Вторая часть. Третья часть. О праве на образование. О воспитании детей
Вторая часть
· Статьи 42—45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть
· Статьи 46—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.
О праве на образование
Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.
О воспитании детей
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
· развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
· воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
· воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
· подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
· воспитание уважения к окружающей природе.
Конвенция по правам ребенка в картинках
Статья 1. Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. Каждому ребенку, без всякого исключения, должны быть обеспечены все права.
Государство должно защитить ребенка от всех форм дискриминации.
Статья 3. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4. Государство обязано обеспечить осуществление прав, определенных Конвенцией.
Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.
Статья 5. Государства обязаны уважать родителей и семью применительно к их функции воспитания ребенка.
Статья 18. Оба родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребенка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.
Статья 27. Родители несут ответственность за обеспечение ребенку уровня жизни, необходимого для его гармоничного развития, даже в том случае, если один из родителей проживает в другой стране.
Статья 7. С момента рождения право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8. Государство обязано оказывать помощь и защиту ребенку для восстановления его индивидуальности, если он незаконно лишен ее.
Статья 9. Право ребенка поддерживать контакт со своими родителями в случаях разлучения. В том случае, когда разлучение вытекает из таких обстоятельств, как арест, тюремное заключение или смерть одного или обоих родителей, государство предоставляет родителям или ребенку информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена семьи.
Статья 10. Заявления ребенка на въезд в государство или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться гуманным образом. Ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе прямые контакты с обоими родителями, если они живут в различных государствах.
Статья 11. Государства принимают меры для борьбы с похищением ребенка со стороны одного из родителей или третьего лица.
Статья 12. Право ребенка выражать свое мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание.
Статья 13Право искать, получать и передавать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме.
Статья 14Государства должны уважать права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении этого права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.
Статья 15. Право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
Статья 17. Ребенок должен иметь доступ к различным источникам информации; поощряется разработка принципов защиты ребенка от информации, наносящей вред его благополучию.
Статья 18. Оба родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребенка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.
Статья 19. Государства должны обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Должны быть разработаны социальные программы с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся.
Статья 20. Ребенок имеет право на обеспечение ему замены ухода в соответствии с законами своей страны. При рассмотрении вариантов замены ухода за детьми государство должно учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную, культурную и языковую принадлежность.
Статья 21. Государства обязаны обеспечить, чтобы усыновление ребенка осуществлялось только компетентными органами. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если все способы ухода в стране его происхождения исчерпаны.
Статья 22. Детям-беженцам должна быть обеспечена надлежащая защита. Государства должны оказывать содействие международным организациям по предоставлению такой защиты, а также в воссоединении детей с их семьями.
Статья 38. Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действиях.
Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооруженные силы.
Статья 23. Право на особую заботу и образование, обеспечивающие активное участие в жизни общества.
Статья 25. Ребенок, помещенный на попечение с целью ухода за ним, его защиты или лечения, имеет право на периодическую оценку условий, связанных с таким попечением.
Статья 28Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.
Статья 29. Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Статья 30. Право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.
Статья 31. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Статья 32. Право ребенка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья.
Статья 33. Защита ребенка от незаконного употребления этих веществ, от использования детей в их противозаконном производстве и торговле ими.
Статья 34. Защита ребенка от сексуальной эксплуатации, включая проституцию; защита от использования детей в порнографических материалах.
Статья 35. Государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды.
| | |
|