Технологическая карта урока. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Технологическая карта урока
Тема: «Музыка утра»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.
Задачи урока:
Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии);
Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи в передаче картин природы;
Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;
Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку;
Развитие вокально-хоровых навыков;
Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо-пластические движения.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Регулятивные:
Использовать речь для регуляции своего действия.
Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
3. Формирование устойчивого интереса к уроку через пластическое интонирование, разыгрывание песни.
Коммуникативные:
1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
1. Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.
2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.
3. Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Оборудование:
Учебники для 1-го класса; рабочие тетради; компьютер; мультимедийное оборудование
Ход урока
Этап
| Деятельность учителя
|
| Организационный момент
Звучит песня Д. Кабалевского " Доброе утро" из кантаты " Песня утра, весны и мира»
| Здравствуйте ребята!
Ребята, Муза Терпсихора вновь нас приглашает в гости! Вы согласны отправиться в гости?
Но к кому же в гости приглашает нас Терпсихора, мы узнаем из песни, которую Вам необходимо внимательно слушать, потому что в словах песни есть подсказка, к кому в гости мы пойдём.
Кто ответить на вопрос? К кому в гости мы отправляемся?
Правильно, мы отправимся в гости к утру, и познакомимся с музыкой утра.
|
Да
| Целеполагание
| - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Как думаете, какая цель нашего занятия?
- Какие задачи мы поставим что бы достичь цели урока?
|
|
После прослушивания дети называют инструменты, которые использовал композитор, чтобы изобразить музыку утра: это флейта, гобой, скрипки и др. Вместе с учителем дети выясняют, что звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца.
| Ребята, с чего начинается утро?
А кто знает, в какой стороне света встает солнце?
Да, действительно, солнце встает на востоке.
- А кто сможет рассказать, как начинается его утро?
- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. - - И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
- А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение?
: - На стр. 46 и 47 вы видите иллюстрации картин. Какое утро изобразили художники? Какое настроение хотел передать художник на первой картине, солнечное или унылое? Жизнерадостное или печальное?
- Как вы догадались?
- А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?
- Теперь мы послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П. И. Чайковский и норвежский композитор Э. Григ. Какое время года изобразил звуками П. И. Чайковский?
- Так какое время года? Солнце светило в музыке? - Или было ненастье? Дождь или вьюга?
- А на каком инструменте исполняется это произведение?
-А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э. Грига.
- Что вы услышите в музыке, какое время года?
- Почему вы так решили?
- Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?
- А кто исполнял это произведение, один инструмент или несколько?
- Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?
- А как композитор это изобразил? Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы? Давайте ещё раз прослушаем это произведение и посмотрим, какие картины нарисовали ребята к этому произведению.
- Скажите, стихотворение И. Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?
- А теперь послушайте, как поэт передаёт своё настроение словами.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
- Скажите, стихотворение И. Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?
- Вот и побывали в гостях у утра, теперь мы знаем, как художники, поэты и композиторы его изображают, и что используют для написания своих произведений. Но а наше утро начинается с зарядки и я вам предлагаю тоже выполнить зарядку.
| С появлением луча, с появлением росы, тумана, с тишины. Утром чувствуется свежесть.
- Солнечное, жизнерадостное!
- Краски тёплые, солнечный свет, лучики солнца.
- Тихое, на озере нет волн.
- Восторженное, радостное!
- Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро.
- На фортепиано
- Похоже и на лето, и на весну.
- В музыке как- будто выглянуло солнце.
- Много, это оркестр.
- Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно
| Физминутка «Вместе весело шагать»
|
|
| Разучивание песни «Русская зима»
Дети вместе с учителем выполняют некоторые упражнения из дыхательной гимнастики Далее следуют упражнения из артикуляционной гимнастики (проговаривание скороговорок) Распевание: «мычание» на одном звуке, песенки-попевки на двух и трёх звуках
| - А теперь мы с вами тоже будем исполнителями и разучим новые песни. Но сначала ответьте на вопрос: «Какой инструмент всегда находится с нами? »
- И как любой инструмент его надо настроить.
Все мы знаем, что гласные буквы в русском языке можно протянуть или пропеть.
Давайте, мы тоже с вами попробуем их пропеть.
Делаем глубокий вдох и пропеваем букву так долго, пока у вас не кончится воздух в легких.
А-а-а-а-а-а-а-а…
О-о-о-о-о-о-о….
У-у-у-у-у-у-у….
И-и-и-и-и-и….
- Представьте, что у вас на ладони стоит зажженная свечка. Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох. А теперь медленно выдыхайте воздух в сторону свечи, так, чтобы она не погасла. Старайтесь выдыхать ровно, без толчков и, повторяю, медленно.
|
|
| - Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились?
Домашнее задание.
- Ребята, а теперь откройте дневники, и запишите д. з. Задание на дом: нарисуйте своё утро.
|
Дети вспоминают П. Чайковского, Э. Грига.
| Рефлексия
| - Скажите, чему вы научились на уроке?
· Я узнал …
· Я запомнил …
· Я смог …
- А теперь поместите человечка на соответствующую ступеньку
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
- Ребята, с каким настроение вы уходите с урока? Я предлагаю Вам подойти к доске и прикрепить солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если у вас настроение грустное.
|
|
|