Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трансцендентное знание. Трансцендентное знание. Трансцендентное знание



 

Путь

I Ароха-пантха - восходящий путь познания (индуктивный). Надежда на собственные силы, пример богоборческого сознания.

II Авароха-пантха - нисходящий путь познания (дедуктивный) – передача знания по цепи ученической преемственности. Надежда на милость от Бога.

3 характеристики ведической дедукции:

1) Все умозаключения строятся исходя из причины. (мат-стхани сарва бхутани)

2) Все умозаключения направляют нас к причине, утверждая, что нет иной цели познания, кроме причины всего сущего (пурушартхо’ тах шабдат ити бадараянах)

3) Ведическая дедукция шастрамулака – укорененная в шастрах. Так как она трансцендентна на ней не сказывается ограниченность ума и чувств.

Гуна

Тамас - невежество – в высшей степени узкое знание.

Раджас - страсть – знание которое все время делится, ветвится, разделяется.

Саттва – благость – знание, которое позволяет получить даршан Абсолютной Истины.

Шуддха-саттва – чистая благость – понимание трансцендентного.

Тип знания

Индрия-паратантра-гьяна – «знание, получаемое с помощью органов чувств», низший тип знания, который ни к чему не приводит. Изучает материальное разнообразие. С помощью него нельзя постичь трансцендентное знание о Господе.

Нирвишеша-гьяна – отрицание материального многообразия: маявада, буддизм. Одна из форм индрия-парататтва-гьяны.

Сватах-сиддха-гьяна – самоочевидное знание (в т. ч. знание о Кришна-таттве), которое является частью души в ее естественном непокрытом состоянии. Сейчас мы не имеем доступ к этому знанию, так как душа спит, покрытая материальной природой. Что вспомнить это знание трансцендентные вечные Веды нисходят в этот мир, чтобы помочь нам.

Уровень

Адхибхаутика – грубый телесный уровень.

Адхидайвика – уровень ума.

Адхйатмика – духовный план.

Способ получения знания

Определение и описание, степень достоверности

1. Пратьякша - («прати» -перед, «акша» - глаза - то, что находится перед глазами). Познание через собственные органы чувств, эмпирическое восприятие с помощью пяти чувств: слуха; зрения; обоняния; осязания; и вкуса.

Вайшнава веданта признает 2 вида пратьякши:

Бахья - внешняя Антара - внутренняя
Непосредственный контакт телесных органов с внешними объектами. Считывание умом сигналов от органов чувств: 1) Савикалпака – предварительное восприятие, объект еще не распознан и не классифицирован. 2) Нирвикалпака – распознанный объект.

Пратьякша не позволяет постичь Абсолютную Истину. Так как каждое живое существо обладает 4 недостатками в обусловленном состоянии:

Недостаток Место возникновения ошибки Пример
Бхрама – склонность совершать ошибки, принимать одно за другое, неправильная интерпретация. Ошибка разума – буддхи. Принимать тело за самих себя – изначальная ошибка (остальные бхрамы исходят из этой). #В сумерках принять дерево за человека
Прамада – склонность впадать в иллюзию, невнимательность, избирательность, рассеяность. Непонимание своей собственной ограниченности. Ошибка ума – манаса. Мир воспринимается умом, как только ум отвлекается, знание искажается. #Слухи
Випралипса –склонность обманывать других, выдавать желаемое за действительное. Ошибка эго – аханкары. Подсознательное желание наслаждаться, вожделение заставляет людей казаться, а не быть.
Карана патава – обладание несовершенными чувствами, ограниченные возможности чувств. Ошибка чувств. Не видим прошлого и будущего. Видим только определенный диапазон восприятия. Видение отделено от объекта по времени, он мог изменится. Дискретные предметы воспринимаются как единое целое (фильм)

Пратьякша ограничена восприятием только материального и происходящего в настоящем. Чувственный опыт имеет отношение только к внешней стороне явления, тогда как истина лежит гораздо глубже.

Знание, основанное только на пратьякше в конечном итоге приводит к деградации.

2. Анумана – («манас» - ум, «ану» - следовать) логика, размышления и умозаключения, теории, выводимые из фактов, гипотезы, обобщение опыта.

Есть 3 формы мышления:

-рефлективное (определение рамок);

-творческое (определение возможных причин);

-критическое (оценка возможностей этих причин с точки зрения логики и вероятности)

Логика представляет собой систематическое мышление, выраженное средствами языка объясняющее то, что нам известно о мире

Структура логического мышления:

1. Пратьяга — формулировка тезиса. (#На холме горит огонь)

2. Хету — причина, по которой мы формулируем тезис. (#Оттуда идет дым)

3. Викьяти — общий принцип, индуктивный элемент. Подтверждение примером. (#Где есть огонь, есть дым, когда готовят на костре. Где нет огня, нет дыма. Посреди озера дыма нет)

4. Упанайана — констатация факта, того, что есть. Применение общего правила к конкретной ситуации (#Я вижу дым над этим холмом)

5. Нигамана — вывод. (#Поэтому на холме горит огонь)

 

Анумана не позволяет постичь Абсолютную истину, потому что:

- в качестве фактов для размышлений все равно выступает несовершенная пратьякша.

-ум слишком изменчив, часто он может быть невнимателен, не сосредоточен;

-логика, выдвигаемая умом сильно зависит от эмоционального состояния человека и его корыстных мотивов;

-логика сама по себе обладает рядом несовершенств, например, таких как: просеивание частных случаев, установление ложных зависимостей между причиной и следствием, циркулярностью (наличием замкнутых логических петель); ложными обобщениями. (# Пример логической петли: Р. Декарт выдвигал тезис, что все нужно подвергать сомнению. Тогда в первую очередь сомнению нужно подвергнуть это утверждение. Получается если оно правильно, то оно неправильно, и если оно неправильно, то оно правильно. Логический парадокс! )

-логика не имеет внутри себя абсолютной точки отсчета, в следствие чего любую логику можно опровергнуть.

-не может привести к познанию того, что лежит за пределами логики, объектов ачинтья – «непостижимых», объектов, не относящихся к материальной природе. (БГ 10. 4-5 Ум создан Господом. Невозможно постичь полноту Источника с помощью того, что вышло из этого источника, что намного меньше Источника. )

 

Знание, основанное на анумане в конечном итоге приводит к деградации.

3. Шабда - звук, голос. Принятие информации из внешнего информационного источника, который располагает авторитетной информацией, посредством слушания (шрути). Этот метод познания можно применять отдельно, не прибегая к помощи остальных. Хотя мы слышим шабду с помощью пратьякши, шабда остается независимой от нее (животные которые полагаются только на свои чувства не прогрессируют, в то время как дети обретают разум полагаясь на слова родителей).

При принятии этого способа познания встает вопрос доверия к источнику знания. Шабда бывает двух видов:

Паурушея- «То, что я узнаю глазами других», знания, получаемые от других людей (используют даже эмпирики и логики). Когда я не испытывал этого сам, но услышал от другого человека о его эмпирическом или логическом опыте. Апаурушея (брахма-видья, амная, шрути) – знания, полученные из совершенного источника, несотворенные человеком, Богооткровенное знание, полученное непосредственно от Бога, передают то, что находится за пределами нашего опыта. Примером такого знания служат Веды.
Является несовершенным так как наделено теми же недостатками что и пратьякша, и анумана. Позволяет постичь Абсолютную Истину, так как Бог, а, следовательно, и Его послание, лишен всех недостатков. Обладает способностью освобождать живое существо от зависимости от собственных чувств. Доказывает само себя за счет последующего духовного опыта.

Одним из видов апаурушея шабды является парокша.

4. Апарокша Осознание. Прямой путь получения знания. Когда душа познает без опосредования оскверненного ума и органов чувств. Медитативная форма восприятия, доступная только людям, достигшим определенного уровня в концентрации и медитации. Начальная форма откровения. Прямое познание души, самоосознание. На этой стадии человек для осмысления ведического звука пользуется ануманой, но это не спекулятивные рассуждения, а вичар – философские размышления ученика, который строго следует примеру и наставлениям гуру. 5. Адхокшаджа Уровень откровения. То, что находится вне моего восприятия, недоступно экспериментальному познанию. " Адхах" – вниз, подавлять, подчинять, " Акшаджа" - знания, которые напрямую воспринимаются чувствами. На этом уровне с 5 онтологических истин: ишвары, дживы, пракрити, калы и кармы наконец спадает покров тайны. 6. Апракрита (дивья-пратьякша) «Нерукотворный, не-пракрити» - духовное, не материальное знание, находится за пределами материального знания. Божественное созерцание трансцендентных игр Господа, никак не связанных с механистическими функциями материальной природы, это духовная деятельность. Открывает изначальное положение дживы как вечного слуги Кришны в духовном мире. Непосредственное восприятие Кришны и Его божественное обители духовными чувствами, которое наполняет сознание преданного непреходящим блаженством.

Парокша (смрити) – знание о трансцендентном, получаемое не непосредственно от Бога, а от совершенного в духовном отношении человека (апта-пуруши, махаджана), который без искажений передает богооткровенное знание и чье сознание находится в союзе с Богом, погружено в Бога.

 

Таким образом, апаурушея шабда является лучшим претендентом на то, чтобы выбрать ее своей точкой отсчета в получении истинного знания.

Вайдушья-пратьякша – истинное видение реальности, встречается очень редко и присуще чистым душам, практикующим преданное служение под руководством духовного учителя.

Шуддха-юкти – чистая логика души.

Брахма видья – человек, которому доступно знание апарокша познал Брахман и свою духовную природу, то что он в действительности является не телом, а душой.

 

 

Трансцендентное знание

Практический аспект:

-Осознание себя как души;

-Осознание безличного Брахмана.

Параматма видья – доступно знание Вайкунтхи, аспекта величия Господа. Результат вайдхи-бхакти.

 

Трансцендентное знание

Практический аспект:

-Осознание себя как души;

-Осознание Господа в Его аспекте Параматмы

-Осознание Вайкунтхи, духовных планет.

-Осознание своих взаимоотношений с Господом: шанта, дасья, сакхья расы

Бхагавата видья – доступно знание Голоки Вриндаваны, аспекта сладости Господа. Результат рагануга-бхакти.

 

 

Трансцендентное знание

Практический аспект:

-Осознание себя как души;

-Осознание Господа в Его аспекте Бхагавана, встреча с Кришной

-Осознание Голоки Вриндаваны – планеты Кришны.

-Осознание своих взаимоотношений с Господом: випраламбха-сакхья - близкая дружба, ватсалья и мадхурья расы - полное самопожертвование.

Производные и гибридные формы видов знания, не самодостаточные (апритхак) не работают без пратьякши, ануманы и шабды. Недостатки Абхава (анупалабдхи) –буквально «небытие», несуществование. Знание на основании отсутствия чего-либо или кого-либо (метод исключения). Как узнать, кого или что исключать? Как точно узнать откуда и каким методом исключать? Упамана –аналогия, сравнение с тем, что я знаю. Данных для сравнения недостаточно. Артхапати –гипотеза на основании неизвестного опыта, логика от противного, подразумевание, единственно верное предположение. Пример: Девадатта жирный, но он не ест днем – значит он ест ночью. Может не быть вариантов в уме, или их будет слишком много. Самбхава –знание на основании включения чего-то куда-то. Пример: если у человека есть тысячу долларов, то это значит, что у него есть сто долларов. Не мыслимо без логики, а также знания авторитетов. Чешта –жест, символ, мимика. Могут быть обманчивы.   Арша –авторитет мудрецов (от слова риши). Мудрецы могут не знать истину

Айтихья – традиция или историческое познание.

Ошибка в передачи традиции. Ошибка в понимании традиции

Источники апаурушея шабды: -шастры (дают знание об Истине); -садху (совершенным образом передают это знание по цепи ученической преемственности); -гуру (помогает совершенным образом применить это знание и защищает его от неискренних людей). Только при условии, если все 3 источника дают одну и ту же информацию, ее можно принять как Абсолютную Истину!
Позволяет осознать

Материальное знание ( апара). Можно постичь материальную природу. Нельзя постичь алаукика - трансцендентные предметы и ачинтья – непостижимые, внутренне противоречивые предметы.

Трансцендентное знание (пара)(его теоретический аспект)
Уровень сознания

Анна майа, Прана майа, Гьяна майа.

Анна майа, Прана майа, Гьяна майа. Вигьяна-майа. Ананда-майа Айшвария. Ананда-майа Мадхурья.
Вид бхакти, методы

Вайдхи-бхакти, видхи-марг - регулируемое преданное служение.

Шраванам, киртанам, вишнох смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасйам.

Рага-бхакти - спонтанное преданное служение. Сакхйам, атма-ниведанам.
                           

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.