Пояснительная записка
к интерактивному плакату
« Мнемотическая схема для запоминания
тригонометрических формул и их взаимосвязей».
Тригонометрия – это такой раздел математики, в котором много формул. Некоторые студенты сразу «поднимают руки вверх», мол, «сдаюсь! » и «это мне непосильно».
Существует учительский фольклор «придумок» для запоминания этих формул, например «лошадиное правило» и т. п.
Данный плакат помогает осмыслить взаимосвязь всех формул, понять, как одно вытекает из другого. Работу с плакатом нужно начинать с первых уроков тригонометрии, постепенно открывая всё новые и новые блоки формул.
Показать, как можно за 1-5 минут заполнить бланк (прилагается), который представляет собой этот же плакат, но не заполненный.
Презентация состоит всего из двух слайдов, первый из них – титульный, а на втором нужно делать перерывы между щелчками мыши, потому что новые блоки появляются по щелчку лкм. Каждый блок формул нужно внимательно рассмотреть, выполнить вывод и т. д. Надеюсь что плакат будет вам полезен!
№ щелчка мыши
| Изображение на слайде
| Комментарии
| 1-3
|
| Основные формулы – это главный «кирпичик» схемы. Первые три формулы – основное тригонометрическое тождество и определения тангенса и котангенса – надо выучить, а три остальные вытекают из первых.
Объяснить взаимосвязь.
|
|
| Блок формул суммы (на жёлтом фоне»)- это краеугольный камень схемы, который вместе с «основными формулами» дают нам все формулы схемы. Называем этот блок «Сельскохозяйственные формулы». Почему сельскохозяйственные, станет понятно чуть позже.
Для запоминания этих формул мы должны приложить максимум усилий. В качестве мнемотической подпорки используем следующие приговорки.
-На что по звучанию похоже слово синус?
-Сено.
- Сено получают во время сенокоса.
-Что делают на сенокосе?
-Сено косят, косят сено.
Это подсказка к тому, что при расписывании формул синусаалгебраической суммы, чередуем название функций: sin·cos? cos·sin, а знак? между произведениями совпадает со знаком между аргументами в скобках. И, вообще, для синуса со знаком проблем меньше, чем с косинусом.
Для формул косинуса алгебраической суммы приговариваем:
-На что по звучанию похоже слово косинус?
-Косарь.
-А что делает косарь?
-Косит, косит – сел, сидит.
Это подсказка к тому, что при расписывании формул косинусаалгебраической суммы, повторяем название функций: cos·cos ¿ sin·sin, а знак ¿ между произведениями противоположен знаку между аргументами в скобках.
Для формул тангенса суммы особой приговорки нет, но помогают слова «Танец танго танцуем с каждым, подводим черту, и от целого мира (от единицы) весёлой парою отъединяемся». (вычитание от единицы)
| 5-7
|
| В формулах суммы угол β заменим на α, получаем формулы двойного аргумента.
|
|
| Из формулы косинуса суммы совместно с основным тригонометрическим тождеством получаем две очень важные формулы.
|
|
| Показываем, как из предыдущих формул получаются формулы половинного аргумента.
|
|
| И как из них же получаются формулы понижения степени.
|
|
| Показываем, в каком ещё виде можно записать формулы половинного аргумента.
|
|
| Появляется новый блок формул: «формулы произведения». Объясняем, как получены эти формулы.
| 13-14
|
| Формулы алгебраического сложения получаются из формул произведения, если мы их запишем «задом – наперёд» и переобозначим аргументы.
Для суммы и разности тангенсов полезно заметить, что конструкция формулы согласована с определением тангенса: сверху - синус, снизу – косинус. Образ модели формулы – запомнить.
| 15-16
|
| Последние два блока формул «подвальчик» рассматривают на дополнительных занятиях.
|
|