|
|||
Музыка народов севераБольшой интерес представляет музыка малочисленных коренных народов, живущих в тундровой и таёжной зонах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Музыкальная культура северных народов имеет некоторые общие черты. так, например, в ней преобладает одноголосно-монодический склад с элементами бурдонного многоголосия (непрерывно тянущийся тон или интервал, на фоне которого разворачивается мелодия). Широко распространена традиция индивидуального песнетворчества, в т. ч. в жанре личных именных песен-оберегов, имеющих 3 вида: детская (сочинённая матерью), взрослая (сложенная самостоятельно и с годами незначительно обновляемая), предсмертная (подводящая итог жизни) песни. Бытуют также личные наигрыши и танцы, песни необычных жанров - " мухоморные", " пьяные", " сонные" и другие. Распространены обычаи импровизации песен и наигрышей по различным поводам (приветственные и гостевые песни. Главные музыкальные инструменты - бубен различных типов (символ музыки, проекция-модель жилища-шатра, Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть " три священные вещи: олень, огниво и бубен" ). Среди духовых инструментов различается флейтовые и язычковые из растений, перьев и костей птиц и зверей. Среди струнных - музыкальные луки, 1- и 2-струнные смычковые (типа скрипки и альта), угловая 5-9-струнная арфа, 3-5-струнные " сибирские" гусли. В музыке народов Севера можно выделить 3 основных жанрово-стилистических пласта: 1) простейшие напевы и наигрыши (заклички, охотничьи звукоподражания-призывы, колыбельные и др. ) с секундово-терцовым амбитусом и простой периодической структурой; 2) песни и наигрыши с амбитусом кварты-сексты, с развитой мелодикой и ангемитонной основой, куплетно-вариационным строением (календарно-трудовые, некоторые родо-семейно-бытовые, танцевально-игровые и др. ); 3) крупные композиции (плачи-причитания, развернутые мифо-эпические сказания, дошаманские празднества-игрища и многообразные шаманские камлания) со сложным ладомелодическим строением, объёмным амбитусом и рондообразно-вариационной формой.
Музыкальные культуры народов Севера объединяются в 3 основные этномузыкальные группы: · поморскую, · лесотундровую и · таёжную. Музыка поморов - морских зверобоев (эскимосов, алеутов, кереков и др. ) - сходна с музыкой эскимосов Сев. Америки, гренландцев, алеутов, индейских племен северо-западного побережья Америки. Для неё характерны танцевальная основа, метрическая регулярность, периодичность сложных ритмоформул с частыми синкопами, куплетность с элементами варьирования. Преобладают 7-ступенные диатонические лады (амбитус - нона-децима), громкое ансамблевое музицирование (в частности, хоровое унисонное пение открытым звуком в высокой тесситуре в сопровождении ансамбля резко звучащих бубнов).
Сообщение подготовил Глухов Никита 6 «Г»
|
|||
|