Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, многомерный мир человека есть то, что располагается между субъективной и объективной реальностями, между ≪ духом и матерней≫.



 

Многомерный мир человека в Теории психологических систем (В. Е. Клочко)

 

В ТПС человек понимается как сложная, самоорганизующаяся психологическая система, открытая как в социум, так и в объективную (природную, физическую, ≪ вещную≫ среду. Психическое рассматривается как то, что порождается, возникает в процессе функционирования психологических систем и обеспечивает их самоорганизацию и саморазвитие. Взаимопревращение противоположностей (субъективного и объективного) в процессе из взаимодействия, есть одновременно и производство, порождение психологической реальности, которая истановится предметом научного исследования. Такое изменение предмета науки является результатом закономерного движения ее в соответствии с внутренней тенденцией развития, насколько позволяет открыть ее историко-системный подход.

За психикой можно закрепить функцию обеспечения устойчивости человека как самоорганизующейся психологической системы. (Само)развитие системы есть основание ее устойчивого существования.

 

Человек как психологическая система включает в себя и субъективную компоненту (образ мира, составляющего для человека его действительность), и деятельностную компоненту (образ жизни человека в его действительности), и саму действительность – многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею.

 

Употребляя понятие ≪ многомерный мир человека≫, необходимо оговорить одно важное обстоятельство. Многомерен ≪ образ мира≫, т. е. результат его субъективного отражения, или многомерен сам мир человека?

Любой образ, в том числе и образ мира, субъективен по определению – он является результатом отражения. Многомерный образ мира, следовательно, может быть только результатом отражения многомерного мира. Предположение о том, что мир человека имеет четыре измерения, а другие добавляются уже к образу, делая его многомерным, лишено всяких оснований. Прежде всего, трудно представить сам процесс привнесения новых измерений к возникшему образу. Кроме того, пропадет главное; возможность объяснить механизм избирательности психического отражения. В том-то все и дело, что пятое, шестое, седьмое измерения (за которыми в той же последовательности стоят значения, смыслы и ценности ) характеризуют предметы, включенные в мир человека, и являются качествами самих предметов. Это обеспечивает их отличие от бесконечной совокупности объективных явлений, одновременно с ними воздействующими на органы чувств человека, но не проникающих в сознание, определяя тем самым как содержание сознания в каждый момент времени, так и его ценностно-смысловую насыщенность. Напомним еще раз; сознание, «... которое сознавало бы все, ничего бы не с о з н а в а л о. . . » И к этому просто нечего добавить.

Кроме того, именно эти измерения мира человека обеспечивают его предметность, превращение объектов, существующих вне и независимо от человека, в предметы, в вещи, имеющие для человека субъективную значимость, личностную отнесенность. Только психиатр знает, что нормально работающие органы чувств вовсе не гарантируют реалистического сознания и мышления.

Все их нарушения, с чего бы они не начинались, происходят ≪ между≫ - в том многомерном мире человека, где сливается субъективное и объективное, порождая психологическое пространство, которое так сложно определить и закрепить адекватным понятием, способным уловить состоявшийся взаимопереход противоположностей и порождение особого слоя, где сознание и бытие выступает в нерасторжимом единстве и не имеют однозначных причинно-следственных связей - бытие в такой же степени определяет сознание, как и наоборот.

Отсутствие устоявшегося понятийного аппарата приводит к тому, что приходится каждый раз оговаривать индивидуальную определенность понятия «действительность», отличая её от абстрактной «объективной действительности», или просто «действительности», когда под ней понимают еще более абстрактную «объективную реальность».

 

Действительность данного человека содержит в себе его собственную субъективность, ≪ осевшую≫ на объектах и превратившую их в предметы, имеющие для человека значение, смысл, ценность (пятое, шестое, седьмое измерения). Объективное, как противостоящее субъективному, не несущее его на себе, не определяет действительность как пространство, в котором можно действовать. Оно не входит в многомерный мир личности именно потому, что не содержит в себе ни грана субъективности, без которой нельзя действовать, понимая ценность и смысл того, что ты делаешь в каждый момент времени.

 

Психика соотносима с порождением многомерного мира человека, представленного в совокупности его чувственных и сверхчувственных (системных) качеств. Это очень близко к тому пониманию психики, которого придерживался Л. С. Выготский. Психика ≪ есть орган отбора, решето, процеживающее мир, и изменяющего так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль - не в отражении (отражает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущения), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма≫. В этом плане многомерный мир человека и есть ≪ субъективно искаженная объективная реальность≫.

Итак, многомерный мир человека есть то, что располагается между субъективной и объективной реальностями, между ≪ духом и матерней≫.

Мир каждого человека уникален и составляет то, что является собственно человеческим в человеке его самость, его существенную характеристику. Этот мир не рождается вместе с человеком – он им созидается конструируется и, в конечном счете, человек таков, каков его мир. Суверенная личность отличается от других тем, что несет ответственность за его порядок и качество. Она способна самостоятельно, без посредников выходить к культуре и вычерпывать из нее основания для сохранения и развития своего многомерного мира, т. е. самой себя.

Есть строгая иерархия и субординация в становлении многомерного мира человека, возникновении системных качеств предметов, составляющих мир. Иными словами, субъективное проникает в объективное и оседает на нем в определенной последовательности, обеспечивая его новые измерения, а значит и новые уровни сознания. Развитие человека в онтогенезе и есть, с отстаиваемой точки зрения, последовательное ≪ вдвижение≫ субъективного в объективное, совпадающее с этапами становления многомерного мира человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.