Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джон Фишер О чем думает ваша собака 13 страница



Метод, который оказался успешным, сводится к тому, чтобы вызвать у собаки новые ожидания, связанные с возвращением домой. Суть метода в том, что дневной рацион собаки разделяют на столько одинаковых порций, сколько у собаки прогулок в течение дня. Если собака имеет только одну прогулку в день, целесообразно заменить ее тремя-четырьмя более короткими прогулками. Примерно в течение недели собаку выгуливают для надежности на длинном поводке. После возвращения домой собака получает порцию еды (часть дневного рациона). Большинство собак быстро запоминают, что их кормят после прогулки, и это лает им достаточное основание, чтобы захотеть вернуться к хозяину. Когда вы снова начинаете спускать собаку с поводка, на первых трех-четырех прогулках целесообразно дать ей побегать в новых для нее местах. Природный инстинкт, подсказывающий собаке, что на новой территории члены стаи должны держаться вместе, срабатывает и дает хозяину возможность потренировать подзыв собаки, спущенной с поводка.

Если собаки совсем плохо поддаются этим мерам воздействия и кормление по возвращении домой не является достаточным стимулом, то хорошо брать еду с собой на прогулку, потому что собака относится к своей пище совсем не так, как к случайному угощению. Полная ответственность за то, чтобы стая держалась вместе, всегда возложена на вожака, поэтому владельцы собак, проявляющих нежелание идти на зов, должны задуматься о своем положении в иерархии стаи (см. главу 3).

 

 

Поедание экскрементов

 

Эта привычка называется " копрофагия". Строго говоря, ваш ветеринар должен дать вам совет, как поступить в этом случае, но я все-таки включил эту проблему в общий список, потому что очень многие мои клиенты, приводя своих собак на консультацию по поводу других проблем, упоминают, что их собаки страдают еще и копрофагией.

Прежде всего, для собак это совершенно нормальное явление, особенно для щенков. Когда они очень молоды и еще находятся в гнезде вместе с матерью, мать обычно поедает их экскременты, чтобы поддерживать чистоту в гнезде и вокруг него. Некоторые щенки приобретают эту привычку, подражая матери.

Иногда привычка сохраняется надолго, но обычно она исчезает, когда щенки взрослеют. Есть и другие причины, по которым собаки поедают свои экскременты, поэтому во всех случаях, когда это делают взрослые собаки, я советую хозяевам посоветоваться с ветеринаром и убедиться, что собака не страдает заболеванием поджелудочной железы или другой болезнью, которая может быть причиной подобного поведения.

Суровое наказание за щенячьи промашки либо за ту же провинность, вызванную тревогой, ц страхом, может научить собаку тому, что одновременное присутствие кучки на ковре и человека в комнате - дурной знак, и в результате она съедает свои экскременты, чтобы уничтожить улики (см, главу 15).

Несварение желудка будет быстро обнаружено ветеринаром, но иногда причина в другом: рацион неправильно сбалансирован, а сам: корм плохого качества, так что собака не может извлечь из него нужные питательные вещества. Это нелегко установить. В подобных случаях обычно помогает краткосрочная диетотерапия (см. главы 9 и 10). Почту во всех случаях, за редким исключением, удается быстро отучить собаку от этой привычки, но только при условии, что, как и при решении других проблемах, сначала будет выявлена причина, ее породившая.

 

 

Покусывание

 

См. " Кусачая собака" в этом разделе, а также главу 3.

 

 

Попрошайничество

 

Эта проблема не относится к тем, с которыми мне часто приходится иметь дело.

Большинство владельцев понимают, что их собака клянчит еду, потому что сами ее приучили, когда, видя, как она пускает слюни и умильно смотрит на них, уступили ее немой просьбе. Причина, почему я включил в общий список эту проблему, - необходимость лишний раз подчеркнуть: собака не клянчит еду у другой собаки. Она будет наблюдать, как другая собака что-то ест, но всегда с почтительного расстояния. К собакам полностью относится наша пословица: " Владение имуществом почти равносильно праву на него", особенно когда речь идет о пище.

Если хозяева позволили собаке вторгнуться в свою запретную зону, когда они ели, возникает опасность повышения статуса собаки, а отсюда недалеко и до множества других проблем.

Если прежде собаке разрешалось попрошайничать, то в дальнейшем это нужно прекратить. Простейшее решение - изоляция собаки на время, когда едят хозяева, пока собака не усвоит, что она не ест пищу, предназначенную для людей. Если же попрошайничество - не просто приобретенная привычка, то нужно задуматься о том, действительно ли она так голодна, чтобы нарушать собачий закон, запрещающий вторгаться в пространство, где ест другая собака. Если собака не усваивает питательные вещества из корма, который вы ей даете, она будет позволять себе вольности, когда вы будете есть. Решение проблемы - в диете (см. главу 10). Вообще же, чем выше ранг хозяина в глазах собаки, тем менее вероятно, что она позволит себе клянчить еду. Как поднять статус хозяина, изложено в главе 3.

 

 

Посетители

 

Почти все мои клиенты, обеспокоенные проблемами поведения, которое можно приписать чрезмерным притязаниям на лидерство, в противоположность проблемам, связанным с излишней привязанностью, жалуются и на отношение своих собак к посетителям. Собаки либо агрессивны по отношению к посетителям, либо чересчур приветливы, до такой степени, что приходится запирать их в другом помещении, когда кто-нибудь приходит в дом. Это усугубляет проблему. С точки зрения собаки, если всякий раз, когда кто-то приходит, ее систематически изолируют в другой части дома, то неплохо будет поскорее выпроводить посетителя (отсюда агрессия) или помещать ему войти (безудержный восторг). В любом случае ответ один: нужно поднять статус хозяина, так, чтобы именно он принимал решение о том, кто может и кто не может свободно входить в дом. Необходимо, кроме того, пресечь нежелательные приобретенные поведенческие привычки (см. главы 3 и 6).

Привычка пачкать в доме См. главу 15. Если ваша собака пачкает в доме по ночам, а не вследствие страха и тревоги, обратитесь к примеру, приведенному в главе 7, где говорится о даме, которая тыкала собаку носом в кучку, он поможет понять, как не следует, бороться с этой проблемой.

Возраст собаки тоже следует учитывать. Если она еще очень молода, вероятнее всего, проблема разрешится сама собой. Большинство собак приучаются проситься на прогулку быстро и естественно. Мы можем ускорить этот процесс с помощью дрессировки и приемов, описанных в разделе " Естественные надобности и прогулка" (см. выше), награждая желательное поведение и игнорируя все остальное.

Иногда в случае, если собаку поначалу научили делать все на бумагу, уже тот факт, что бумага по-прежнему лежит на своем месте, заставляет собаку думать, что ходить на бумагу позволительно, - ведь раньше ее за это хвалили и даже угощали. Часто, чтобы покончить с этой привычкой, достаточно бывает убрать бумагу и туда, где она раньше лежала, поместить миски, из которых собаку кормят, или ее подстилку.

По мере того как щенок взрослеет, пищеварительный процесс меняется, и поэтому может оказаться полезным регулировать пищеварение с помощью диеты. Например, если исходить из того, что у взрослой собаки процесс пищеварения длится от двенадцати до пятнадцати часов, становится ясно, что разумно кормить собаку в восемь часов утра и в шесть часов вечера, при условии, что она перед сном еще раз сможет выйти. У более молодых собак пищеварительный цикл относительно короче, скажем от восьми до двенадцати часов. Из этого видно, что хотя восемь часов утра - удобное время для кормления, но, если мы будем кормить собаку в шесть часов вечера, она будет отчаянно нуждаться в прогулке рано утром. Во время переходного периода от щенка к взрослой собаке я обычно рекомендую владельцам собак, страдающих из-за проблемы ночного стула, перенести последнее кормление по возможности на самое позднее время, выпуская собаку в сад после еды, а затем постепенно сдвигать время кормления на один час в месяц. Переход на корм большой плотности также может помочь, потому что при этом уменьшается объем пищи. Эффективным оказывается и приучение к переносной корзине или клетке, описанное в разделе " Жевание" (см. выше).

 

 

Привычка тянуть поводок

 

Эта привычка свойственна всем собакам, наделенным излишне авторитарным характером. Большинство моих клиентов посещали со своими собаками разного рода формальные курсы дрессировки, однако собаки по-прежнему тянут поводок. В конечном счете средство избавить их от этой привычки состоит в лишении их уверенности в своем праве всюду идти впереди хозяина (см. главу 3). Задача сиюминутная - найти эффективное средство прекратить проявление лидерских замашек. Я против применения удавок, потому что, если вы не являетесь опытным инструктором - дрессировщиком собак, то удавка не поможет. Слишком много я видел случаев, когда мои клиенты приходили ко мне со своими собаками, которые, несмотря на ошейник-удавку, тянули как локомотив.

При осмотре шеи обнаруживались повреждения кожных покровов и шерсти.

Те собаки, которые не реагируют на правильное применение строгого ошейника сразу, продолжают тянуть за собой хозяев так же сильно, как и при широком кожаном ошейнике. Разница лишь в том, что удавка и строгий ошейник затягиваются вокруг шеи и постепенно вызывают повреждения кожной и мышечной тканей.

Мое главное возражение против удавок сводится к следующему: хотя они продаются в большинстве магазинов, торгующих товарами для животных, к ним не прилагается инструкция ни по применению, ни по подбору ошейника. Печально, что из-за телевизионных программ, посвященных дрессировке собак, большинство владельцев искренне верят, что именно так можно (и нужно) заставить собаку не тянуть поводок. В действительности это не только не решает данной проблемы, но и порождает целый ряд других.

Должен признать, что я противник любых форм ограничения, которые использует давление либо на шею с помощью удавки, либо на переносицу с помощью имеющихся в продаже специальных ошейников, соединенных с намордником. Они устроены так, что давят на нижнюю челюсть и нос.

По этой причине я разработал ошейник, скомбинированный с поводком, он называется Col-leash (Кол-лиш). Основные различия между этим и внешне похожими на него ошейниками следующие:

1. Ошейник удобно фиксируется на шее собаки, особый зажим препятствует затягиванию ошейника на какой-либо части его головы.

2. Поводок крепится сбоку на шее в точке около уха. Это точка наименьшего сбпротивления, и, значит, собака никак не сможет так приспособить положение своей головы, чтобы образовалась прямая линия с поводком, вдоль которой она сможет тянуть.

3. Col-leash полностью адаптируется, его могут носить собаки любой породы, и вы не рискуете приобрести ошейник неподходящего размера.

Причина, побудившая меня разработать этот ошейник, в том, что, исходя из принципов, изложенных в главе 3, важно не дать собаке возможности тянуть или вести хозяина за собой и тем самым повышать свой статус. Очень высок процент собак, которые, не признавая других форм контроля и оказывая сопротивление при их использовании, принимают Col-leash. Он дает хозяевам возможность вести свою собаку рядом без применения силы и позволяет собаке сохранять естественное положение головы и тела. Передняя часть не подтягивается кверху, - такая поза имеет угрожающий и вызывающий характер и неизбежна при пользовании другими ошейниками, которые давят на шею. В то же время Col-leash, в отличие от намордников-ошейников, не принуждает собаку держать голову и низко опущенной, что соответствует выражению покорности.

Если надеть Col-leash на щенка в качестве первого поводка, он вообще 'никогда не научится 'тянуть, и это само по себе предотвратит возникновение всяких проблем. Поскольку ошейник Col-leash легко подгоняется по размеру, он будет " расти" вместе со щенком, и владельцам не придется выкладывать деньги за ошейники все большего и большего размера.

Главные дистрибьюторы: " Alan and Piers Pet Products", " Crowhall Farm", " Northfield Road", " Soham", " Near Ely", " Cambridge-shire", " CB75UF".

 

 

Сексуальные домогательства

 

Как у кобелей, так и у сук это поведение очень схоже с напрыгиванием. Положить лапы на другое животное - означает претендовать на главенство, но это чаще наблюдается у кобелей.

Довольно часто можно видеть молодого кобеля пяти-шести месяцев от роду, который пытается оседлать чью-нибудь ногу или подушку и тому подобные предметы, затем имитирует коитус (делает движения, как при половом акте). Это обычно указывает на изменения в гормональном статусе собаки, что совпадает во времени с наступлением половой зрелости. Обычно с возрастом эта привычка исчезает, но если она сохраняется у взрослой собаки, то может ставить хозяина в крайне неловкое положение, не говоря уже о смущении жертвы " сексуальных домогательств". Если к тому же собака постоянно все обнюхивает и метит своим запахом (см. раздел " Маркировка территории" ), то нужно посоветоваться с ветеринаром и рассмотреть возможность кастрации. В большинстве случаев кастрация успешно разрешает проблему. При отсутствии других указаний на то, что проблема вызвана гормональными изменениями, можно почти с уверенностью утверждать, что мы снова имеем дело с попыткой заявить о своем превосходстве. Снижение ранга собаки (см. главу 3) и звуковая терапия (см. главу 6) обычно помогают избавиться от проблемы.

 

 

Собаки и взрослые люди

 

Охрана имущества и игрушек, владение предметами (добывание трофеев) - это собачий способ утвердить свое превосходство над другими собаками. В этом разделе уже я отмечал, что (с точки зрения собаки) обладание предметом практически равносильно праву на этот предмет.

Конкретно речь шла о пище, но то же самое относится к игрушкам и другим вещам, например носкам, перчаткам, домашним туфлям и так далее.

Очень часто собаки хватают какой-нибудь предмет в присутствии хозяина и " вызывают" его на то, чтобы он попытался вернуть свою вещь. Это явная попытка взять верх над хозяином, хотя иногда такое поведение объясняется желанием привлечь к себе внимание. Если при попытке хозяина отнять предмет собака рычит, налицо ее притязания на лидерство. (См. раздел " Собственнический инстинкт". )

Насколько важно обладать игрушками как средством установить свое лидерство, хорошо показано моим коллегой Джоном Роджерсоном, который, как и я, является членом Ассоциации консультантов по проблемам поведения домашних животных. В его книге " Ваша собака - ее развитие, поведение и дрессировка" объясняется, как естественную потребность владеть можно использовать, чтобы обеспечить хозяину преимущество вожака.

 

 

Собственнический инстинкт

 

Собаки, которые охраняют игрушки, подстилку и украденные предметы, вроде носков и домашних туфель, обычно очень авторитарны, склонны к лидерству. Не сознавая этого, вы поощряете такое поведение, ради развлечения играя со щенком (перетягивание каната или погоня), когда щенок подбирает один из ваших носков. Когда он уносит игрушку или любой другой предмет к себе на подстилку и угрожает вам, чтобы вы держались от этой вещи подальше, он таким способом пытается взять над вами верх. Лучшие способы взять это поведение под контроль - это применение звуковой терапии и непрямая конфронтация (см. главу 6).

Утвердиться в роли вожака - лучший способ добиться того, чтобы подобное поведение вообще не имело места (см. главу 3).

 

………….

Карен Прайор " Не рычите на собаку"

Карен Прайор - ученый с мировым именем в двух областях - биология морских млекопитающих и поведенческая физиология.

В 1960-х годах при работе с дельфинами она разработала современные несиловые методы дрессировки животных.

Книги Карен Прайор - это книги о дрессировке животных и людей.

 

В сборник " Не рычите на собаку! " известной американской исследовательницы и писательницы Карен Прайор включены два ее наиболее популярных произведения, ставших бестселлерами: " Не рычите на собаку! " и " Несущие ветер".

Произведения Карен Прайор не только несут нужную и интересную информацию для читателей, но и захватывают как хороший, увлекательный роман.

Книга предназначается как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области психологии и биологии.

В книге " Не рычите на собаку! " рассказывается о том, как применять психологические знания в обыденной жизни и контролировать поведение членов своей семьи.

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно.

Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память?

Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением. Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики.

Предисловие

 

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением.

Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение, будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независимо от того, знаем мы их или нет.

Чаще всего мы их применяем неправильно. Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми современные дрессировщики достигают успеха, с законами положительного подкрепления.

Какой бы ни была наша задача - заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение - она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением.

Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации, обучение с подкреплением подобно игре, в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда.

Вам надо только знать, что вы делаете.

Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы дрессировки. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Мне приходилось наблюдать за некоторыми театральными режиссерами и многими дирижерами симфонических оркестров, которые очень умело использовали в своей работе подкрепление. Эти одаренные воспитатели не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением. Однако для всех нас остальных - простых смертных, - кто вслепую пытается совладать с плохо управляемым питомцем, вступает в конфликт с ребенком или сослуживцем, знание законов подкрепления может сослужить хорошую службу.

Обучение с подкреплением - это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие.

Подкрепление - будь то " положительное" , то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или " отрицательное" - то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям - происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

Впервые я услышала об обучении с положительным подкреплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тренером дельфинария " Жизнь моря".

Раньше я дрессировала собак и лошадей, пользуясь традиционными методами, но дельфины - другое дело; на животное, которое просто уплывает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление - в основном ведро с рыбой - единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принципами обучения с подкреплением. Искусство применения этих принципов я постигла при работе с дельфинами.

Имея биологическое образование и всю жизнь интересуясь поведением животных, я оказалась очарованной не столько дельфинами, сколько моим с ними взаимным общением во время дрессировки. То, чему я обучилась, работая с дельфинами, я стала применять и в дрессировке других животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих детей, потому что заметила, что крик не помогает. Подмечать поведение, которое мне нужно, и сразу подкреплять его - это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохраняет мирные отношения в семье.

Тот опыт, который я извлекла из дрессировки дельфинов, имеет солидное теоретическое обоснование. В этой книге я постаралась держаться подальше от теоретизирования, так как, насколько мне известно, правила по применению этих теорий обычно не описываются наукой и, с моей точки зрения, ученые часто неправильно ими пользуются. Но основные законы уже твердо установлены и должны приниматься во внимание при обучении.

Основа этой теории по разным источникам известна как модификация поведения, теория подкрепления, оперантное обусловливание, бихевиоризм, психология поведения и т. д.; это тот раздел психологии, который принес мировую известность Б. Ф. Скиннеру, профессору Гарвардского университета.

Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поносили, не понимали, переиначивали, неправильно истолковывали и неверно использовали. Одно только имя Скиннера приводит в ярость тех, кто является поборником " свободной воли" в качестве характеристики, отделяющей человека от животного. Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, воздействие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется непоправимо безнравственным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавшимися под руку средствами.

Пока гуманисты нападали на бихевиоризм и самого Скиннера с таким же жаром, с каким когда-то правоверные обрушивались на еретиков, бихевиоризм превратился в громадный раздел психологии, которым занимаются целые факультеты в университетах, он широко применяется в клинике, бихевиористы издают специальные журналы и созывают международные конгрессы, бихевиоризму обучают на специальных курсах, в нем возникает ряд доктрин и разных течений, ему посвящаются целые горы литературы. Это принесло определенную пользу обществу.

Некоторые болезни - например, аутизм - оказались более чувствительны к формированию и подкреплению, чем к любым другим воздействиям. Многие врачи успешно разрешали эмоциональные проблемы своих пациентов, используя приемы бихевиоризма. Большая эффективность простого изменения поведения по сравнению со скрупулезным копанием в источниках его происхождения - по крайней мере в некоторых обстоятельствах - способствовала возникновению семейной терапии, в которой рассматривается поведение каждого члена семьи, а не только того, чье страдание наиболее очевидно.

Обучающие машины и программированные учебники, разработанные на основе Скиннеровской теории, были первыми попытками разбить обучение на этапы и поощрять обучающегося за правильные ответы. Эти ранние механизмы были неуклюжими, но именно они были предвестниками компьютерного обучения, которое оказалось не только высокоэффективным, благодаря совершенству выбора времени подкрепления компьютером, но и внесло в процесс обучения веселые нотки в связи с забавным характером подкрепления (фейерверки, танцующие роботы). Программы подкрепления, использующие жетоны и талоны, которые можно накопить и обменять на конфеты, сигареты или какие-то льготы, были установлены в психиатрических лечебницах и некоторых других учреждениях. Нет недостатка в программах аутотренинга, позволяющих следить за весом и изменением других привычек в нужную сторону, и все они основаны на положительном подкреплении. Интересным применением подкрепления для тренировки физиологических реакций является биологическая обратная связь.

Академические ученые изучили мельчайшие аспекты обуславливания. Например, одно исследование показывает, что если вы составляете таблицу, чтобы следить за своими успехами в выполнении какой-либо саморазвивающей программы, то вы скорее выработаете новые привычки, если будете ежедневно не ставить в клеточке соответствующей графы крестик, а сплошь ее зачеркивать.

Обрастание деталями преследует конкретные психологические цели, но я не смогла извлечь из них большой пользы для обучения. Тренинг представляет собой петлю, двустороннюю связь, в которой события на одном конце изменяют события на другом, точно так же, как это происходит в кибернетической системе с обратной связью, хотя многие психологи рассматривают свою работу, как нечто, что они делают по отношению к субъекту, а не совместно с ним. Для настоящего тренера наиболее интересными и потенциально наиболее плодотворными событиями в процессе обучения являются идеосинкразические и неожиданные ответы, которые может дать каждый испытуемый, хотя почти во всех научных работах стремятся игнорировать и свести к минимуму индивидуальные реакции. Изобретение методов, которые Скиннер назвал " формирование" дом последовательного изменения поведения и реализация этих методов '- процесс творческий. Несмотря на это, психологическая литература изобилует программами формирования, которые настолько невообразимы, чтобы не сказать, неуклюжи, что, с моей точки зрения, представляют собой жестокое и необычное наказание. Возьмем, например, приводимый в одном из последних научных журналов метод борьбы с ночным самопроизвольным мочеиспусканием, который включает не только установку специальных датчиков влажности в детской постели, но и присутствие врача, проводящего ночь рядом с ребенком! При этом авторы указывают, что этот способ дорого обходится семье.

А какова же его цена для психики ребенка? Такой способ " поведенческого" решения вопроса подобен попытке бить мух лопатой.

Прежде чем двигаться дальше, я должна извиниться перед всеми профессиональными бихевиористами, которые обеспокоены моим лихим использованием терминологии теории подкрепления. Словарь Скиннера имеет несколько элегантных определений, таких, как оперантное обучение, которое подчеркивает, что субъект является оператором, а не только пассивным участником, или последовательное приближение, предполагающее постепенный характер процедуры формирования навыков. Однако, обучая тренингу, я обнаружила, что люди спотыкаются об эту непривычную терминологию. Чтобы четко изложить предмет, вы должны обучить двум вещам: самой сущности работы и подходящему способу ее обсуждения. По мере распространения из университета в университет Скиннеровская терминология подверглась некоторой модификации; то, что одни называют условными стимулами, другие предпочитают именовать различительными стимулами, а третьи употребляют жаргонное выражение " S-дельта". Этот специфический словарь все время разрастается. Поэтому я пожертвовала научной точностью ради такой терминологии, которая, как мне кажется будет понятной.

Шопенгауэр сказал однажды, что каждая оригинальная идея сначала осмеивается, потом на нее яростно нападают, и, наконец, она принимается как нечто само собой разумеющееся. Насколько мне известно, теория подкрепления не является исключением. Несколько лет назад Скиннера повсюду высмеивали за то, что он продемонстрировал формирование навыка, обучив пару голубей играть в пинг-понг. Теплая, комфортабельная, самоочищающаяся, полная забав комната, которую он оборудовал для своих маленьких дочерей, была высмеяна, как антигуманный, аморальный и еретический " ящик для ребенка", чуть ли не тюремная камера. До сих пор ходят слухи, что его дочери сошли с ума, хотя на самом деле они выросли прекрасными работниками и очень славными людьми. И, наконец, сейчас многие образованные люди относятся к теории подкрепления как к некому пустяку, который они понимают и знают вдоль и поперек. Фактически же большинство людей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.