|
|||
Сюжет и литературные источникиСтр 1 из 4Следующая ⇒
«Жизнь за Царя́ » («Ива́ нСуса́ нин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто 1836 г. — барон Егор Розен. Действующие лица Иван Сусанин, крестьянин села Домнина — бас Антонида, его дочь — сопрано Ваня, приёмный сын Сусанина — контральто Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды — тенор Русский воин — бас Польский гонец — тенор Сигизмунд, король польский — бас Хоры крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей; балет польских панов и паненок Место действия: село Домнино, Польша, Москва (в эпилоге). Время действия: 1612—1613 годы. Сюжет и литературные источники Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними. История создания оперы В период заграничной поездки по Италии и Германии (1830—1834 гг. ), предшествовавшей началу работы над оперой, Глинку неоднократно посещали мысли о создании произведения, проникнутого национальным духом. Глинка пишет о том, что этот сюжет предложил ему Василий Жуковский. Специфика творческого процесса Глинки состояла в том, что он не только сам полностью продумывал композицию и драматургию будущей оперы, но и почти всю музыку создавал раньше текста, и его либреттист был вынужден подлаживать текст под уже сочиненные мелодии. Вероятно, такое подчинение текста музыке могло оттолкнуть признанных поэтов от работы над оперой. В создании либретто оперы пытались участвовать популярные в то время авторы: Нестор Кукольник, Владимир Соллогуб, Василий Жуковский, князь Владимир Одоевский, но главным либреттистом стал барон фон Розен. В нём Глинка больше всего ценил именно способность прилаживать слова к уже готовой музыке. Работа над оперой шла быстро, и зимой 1835/1836 года музыка была готова.
|
|||
|