|
|||
Щука – утка – лебедь – коньОтгадайте загадку: Щука в море, хвост на заборе. Что это? Ответ может вас удивить. Это ковшик – черпак. Его вешали за черенок на бортик более крупного ковша. В старину люди бы сразу отгадали! Деревянными ковшами, в Северной и Восточной Европе, пользовались с древности до 19 века. Археологи нашли экземпляры, которым 5 тысяч лет! Ковши выдалбливались, вырезались из капа (наросты на стволе дерева), корней, мягких пород дерева, например, липы. Были в форме ладьи с чертами водоплавающих птиц – уток, лебедей, гусей. Почему именно их? Древние одушевляли стихии природы, наделяли животных магическими свойствами. Как говорят теперь, воспринимали мир через мифологическое сознание. И образ птицы был излюбленным в русском народном творчестве. Например, утка в легендах выступала как один из Творцов Вселенной. Вот и в сказке, помните? Где хранится смерть Кощея? В игле, игла – в яйце, яйцо – в утке… Ковши – утицы, ковши – лебеди были не просто утилитарными предметами. Они ещё использовались как ритуальная посуда в разных обрядах, например, в сватовстве, свадьбе, при землепашестве, в целительстве. Ковш – утица Ковш – лебедь На русском Севере были распространены ковши – скопкари с двумя ручками – головой коня или птицы и хвостом. Конь был ещё одним излюбленным мотивом в народном творчестве – солнечный конь символизировал движение Солнца. Его образ встречается во всех видах народного искусства: прялки, вышивка, роспись. Скопкарь - конь Скопкарь - конь По назначению были разные виды ковшей. Например, питьи (питьевые) – индивидуальная посуда, весившая «около гривны» ( примерно 200 гр. ). Большие выносные ковши вмещали до двух вёдер браги, мёда или кваса (для вина были отдельные кубки). Они всегда занимали центральное место, «возвышались» над всем столом, олицетворяли радушие и гостеприимство. Скопкарь - утица
|
|||
|