Способ получения знания
Определение и описание, степень достоверности
| 1. Пратьякша - («прати» -перед, «акша» - глаза - то, что находится перед глазами). Познание через собственные органы чувств, эмпирическое восприятие с помощью пяти чувств: слуха; зрения; обоняния; осязания; и вкуса.
Вайшнава веданта признает 2 вида пратьякши:
Бахья - внешняя
| Антара - внутренняя
| Непосредственный контакт телесных органов с внешними объектами.
| Считывание умом сигналов от органов чувств:
1) Савикалпака – предварительное восприятие, объект еще не распознан и не классифицирован.
2) Нирвикалпака – распознанный объект.
| Пратьякша не позволяет постичь Абсолютную Истину. Так как каждое живое существо обладает 4 недостатками в обусловленном состоянии:
Недостаток
| Место возникновения ошибки
| Пример
| Бхрама – склонность совершать ошибки, принимать одно за другое, неправильная интерпретация.
| Ошибка разума – буддхи.
| Принимать тело за самих себя – изначальная ошибка (остальные бхрамы исходят из этой). #В сумерках принять дерево за человека
| Прамада – склонность впадать в иллюзию, невнимательность, избирательность, рассеяность. Непонимание своей собственной ограниченности.
| Ошибка ума – манаса.
| Мир воспринимается умом, как только ум отвлекается, знание искажается. #Слухи
| Випралипса –склонность обманывать других, выдавать желаемое за действительное.
| Ошибка эго – аханкары.
| Подсознательное желание наслаждаться, вожделение заставляет людей казаться, а не быть.
| Карана патава – обладание несовершенными чувствами, ограниченные возможности чувств.
| Ошибка чувств.
| Не видим прошлого и будущего. Видим только определенный диапазон восприятия. Видение отделено от объекта по времени, он мог изменится. Дискретные предметы воспринимаются как единое целое (фильм)
| Пратьякша ограничена восприятием только материального и происходящего в настоящем. Чувственный опыт имеет отношение только к внешней стороне явления, тогда как истина лежит гораздо глубже.
Знание, основанное только на пратьякше в конечном итоге приводит к деградации.
| 2. Анумана – («манас» - ум, «ану» - следовать) логика, размышления и умозаключения, теории, выводимые из фактов, гипотезы, обобщение опыта.
Есть 3 формы мышления:
-рефлективное (определение рамок);
-творческое (определение возможных причин);
-критическое (оценка возможностей этих причин с точки зрения логики и вероятности)
Логика представляет собой систематическое мышление, выраженное средствами языка объясняющее то, что нам известно о мире
Структура логического мышления:
1. Пратьяга — формулировка тезиса. (#На холме горит огонь)
2. Хету — причина, по которой мы формулируем тезис. (#Оттуда идет дым)
3. Викьяти — общий принцип, индуктивный элемент. Подтверждение примером. (#Где есть огонь, есть дым, когда готовят на костре. Где нет огня, нет дыма. Посреди озера дыма нет)
4. Упанайана — констатация факта, того, что есть. Применение общего правила к конкретной ситуации (#Я вижу дым над этим холмом)
5. Нигамана — вывод. (#Поэтому на холме горит огонь)
Анумана не позволяет постичь Абсолютную истину, потому что:
- в качестве фактов для размышлений все равно выступает несовершенная пратьякша.
-ум слишком изменчив, часто он может быть невнимателен, не сосредоточен;
-логика, выдвигаемая умом сильно зависит от эмоционального состояния человека и его корыстных мотивов;
-логика сама по себе обладает рядом несовершенств, например, таких как: просеивание частных случаев, установление ложных зависимостей между причиной и следствием, циркулярностью (наличием замкнутых логических петель); ложными обобщениями. (# Пример логической петли: Р. Декарт выдвигал тезис, что все нужно подвергать сомнению. Тогда в первую очередь сомнению нужно подвергнуть это утверждение. Получается если оно правильно, то оно неправильно, и если оно неправильно, то оно правильно. Логический парадокс! )
-логика не имеет внутри себя абсолютной точки отсчета, в следствие чего любую логику можно опровергнуть.
-не может привести к познанию того, что лежит за пределами логики, объектов ачинтья – «непостижимых», объектов, не относящихся к материальной природе. (БГ 10. 4-5 Ум создан Господом. Невозможно постичь полноту Источника с помощью того, что вышло из этого источника, что намного меньше Источника. )
Знание, основанное на анумане в конечном итоге приводит к деградации.
| 3. Шабда - звук, голос. Принятие информации из внешнего информационного источника, который располагает авторитетной информацией, посредством слушания (шрути). Этот метод познания можно применять отдельно, не прибегая к помощи остальных. Хотя мы слышим шабду с помощью пратьякши, шабда остается независимой от нее (животные которые полагаются только на свои чувства не прогрессируют, в то время как дети обретают разум полагаясь на слова родителей).
При принятии этого способа познания встает вопрос доверия к источнику знания. Шабда бывает двух видов:
Паурушея- «То, что я узнаю глазами других», знания, получаемые от других людей (используют даже эмпирики и логики). Когда я не испытывал этого сам, но услышал от другого человека о его эмпирическом или логическом опыте.
| Апаурушея (брахма-видья, амная, шрути) – знания, полученные из совершенного источника, несотворенные человеком, Богооткровенное знание, полученное непосредственно от Бога, передают то, что находится за пределами нашего опыта. Примером такого знания служат Веды.
| Является несовершенным так как наделено теми же недостатками что и пратьякша, и анумана.
| Позволяет постичь Абсолютную Истину, так как Бог, а, следовательно, и Его послание, лишен всех недостатков. Обладает способностью освобождать живое существо от зависимости от собственных чувств. Доказывает само себя за счет последующего духовного опыта.
| Одним из видов апаурушея шабды является парокша.
| 4. Апарокша
Осознание. Прямой путь получения знания. Когда душа познает без опосредования оскверненного ума и органов чувств. Медитативная форма восприятия, доступная только людям, достигшим определенного уровня в концентрации и медитации. Начальная форма откровения. Прямое познание души, самоосознание. На этой стадии человек для осмысления ведического звука пользуется ануманой, но это не спекулятивные рассуждения, а вичар – философские размышления ученика, который строго следует примеру и наставлениям гуру.
| 5. Адхокшаджа
Уровень откровения. То, что находится вне моего восприятия, недоступно экспериментальному познанию. " Адхах" – вниз, подавлять, подчинять, " Акшаджа" - знания, которые напрямую воспринимаются чувствами.
На этом уровне с 5 онтологических истин: ишвары, дживы, пракрити, калы и кармы наконец спадает покров тайны.
| 6. Апракрита (дивья-пратьякша)
«Нерукотворный, не-пракрити» - духовное, не материальное знание, находится за пределами материального знания. Божественное созерцание трансцендентных игр Господа, никак не связанных с механистическими функциями материальной природы, это духовная деятельность. Открывает изначальное положение дживы как вечного слуги Кришны в духовном мире. Непосредственное восприятие Кришны и Его божественное обители духовными чувствами, которое наполняет сознание преданного непреходящим блаженством.
| |
Брахма видья – человек, которому доступно знание апарокша познал Брахман и свою духовную природу, то что он в действительности является не телом, а душой.
Трансцендентное знание
Практический аспект:
-Осознание себя как души;
-Осознание безличного Брахмана.
| Параматма видья – доступно знание Вайкунтхи, аспекта величия Господа. Результат вайдхи-бхакти.
Трансцендентное знание
Практический аспект:
-Осознание себя как души;
-Осознание Господа в Его аспекте Параматмы
-Осознание Вайкунтхи, духовных планет.
-Осознание своих взаимоотношений с Господом: шанта, дасья, сакхья расы
| Бхагавата видья – доступно знание Голоки Вриндаваны, аспекта сладости Господа. Результат рагануга-бхакти.
Трансцендентное знание
Практический аспект:
-Осознание себя как души;
-Осознание Господа в Его аспекте Бхагавана, встреча с Кришной
-Осознание Голоки Вриндаваны – планеты Кришны.
-Осознание своих взаимоотношений с Господом: випраламбха-сакхья - близкая дружба, ватсалья и мадхурья расы - полное самопожертвование.
| |
Производные и гибридные формы видов знания, не самодостаточные (апритхак) не работают без пратьякши, ануманы и шабды. Недостатки
| Абхава (анупалабдхи) –буквально «небытие», несуществование. Знание на основании отсутствия чего-либо или кого-либо (метод исключения).
Как узнать, кого или что исключать? Как точно узнать откуда и каким методом исключать?
| Упамана –аналогия, сравнение с тем, что я знаю.
Данных для сравнения недостаточно.
| Артхапати –гипотеза на основании неизвестного опыта, логика от противного, подразумевание, единственно верное предположение. Пример: Девадатта жирный, но он не ест днем – значит он ест ночью.
Может не быть вариантов в уме, или их будет слишком много.
| Самбхава –знание на основании включения чего-то куда-то. Пример: если у человека есть тысячу долларов, то это значит, что у него есть сто долларов.
Не мыслимо без логики, а также знания авторитетов.
| Чешта –жест, символ, мимика. Могут быть обманчивы.
| Арша –авторитет мудрецов (от слова риши).
Мудрецы могут не знать истину
| Айтихья – традиция или историческое познание.
Ошибка в передачи традиции. Ошибка в понимании традиции
| Источники апаурушея шабды:
-шастры (дают знание об Истине);
-садху (совершенным образом передают это знание по цепи ученической преемственности);
-гуру (помогает совершенным образом применить это знание и защищает его от неискренних людей).
Только при условии, если все 3 источника дают одну и ту же информацию, ее можно принять как Абсолютную Истину!
| |