![]()
|
|||
Беседа и слушание романса А.П.Бородина «Спящая княжна»
Тема урока: Форма рондо
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что вы видите на рисунке? Скажите, все фигуры на слайде имеют одинаковую форму? Перечислите, какие вы знаете формы предметов. Я предлагаю вам провести небольшую работу: попробовать построить из любых предложенных фигур здания. Итак, ребята, подведем итоги. Обратите внимание, одинаковые ли здания получились у вас? Значит, форма у зданий одинаковая или разная? -А как называют людей, придумывающих, проектирующих различные здания? Можно ли сравнить композитора с архитектором? Что между ними общего? А от чего зависит форма произведения?
Архитектор планирует дома, строит их, так и композитор придаёт своим произведениям различные формы. Музыкальная форма зависит от образов, которые живут в музыке, от их характера, настроения. Одночастная, двухчастная, трёхчастная
А теперь я предлагаю вам сделать новое открытие: узнать еще одну музыкальную форму. Я не зря расположила на нашей схеме фигурки в форме круга, потому что еще одна форма - «рондо» -в переводе с французского означает «круг, кружок», то есть хоровод. Главная мелодия в рондо называется РЕФРЕНОМ, она повторяется через промежутки времени не менее трёх раз. Эти промежутки называются ЭПИЗОДАМИ. А теперь я предлагаю вам закрепить наши знания и послушать новое произведение «Спящая княжна» А. П. Бородина. Беседа и слушание романса А. П. Бородина «Спящая княжна» - Представьте, что вы - композиторы. Читайте стихи и подумайте, какую бы вы написали музыку к этому фрагменту? (Читайте спокойной, неторопливой интонацией начальные строки текста романса «Спящая княжна». ) Спит. Спит в лесу глухом, Спит княжна волшебным сном, Спит под кровом тёмной ночи, Сон сковал ей крепко очи. Спит, спит. (Музыка была бы мягкой, спокойной, напевной, как колыбельная. ) - Изменится ли характер музыки в следующей части? (Читайте более твердой интонацией следующие строки текста. ) Вот и лес глухой очнулся, С диким смехом вдруг проснулся Ведьм и леших шумный рой И промчался над княжной. (Характер музыки будет другой – взволнованный, подвижный и т. д. ) - Продолжим (строки о княжне – спокойной, сонной интонацией, о богатырях – более решительной, твёрдой интонацией. ) Лишь княжна в лесу глухом Спит все тем же мёртвым сном. Спит, спит. Слух прошёл, что в лес дремучий Богатырь придёт могучий, Чары силой сокрушит, Сон волшебный победит И княжну освободит, освободит. Но проходят дни за днями, Годы идут за годами... Ни души живой кругом, Все объято мёртвым сном. Так княжна в лесу глухом Тихо спит глубоким сном; Сон сковал ей крепко очи, Спит она и дни, и ночи. Спит, спит. - Какую бы форму вы выбрали для сочинения музыки на эти слова? (Рондо. ) - А теперь я предлагаю вам послушать романс А. П. Бородина «Спящая княжна» и проверить, правильно ли мы предположили?
|
|||
|