|
|||
ТЕМА 18. МОРАЛЬ. 1. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведенияСтр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕМА 18. МОРАЛЬ
1. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. 2. Нравственный идеал. 3. Возникновение морали.
1. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения Мораль – это представления и правила, которые обычно существуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика. Этические проблемы пытались разрешить такие мыслители, как Аристотель, Эпикур, Иммануил Кант и др. Мораль – это явление, которое обладает двумя, на первый взгляд, несовместимыми сторонами. С одной стороны, мораль – это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответствии с которыми он считает необходимым совершать любые действия. С другой стороны, мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собственные поступки, но и поступки других людей; мораль служит основой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех. Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Однако, чтобы быть полностью моральным, одного этого недостаточно. Во-первых, эти принципы должны учитывать чувства, интересы и особенности других людей. Во-вторых, необходимо также применять те же самые принципы и ценности к действиям других людей. Другими словами, подлинная мораль не допускает " двойных стандартов", то есть оценки одинаковых поступков разных людей с точки зрения разных норм. И действительно, убийство всегда аморально, независимо от того, кто его совершил. Сейчас в мире наблюдается тенденция к отказу от смертной казни. Другими словами, все больше государств признают, что убийство – даже на государственном уровне, даже тогда, когда оно кажется обоснованным виной преступника, – аморально. Мораль выражается в виде совести. Под совестью обычно понимают способность познавать моральные ценности. Совесть – это особая структура человеческой психики, которая отвечает за то, чтобы человек поступал с учетом интересов других людей. Выражаясь иначе, совесть как бы представляет внутри человека общество, в котором тот живет, и защищает интересы этого общества. Слово " мораль" в одном из своих значений означает " закон, правило, предписание". Однако между законом в собственном смысле слова (то есть законодательным актом) и моралью имеются не только сходства, но и различия. Рассмотрим их по очереди. Между моралью и законом существует определенное сходство. Например, запрет на убийство и проявление агрессии по отношению к другому человеку – это моральная норма, и людей с детства приучают к тому, что эту норму нельзя нарушать. Эта же норма закреплена в законодательстве. В то же время мораль значительно отличается от закона, а потому их не следует смешивать. Если закон создается специальными властными органами, а его исполнение обеспечивается путем введения наказаний за его нарушение, то мораль всегда существует как ценности, которым человек следует сознательно, независимо от того, закреплены ли нормы морали в виде закона. К тому же закон может быть несправедливым или предписывать человеку поведение, которое осуждается с точки зрения морали, тогда как нормы морали непосредственно создают представления о справедливости. Например, государство может принуждать человека сообщать в правоохранительные органы любую информацию о правонарушениях, совершенных другими людьми. Конечно, в большинстве случаев такие действия с точки зрения морали не являются предосудительными. Но как быть, если с точки зрения закона действия оцениваются как преступные, а с точки зрения морали в них нет ничего предосудительного? В этом случае человек, сообщивший в соответствующие органы о таких действиях, с точки зрения морали будет обычным доносчиком, " стукачом". Нарушение норм морали также карается, хотя и совсем иначе, чем нарушение закона. Если человек преступил закон, его могут оштрафовать или посадить в тюрьму. Нарушение же норм морали может привести лишь к осуждению со стороны других людей. Последнее подтверждает то, что мораль существует прежде всего как убеждения.
|
|||
|