкает. Эти реакции тревожного имеют эволюционную основу. Это вид защиты от агрессии – астеническая защита, избегание, так называемая реакция «мнимой смерти».
Оформление пространства: Аккуратно расположенные, привычные вещи. В отличие от эпилептоида, нет тяги к излишествам. У тревожного предметов мало, это минимум необходимого, но содержатся они в идеальном порядке. Старается ничего не менять, жить в одном интерьере. С трудом что-то добавляет или переставляет.
Черты характера: Осторожность, чувствительность к опасности, предвидение неприятностей. Исполнительность (в профессии, и не только), но без инициативы. Аккуратность, надежность, предсказуемость. Стремление к отказу даже от минимальной ответственности. Сопротивление новизне. Усвоить что-то новое может, но крайне медленно, продвигаясь в этом мелкими шажочками. Не злопамятен, не мстителен. Негибкость, но и не конфликтность. Однако исподтишка может сделать пакость, если чувствует тревогу (например, из-за перемен). Противоположность шизоида, не новатор, а консерватор, хранитель накопленного опыта.
Задачи, доступные тревожному: Рутина, задачи с известным результатом, с понятной технологией. Но конвейер предпочтет только как меньшее из зол, менее тревожное, чем все остальное. Лучше всего тихая, не творческая работа. Без новизны, без изменений. Нельзя поручать работу с риском, неопределенностью, с новыми контактами. В принципе, в предсказуемых, стабильных условиях, при поэтапном вхождении в задачу (без конкретных сроков) тревожный, привыкнув к новой мысли или идее, может прекрасно освоить любую область, вплоть до экстремальной, в соответствии с другими своими радикалами. Даже прыжки с парашютом не заказаны.
Особенности коммуникации: Постепенность, ненавязчивость в построении коммуникации. Не торопить события, двигаться шаг за шагом. Не поражать масштабом, не напугать, не встревожить. Торопливость, напористость сразу загоняют тревожного в раковину. Спешка делает его заторможенным и крайне неэффективным.. Особенно поначалу нельзя проявлять непунктуальность, отступление от графика, плана. Порядок должен быть во всем.
Иными словами, шизоиды нужны социуму для того, чтобы, взглянув на мир не так как все, придумать очередную преобразовательную идею. Истероиды – для того, чтобы сообщить эту идею как нечто новенькое и привлекательное как можно большему числу окружающих. Параноики – чтобы, упростив идею до лозунга, понятного массам, обеспечить ее общественную реализацию. Эпилептоиды – чтобы построить в колонны и шеренги эти самые массы, мобилизовать их на общественно полезный труд (не пряником, так кнутом). Эмотивы – для того, чтобы напоминать всем остальным, что массы состоят из людей, нуждающихся в любви, сочувствии и отдыхе. Что, на самом-то деле, идея должна служить обществу, а не общество – идее. Тревожные – чтобы удержать социум от поспешных, непродуманных действий. Гипертимы – чтобы обеспечить обществу возможность, в случае чего, отправить подальше всех этих шизо-параноиков с их идеями, и с радужным оптимизмом начать жизнь с начала, с чистого листа.
Эти тенденции, сливаясь, взаимодействуя и оказывая взаимное влияние, образуют реальные характеры, обладающие своими поведенческими качествами, кругом доступных и недоступных задач, особенностями построения коммуникации.
По материалам книги В. В. Пономаренко «Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «Семь радикалов»)».
|